Серьёзные изменения в содержание работы логопедической службы образовательных учреждений внесло введение федеральных государственных стандартов начального общего образования. Возникла необходимость разработки образовательных программ, системы мониторинга с учётом психофизических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, значительную часть которых составляют дети с нарушениями речи.
Цель деятельности учителя-логопеда в системе организации психолого-педагогического сопровождения – исправление речевого дефекта обучающихся путём создания оптимальных условий для прохождения коррекционного маршрута. Логопедическая работа условно делится на три этапа: диагностический, коррекционный и оценочно-контрольный. Важное место в работе логопедического пункта занимает диагностический этап, во время которого происходит выявление факторов риска для каждого ребёнка. Правильная квалификация имеющихся дефектов устной речи обучающихся позволяет организовать коррекционное обучение с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, степени выраженности дефекта, пробелов предшествующего обучения.
У большого количества обучающихся, зачисленных на логопедические занятия, наблюдаются дизартрические нарушения речи различной степени выраженности, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата. Это нарушения звукопроизношения и просодической сторон речи, недостаточная автоматизация поставленных звуков в связной речи, недостаточная чёткость звукопроизношения, смазанная дикция и т.д. Логопедическое обследование позволяет выявить структуру и тяжесть фонетико-фонематического нарушения, сопоставив его с тяжестью поражения артикуляторной и общей моторики, с общим психическим и речевым развитием ребёнка. Предлагаю заполнять разработанный мною вкладыш к речевой карте обучающегося, страдающего дизартрией (Приложение 1). В нём подробно расписаны все обследуемые движения и процессы. В середине учебного года проводится такая же экспресс-диагностика, а в конце каждого учебного года проводится повторное обследование устной и письменной речи учащихся, посещающих логопедические занятия в школьном логопункте, для определения динамики речевого развития и уточнения плана коррекционно-развивающей работы.
Логопедическая работа при коррекции дизартрии проводится поэтапно согласно разработанному мною перспективному плану индивидуальной работы (Приложение 2). Учитель-логопед дополняет все пункты данного плана (уточняет индивидуальный коррекционный маршрут для каждого обучающегося) согласно учёту индивидуальных особенностей и способностей детей-логопатов, указывает формы, приёмы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, применяемые на разных этапах коррекционной работы.
Система работы по организации логопедического сопровождения обучающихся в условиях общеобразовательной школы позволяет обучающимся предотвратить неуспеваемость, овладеть школьной программой по русскому языку, способствует социальной адаптации учащихся.