Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Речь способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности.
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и успешного обучения его в школе. Различные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, — одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.
Научные исследования и практический опыт доказывают, что устранять дефекты звукопроизношения у детей необходимо в дошкольном возрасте, так как именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью. Если своевременно не решить эту проблему, то нарушатся условия для дальнейшего полноценного развития ребёнка.
Иногда у детей, имеющих недостатки речи, отмечаются различные сопутствующие и вторичные отклонения в развитии нервно-психической сферы. К ним относятся отрицательные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, сензитивность, замкнутость, негативизм и др.). Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности. Зачастую такие дети даже в 5-6 лет оказываются психологически неготовыми к активному участию в логопедической деятельности.
Коррекционная работа над звукопроизношением у детей состоит из трёх этапов:
- Развитие моторики речевого аппарата;
- Отработка правильного произношения звуков;
- Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.
Мой опыт работы показал, что зачастую самым трудным и длительным является третий этап. При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребёнку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребёнка. А от повторений никуда не деться, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребёнка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. В отдельных случаях тяжело дается постановка звука и каждый, даже самый незначительный, шаг вперед стоит больших усилий. Чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен, я стараюсь разнообразить занятия. Ведь только положительная мотивация способствует эффективной работе, что приводит впоследствии к желаемому результату.
Большую помощь в преодолении трудностей оказывают игровые приемы и формы работы. Я максимально широко использую их на всех этапах формирования правильного произнесения звуков: подготовительном (развитие артикуляционного аппарата), вызывания (постановки) звука, его автоматизации, дифференциации поставленного звука со сходными (по акустическим и артикуляционным признакам) звуками.
Игровые методы позволяют решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
- увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
При отработке артикуляционных укладов эффективен приём обыгрывания артикуляционных движений иди поз. Здесь применяю небольшие стихотворения, сказки «о весёлом язычке» с опорой на наглядность. Игровые артикуляционные упражнения не только создают положительный эмоциональный фон, но и направлены на длительность их выполнения. Например, делая упражнение «Чашечка» (сложить, язык чашечкой, сохранить ее, чтобы она не упала и чай не пролился), ребенок должен удержать артикуляционную позу 10— 15 с.
При формировании речевого дыхания, постановке звука, развитии фонематического восприятия также использую игровые приемы и упражнения М.Ф. Фомичевой, Л.Н. Ефименковой, В.И. Селиверстова, З.А. Репиной и дополняю их собственными вариантами и модификациями. В своей деятельности пользуюсь мультимедийными презентациями, которые позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Итак, игровые формы ребенка заинтересовывают, вызывают желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова. В игровых занятиях перед ребенком ставится определенная задача, решение которой зависит от правильности выполнения задания: продуцирования звука, слога, слова.
Приведу некоторые варианты игровых форм и приёмов.
У нас гости. Вся деятельность построена на приходе гостя, который не умеет делать артикуляционную гимнастику или произносить правильно звук и просит его научить; либо гость принес с собой разные задания и просит помочь их выполнить.
Посылка. Приношу на занятие посылку или письмо, отправитель которых известен сразу или имя его выясняется в ходе деятельности. Разбирая посылку (игрушки, картинки, карточки и т.д.), ребенок выполняет приготовленные для него задания.
Путь по карте. Ребёнку предлагается рисованная карта. Передвигаясь от одного пункта к другому, обозначая при этом свой путь фишкой, ребёнок выполняет задания, преодолевая преграды. Прохождение пути по карте возможно в ходе одного занятия, а может растянуться и на несколько. В конце пути ребенка ждет сюрприз.
План. Ребенку предлагается план, согласно которому в кабинете находятся конверты с заданиями. Двигаясь по кабинету, ребенок находит и выполняет приготовленные для него задания. План может подсказать ребенку порядок их выполнения (Сначала выполни задание из синего конверта, потом из зеленого…).
Заколдованное слово. Перед ребенком на карточках выложено слово. Чтобы перевернуть и узнать очередную букву, ребёнку нужно выполнить задание логопеда. После того как все слово будет раскрыто, ребенок сам или с помощью логопеда читает его. Логопед выставляет картинку или игрушку с его изображением.
Проявляющаяся картинка. Перед ребенком на столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После каждого выполненного задания части картинки переворачиваются, постепенно «проявляя» изображение. Таким образом, к концу занятия ребёнок увидит картинку. Это может быть «подарок» для ребенка или портрет персонажа, который и приготовил все задания.
Выступаем в цирке. Цирковые артисты (это могут быть картинки или игрушки) не просто выступают в цирке, а выполняют задания, при этом ребёнок им активно помогает: например, жонглер ловит мячи с заданным звуком; попугай передразнивает, повторяя слова; умный слон топает столько раз, сколько слогов в слове и т.п.
Занятие — сказка. В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку сказки предлагаю помочь персонажам, выполнив различные задания (замесить вместе с бабушкой тесто, «пробежаться» с Колобком по дорожке, перехитрить лису, встретить новых героев и т.д.) с помощью картинок или игрушек. Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные задания.
Моя практическая деятельность говорит о том, что игровые формы повышают эффективность развития речевых и познавательных способностей детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит очень успешно, собственно «речевая задача» не довлеет над ребенком, в значительной степени снимаются комплексы (не получается и не буду), состояние неуверенности. Желание выполнить игровую задачу является, как правило, достаточно сильным стимулом и способствует более быстрому исправлению звукопроизношения.
Конспект индивидуальной деятельности по автоматизации звука Л
«Новая сказка Колобка»
Цель: Автоматизация звука Л в согах, словах, предложениях со стечением согласных.
Программное содержание:
- Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [Л].
- Продолжать учить правильно произносить звук [Л] в слогах.
- Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю.
- Учить определять наличие звука [Л] в словах.
- Упражнять в правильном употреблении форм именительного падежа множественного числа имен существительных.
- Продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные.
- Развивать память, внимание, целостное восприятие, мелкую моторику.
Оборудование: компьютер; изображения персонажей и предметов к сказке «Новая сказка Колобка» (колобок, белка, ёлка, лось, клубника, блузка, слон, клубок, платье, облако, плот, плоты, глобус, глобусы, клумба, клумбы, клоун, клоуны, кукла, куклы, яблоко, яблоки); карточка-дорожка и поролоновый шарик; счётные палочки.
Ход деятельности
Организационный момент.
Сегодня мы с тобой вновь встретимся со сказкой. Колобок решил найти себе новых друзей. Поможем ему?
Слайд 2.
Покатился Колобок по дорожке. (Дыхательное упражнение. Ребёнок прокатывает поролоновый шарик воздушной струёй по дорожке.)
Слайд 3.
Прикатился в лес, а где искать друзей — не знает. Видит, на опушке стоит Ёлка, решил у неё спросить. А та устроила Колобку испытание, чтобы выяснить, что Колобок умеет делать. (Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику для звука [Л].) Упражнения:
Слайд 4. «Лопатка»,
Слайд 5. «Чистим верхние зубы»,
Слайд 6. «Качели»,
Слайд 7. «Чашечка»,
Слайд 8. «Индюк».
Слайд 9.
Ёлочка подсказала Колобку, что друзей нужно искать со звуком Л. Колобок поблагодарил и выложил из счетных палочек изображение ёлки. (ребёнок выкладывает)
Ветерок прогуливается по каждой веточке и гудит: Л-Л-Л (ребёнок ведёт пальчиком по палочке, произнося звук Л)
Слайд 10.
Катится Колобок за звуком [Л] по лесу, шишки, веточки пинает:
пла-пло-плу;
плу-пла-пло
клу-клы-кла;
кло-клу-клы
блы-бла-блу
бло-блу-бла
гло-гла-глы
глу-гло-гла
Ребенок проговаривает слоговые дорожки.
Слайд 11.
Докатился Колобок до дома Белочки. А Белочка живет на высоком дереве.
Слайд 12.
Чтобы подняться к ней в гости, нужно назвать каждую картинку (клубника, блузка, слон, клубок, платье, облако).
Слайд 13.
А Белочка в это время наводит порядок, раскладывает парами картинки: к картинке с изображением одного предмета подбирает картинку с изображением нескольких таких же предметов. Колобок решил ей помочь. (Ребенок четко проговаривает слова-картинки.)
плот - плоты,
клоун – клоуны,
глобус - глобусы,
кукла – куклы,
клумба - клумбы,
яблоко - яблоки.
Слайд 14.
Подружился Колобок с Белочкой. Стал спускаться по лесенке. А чтобы он не оступиться, нужно каждую картинку назвать ласково. (облачко, платьице, клубочек, слоник, блузочка, клубничка).
Слайд 15.
Покатился Колобок дальше и встретил в лесу Лося. Стали они играть в игру «Чей, чья, чьё?» - упражнение в словообразовании притяжательного прилагательного от слова лось.
Слайд 16.
Чьи у лося рога? – Лосинные рога.
Чьи у лося глаза? -
Чьи у лося ноги? -
Чей у лося хвост? -
Чья у лося голова? -
Чей у лося нос? -
Чьи у лося копыта? -
Чьё у лося туловище? -
Слайд 17.
Так Колобок нашёл себе новых друзей. Чтобы вернуться домой ему нужно образовать глаголы от слова катился.
Колобок из дома - … укатился
Колобок по дорожке - … покатился
Колобок к ёлке - … подкатился
Колобок от ёлки - … откатился
Колобок за ёлку - … закатился
Колобок с горки - … скатился
Колобок домой - … прикатился
Слайд 18.
Итог.
Используемая литература:
- Акименко М.В. Новые логопедические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
- Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2009
- Инновации – в логопедическую практику. Сборник статей. Составитель О.Е. Громова. Приложение к журналу «Обруч» ЛИНКА-ПРЕСС, Москва, 2008
- Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1985.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.- Москва «Владос» 2001.
- «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В. Туманова – М., «Издательство «Просвещение», 2008.
- Репина ЗА., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2000.
- Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.