“Уравнения будут существовать вечно”.
А.Эйнштейн.
Цели урока:
Образовательные:
- повторить способы решения некоторых видов тригонометрических уравнений;
- систематизировать полученные знания, активизировать самоконтроль, взаимоконтроль.
Развивающие:
- уметь применять полученные знания для решения тригонометрических уравнений;
- развивать математическое мышление.
Воспитательная:
- воспитать интерес к математике и к дисциплинам умственного труда.
Тип урока: итоговый урок
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Необходимое оборудование: интерактивная доска, мультимедиа проектор, карточки с устными и подготовительными упражнениями, 4 варианта самостоятельной работы.
Ход урока
- Организационный момент.
- Устные упражнения.
- Подготовительные упражнения.
- Повторение методов решения тригонометрических уравнений.
- Самостоятельная работа.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
- Организационный момент.
Приветствие учителя, отметить отсутствующих, проверить подготовку к уроку. Сообщить тему и цель урока. В дальнейшем все задания выводятся на интерактивную доску.
ctg x=0; cos x=1
- Подготовительные упражнения.
- Пользуясь формулами сложения преобразовать выражения:
- .
- Повторение методов решения тригонометрических уравнений.
- Решение методом введения новой переменной.
- 4sin2x+11sinx – 3 =0.
- 5sin2x+6cos x – 1 =0.
Введём новую переменную: t=sin x, tприходим к квадратному уравнению:
4t2+11t – 3=0.
Корни данного уравнения t1= -3; t2=.
Делаем обратную замену с учетом, что t sin x=. Решаем данное уравнение:
x = arcsin+ 2.
x = .
Ответ можно записать в следующем виде:
a) x = .
Из основного тригонометрического тождества sin2x=1 – cos2x, следовательно исходное уравнение примет вид: -5cos2x+6cos x – 1=0.
Введём новую переменную t=cos x, t . Приходим к квадратному уравнению:
-5t2+6t – 1=0. Корни данного уравнения t1=1; t2= . Оба корня подходят. Делаем обратную замену.
cos x=1
Частный случай х=.
cos x=.
.
- Решение однородного уравнения.
- cos2x+4sin2x=2sin2x.
Перепишем уравнение с учётом формулы двойного угла cos2x+4sin2x=4sin xcos x. Разделим обе части уравнения на cos2x Получим уравнение 4tg2x-4tg2x+1=0. Введём новую переменную: t=tgx, уравнение примет вид 4t2 – 4t+1=0. Корень данного уравнения: t= 0,5. Сделаем обратную замену tg x=0,5. Ответ: х = arctg.
- Введение вспомогательного угла.
- sin x+7cos x=5.
Решим методом вспомогательного угла. Найдём Разделим обе части на , получим . sin , cos. Тогда tg =7 и =arctg7. Применим формулу синуса суммы, получим:
sin(x+)=, отсюда x+=
x=
Ответ: arctg7.
Разделим обе части на 2, получим
Уравнение примет вид Применим формулу синуса разности получим: sin(x - )=. (x - )=. Ответ: x=. Ответ можно записать в следующем виде: х=- Разложение на множители.
- Применение различных формул.
sin2x – sin x=0.
Вынесем sin x за скобки, получим уравнение: sin x(sin x – 1) = 0; sin x=0 или sin x – 1 =0.
Ответ:x=n , nZ. x=
- sin 4x cos2x – cos4x sin2x=0.
- 3sin2x – 4cosx + 3sinx – 2=0.
Применяем формулу синуса разности. Подобный пример уже рассматривался.
Решение: 6sin x cosx+3sinx – 4cosx – 2=0,
3sinx(2cosx+1) – 2(2cosx+1)=0.
(2cosx+1)(3sinx – 2)=0.
2cosx+1=0 или 3sinx – 2=0.
cos x=, x=
sin x=, x= .
Ответ:
- Самостоятельная работа (10 – 15 мин.).
1 Вариант.
|
2 Вариант.
|
3 Вариант.
|
4 Вариант.
|
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание ( по учебнику Колмогорова А.Н.) №166(г); 168(г); 169(г); 170(г); 172(г).
Данный урок последний перед контрольной работой по теме: “ Решение тригонометрических уравнений”. На уроке рассмотрены основные методы решений тригонометрических уравнений, разбираемые в школе.