Эксперты всемирной организации здравоохранения бьют тревогу: 77 млн человек моложе 18 лет имеют проблемы с лишним весом. Такие данные в ходе недавней пресс-конференции озвучил глава Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. "Среди них 22 млн - малыши в возрасте до 5 лет", - добавил он. Статистика, что ни говори, получается печальная: ожирением страдают 32,2% женщин и 16,2% мужчин.
В последние годы общее состояние здоровья россиян ухудшается, растёт смертность, уменьшается продолжительность жизни. На сегодняшний день Россия занимает 134 место в мире по продолжительности жизни. Кроме того мы занимаем лидирующие позиции по смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Одной из основных причин такого удручающего положения является нарушение статуса питания населения в нашей стране.
По культуре питания наша страна занимает 62 место в мире. За последние 15 лет резко возросло количество людей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта. На первое место выходит проблема здорового питания.
Не случайно известное выражение “человек то, что он ест” имеет под собой реальную основу. И в ожирении, и в заболеваниях ЖКТ виноваты мы сами, точнее то, как и что мы едим.
Все ткани и органы человека образуются из “строительных материалов”, поступающих с пищей. Таким образом, здоровье напрямую зависит от поступления в организм необходимых ему продуктов.
Как привыкли – так и живём. Причём спокойно, особо не напрягаясь. Когда проявляются различные болезни, тогда уже мы задумываемся: “может что-то стоит изменить?”. А до этого как бы и причин особых нет для этого. А ведь к этому времени уже формируются устойчивые вкусовые предпочтения, которые не так -то просто забыть.
К счастью, снизить риск заболеваний в наших силах. Начните прямо с сегодняшнего дня обращать внимание на то, что и как вы едите.
Одна из главных задач школы сегодня – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьезной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ребенка.
Именно в школе ребёнок проводит значительное время, поэтому сохранение и укрепление здоровья обучающихся становится одной из важнейших задач каждого учителя.
Проблемное поле реализации данной проблемы – рациональное качественное питание школьников.
Во-первых, во многом из-за несбалансированного питания с каждым годом сокращается количество детей, имеющих первую и вторую группы здоровья. В 2010 г. – 2% обучающихся имели I группу здоровья, 57% - II группу здоровья. Возросла распространенность основных алиментарно-зависимых заболеваний среди обучающихся: болезни органов пищеварения – 6%, ожирение и избыточная масса тела 8%, кариес – 52%.
Во-вторых, некоторые дети, видимо, согласуя свои действия с мнением родителей, не питаются горячими завтраками и обедами в школьной столовой. Особенно это касается обучающихся 9-11 классов, которые предпочитают приобретать буфетную продукцию. Так, охват горячим питанием в 9 классе составил 37%, а в 10 -11 классах – всего лишь 18 %. Это серьезно нарушает рациональный режим питания, учитывая, что обучающиеся старших классов проводят в школе по 6 - 7 часов ежедневно.
В-третьих, дети и их родители не демонстрируют грамотного, сознательного отношения к режиму питания, многие обучающиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни.
Конечно, работа в этом направлении начинается уже в начальной школе. Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую, можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школе существуют эффективные возможности для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Для решения этой задачи и была разработана инновационная модель, главная задача которой – создание особой здоровьесберегающей среды, своего рода “школы здоровья”.
Это направление всегда реализовалось через уроки окружающего мира (например, темы: “Надёжная защита организма”, “Наше питание”, “Здоровый образ жизни”), классные часы (по темам: “Правильное питание”, “Здоровый образ жизни”), которые проходят в форме игры, дискуссии. Нужно было еще что-то, что позволило бы сделать работу в этом направлении более системной.
Как было сказано выше, начать следовало с родителей, с формирования у них грамотного, сознательного отношения к режиму питания на занятиях родительского педвсеобуча “Режим дня”, “Здоровье ребёнка”, “СМИ и здоровое питание”, “Как правильно есть”, “Молоко и молочные продукты”, в ходе которого поступил родительский запрос на проведение особого предметного курса, призванного помочь родителям в формировании у детей культуры питания.
С 2011 г. в школе реализуется образовательная программа “Разговор о правильном питании”. Перед началом работы над программой было проведено анкетирование учащихся с целью выявить уровень владения навыками культуры питания. АНКЕТА:
Ответь на вопросы:
1. Сколько раз в день ты ешь?
А) 3 раза;
Б) 4-5 раз;
В) сколько захочу.
2. Ты собираешься с родителями загород, что ты возьмёшь в дорогу?
А) кола |
Б) булка |
В) Бутерброд |
Чипсы |
Йогурт |
лимонад |
Сухарики |
пирожок |
сухарики |
Печенье |
фрукты |
булка |
3. Ты идёшь с тренировки домой и сильно проголодался, у тебя есть мелочь. Как ты поступишь?
А) куплю пирожок;
Б) беру бутерброд с собой;
В) куплю сок.
Ключ:
1) А-1б, Б- 2б, В- 0б.
2) А- 0б, Б- 2б, В- 1б.
3) А- 0б, Б- 1б, В- 2б.
В результате только 8% детей владеют навыками культуры питания. В процессе работы дети учились: - выбирать самые полезные продукты, - как сделать кашу вкусной, - выбирать продукты для полдника, ужина, - выбирать полезные напитки и т.д.
Заинтересовавшись данной темой, двое учащихся написали научно- исследовательские работы о здоровом питании, одна из которых: “Полезен ли лимонад”, заняла 3 место на городской научно- практической конференции.
В конце года было проведено повторное анкетирование, результаты которого показали, что 32% учащихся повысили свой уровень владения навыками здорового питания, что позволяет сделать вывод о том, что программа реализуется успешно.
См. презентацию.