Цель: Сформировать познавательные интересы учащихся, поддержать их устойчивое внимание к диалогу русской и родной литературы; развивать духовный мир, творческую активность учащихся, используя литературное слово, музыку, живопись; развивать умение работать в группе; воспитывать любовь к русскому и родному языкам, гордость за родной край, любовь к Родине, воспитывать нравственность и чувства уважения к классической литературе, к человеку.
Помещение, в котором будет проходить игра, желательно украсить портретами писателей, иллюстрациями к произведениям писателей, подобрать музыкальное сопровождение.
Играют 2 команды по 6 человек в каждой. Для игры изготавливается лототрон или диск, состоящий из 6 секторов, каждый сектор и из 6 делений.
На столе ведущего 6 конвертов разных цветов: красного, зеленого, синего, желтого, белого, оранжевого. В них карточки с вопросами, причем цвет конверта определяет цвет сектора:
Красный – “Писатели Тувы и России”, зеленый – “Узнай героя по монологу”, синий – “Чей портрет?”, (По описанию портрета литературного персонажа назови героя, а также произведения, в котором он фигурирует, и автора.), желтый – “Географический”, (Узнай произведения по месту действия), белый – “Квартирный вопрос”, (Узнай произведения и его автора по описанию интерьера), оранжевый – “Крылатые слова”, (Назови автора крылатых выражений).
Команды отвечают на вопросы, посоветовавшись 30 сек. Какой вопрос достанется, будет зависеть от того, как команда бросит кубик. Всего кубика два. Один кубик бросают команды поочередно, определяя номер вопроса. Другой кубик (с цветными гранями) бросает ведущий. Цветовая грань кубика указывает сектор, к которому относится вопрос. Каждый правильный ответ оценивается в два балла. В случае если команда не сможет ответить правильно, отвечает соперник, получая дополнительный балл при правильном ответе.
Вопросы к красному сектору
- Он с 1790 по 1794 год учится в пансионе Х.Д. Роде и в главном народном училище Тулы. Однако настоящее духовное развитие он получает в семье крестной матери Варвары Афанасьевны Буниной, в замужестве Юшковой, третьей дочери Афанасия Ивановича, женщины образованной и приветливой. В ее доме собирались лучшие литературные и музыкальные силы Тулы. (В. А. Жуковский)
- Четыре десятилетия он отдал литературной работе – писал, чаще всего по ночам, в дни отдыха. Автобиографическая книга “Слово арата” пестовалась ученым-тюркологом профессором А. А. Пальмбахом, будущим переводчиком его книги, поэтом со Щипачевым, первым полпредом советской литературы в Туве. Позже он пишет: “ Тебе вот эту дружескую руку я над материками протяну” (Салчак Калбакхорекович Тока, тувинский писатель).
- Он играл на скрипке. Кто говорит, что он неуклюж в игре напоминал персонажей собственного “Квартета”, а кто уверяет, что он хорошо владел инструментом. … происходил из очень бедной дворянской семьи, родители не были помещиками, и, когда умер его отец, семья осталось совершенно без средств к существованию. Он сам делал свою судьбу. (И. А. Крылов)
- Заслуженный работник литературы и культуры Тувинской АССР, Народный писатель Тувы, родился 17 марта 1908 года. Его произведения переведены на 18 языков народов России и зарубежных стран. Перевел на тувинский язык роман М. Горького “Мать”, произведения А. С. Пушкина, Н. Некрасова, Т. Шевченко, В. Маяковского и др. (Степан Агбанович Сарыг-оол, тувинский писатель).
- Родной русской речи он учился в двух замечательных женщин – бабушки по материнской линии, Марии Алексеевны Ганнибал, особенно когда проводил летнее время в селе Захарово близ Москвы, и у няни Арины Родионовны Яковлевой, которую впоследствии ласково назовет “подругой дней… суровых” (“Няне”). От них он слышал легенды, предания, русские народные сказки. (А. С. Пушкин).
- Он родился 20 марта 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика Василия Афанасьевича Яновского. (Н.В. Гоголь)
Вопросы к зеленому сектору
- “Да, теперь я не нужен стал, меня и надо прогнать: а где обещания, благодарность? Наталью Николаевну я уважаю и люблю. Да что она? Ее воля в этом доме все равно, что вот это, - при этом он… кинул на пол обрезок кожи. – Я знаю, чьи это шутки и отчего я стал не нужен; оттого, что я не потакаю по всем, как иные люди. Я привык всегда и перед всеми говорить правду… Бог с ними” (Л. Н. Толстой “Детство”, Карл Иванович).
- “Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию… Целые дни я бродил около садов… в надежде увидеть с ваше белое платье. В ваших неосторожных прогулках я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливой мыслию, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно” (А. С. Пушкин “Дубровский”, Владимир).
- “Товарищи! Братья! Красная Армия помогла нам свергнуть ненавистную власть нойонов и чиновников. Как лучи утреннего солнца, к нам пришла свобода. Это начало новой жизни, которую нам предстоит построить. Еще много трудностей ожидает нас, но дружба двух народов – русского и тувинского – поможет нам преодолеть любые препятствия на пути. Красный поток за свободу могуч, как воды Улуг-Хема. Да здравствует великий вождь Ленин! Да будет свобода на вечные времена! Ура!” (С.Б. Пюрбю “Красный поток”, Кужеппей).
- “Царица! – сказал он. – Что для тебя сделать? Что ты хочешь? – Нет. Я не пойду от тебя. Я умру возле тебя. Пусть же у ног твоих, пожираемый голодом, я умру, как и ты! И за смерть, за сладкую смерть у твоих ног, ничего не хочу! Что бы тогда за любовь моя была, когда бы я бросил для тебя только то, что легко бросить! Я и не так люблю: отца, брата, мать, отчизну, все, что ни есть на земле, - все отдаю за тебя, все, прощай!” (Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”, Андрий).
- “Ты – тувинский арат, я – русский арат, ты бедняк, и я бедняк, у нас с тобой одна мечта: жить вольной жизнью, без богачей. Русские бедняки чтоб быть свободными, свергли царя и создали свою, Советскую власть. Красная Армия разбила беляков, их остатки удрали сюда и совершают здесь невиданные преступления… Мы, красные партизаны, и прибыли в Туву, чтобы их добить. И еще по указанию Ленина мы должны помочь тувинским аратам в их освободительной борьбе. (С. С. Сюрюн-оол “Глухая речка”, Командир красных партизан).
- “Так и быть, - сказал он, ударяя меня по плечу. – Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь. Завтра приходи со мною проститься, а теперь ступай себе спать, и меня дрема клонит” (А. С. Пушкин “Капитанская дочка”, Пугачев).
Вопросы к синему сектору
- “Ужасное смятение изобразилось на лицо его: багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки. Больной указывал пальцем на двор с видом ужаса и гнева. Он торопливо подпирал полы своего халата, собираясь стать с кресел, приподнялся… и вдруг упал” (А.С. Пушкин “Дубровский”, Андрей Гаврилович Дубровский).
- “… высокая, плотная, с тяжелыми косами; глаза большие, глубокие как ущелье, с густыми черными ресницами, быстрые и светлые, как вспышка зарницы” (С. К. Тока “Слово арата”, Албанчы).
- “Она была бледна, но белизна ее была пронзительна, как сверкающая одежда серафима. Гебеновые брови, тонкие, прекрасные, придавали что-то стремительное ее лицу, обдающее священным трепетом сладкой боязни в первый раз взглянувшего на ее. Ресницы ее, длинные, как мечтания, были опущены и темными тонкими иглами виднелись резко на ее небесном лице. Что это было за создание!” (Н. В. Гоголь “Тарас Бульба”, Панночка).
- “На вершине горы стоял человек. Вровень с ним по зимнему хмурому небу плыли черные снеговые тучи. Про таких как этот человек говорят: если встанет, то высок, если схватит, то силен. Облезлый полушубок из козьих шкур, поношенная черная мерлушковая шапка, штаны из выделанной косульей кожи, мягкие идики и вытертые наколенники – вся одежда и обувь, хоть и сшиты были впору, казались тесными на нем, никак не шли к его широкой груди, похожий на сундук – аптара, к плотному туловищу, словно ствол могучей листенницы, к уверенной и твердой поступи. (К.К. Кудажы “Улуг-Хем неугомонный”, Сулдем).
- “В одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным” (Н. В. Гоголь “Шинель”, Акакий Акакиевич).
- Ходит плавно – будто лебедушка; Смотрит сладко – как голубушка; Молвит слова – соловей поет; Горят щеки ее румянее, Как заря на небе божием; Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут, извиваются, С грудью белою цалуются…” (М. Ю. Лермонтов “Песня про … удалого купца Калашникова”, Алена Дмитриевна Калашникова.
Вопросы к желтому сектору
- “Ночь, июньская прекрасная ночь, с бесчисленными звездами, обнимала опустошенную землю. Вся окрестность представляла величественное зрелище: вблизи и вдали были видны зарева горевших деревень. В одном месте пламя спокойно и величественно сталось по небу; в другом месте оно, встретив что-то горючее, вдруг вырвавшись вихрем, свистело и летело вверх под самые звезды, и оторванные охлопья его гасли под самыми дальними небесами” (Н. В. Гоголь “Тарас Бульба”).
- Земля под ногой стала, как гамак, подвешенный, над тинистой бездной. На этой подвижной земле, на тонком слое сплетенных между собой корнями и стеблями растений, стоят редкие, маленькие, корявые и заплесневевшие елочки. Кислая болотная почва не дает им расти, и им, таким маленьким, лет уже по сто, а то и больше… (М. Пришвин “Кладовая солнца”).
- “Вот она кинулась полоской пены с крутого уступа и, упав на камни, бежит дальше – быстрая и звонкая. На ее пути от истоков в высокогорной тайге на Тодже до впадения в Каа-Хем – много порогов и водопадов. Когда мать первый раз вынесла из чума, я увидел родную Мерген. И сейчас ее трудный, сверкающий путь у меня перед глазами” (С. К. Тока “Слово арата”).
- “Немного лет тому назад,
Там, где сливаяся шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.” (М. Ю. Лермонтов “Мцыри”) - “К зиме мы откочевали в местность, называемую Булук-Бели. Позади нашей зимовки чернели скалистые горы, а впереди была ровная белая степь. Вблизи от нас никто не зимовал. Поэтому гостей к себе мы не ждали. Лишь редко приезжали те, чьих лошадей на свой страх и риск принял Эргеппей в табун” (С. Б. Пюрбю “Повесть об Эргепее”).
- “Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь. – А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись. – Она потрепала мне по голове и ушла”. (В. Г. Распутин “Уроки французкого”).
Вопросы к белому сектору
- “Все в светлице было убрано во кусе того времени… Все было чисто, вымазано глиною… Окна в светлице были маленькие, круглыми матовыми стеклами… На полках, занимавших углы комнаты и сделанных угольниками, стояли глиняные кувшины, синие и зеленые фляжки, серебряные кубки, позолоченные чарки венецианской, турецкой, черкесской работы”. (Н. В. Гоголь “Тарас Бульба”).
- “Картинки на стенах украшали смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына. В первой почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойную юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями..” (А. С. Пушкин “Станционный смотритель”).
- “Обшарпанные сундуки-аптара, кухонный шкаф. Шкаф был слегка приоткрыт, видно было что внутри: чугунная чаша, когержик, бидончик. На узорном аптаре стояла зажженная лампа, заботливо протертое стекло давало хороший свет. На столе чайник, тара со сметаной, пиала” (О. К. Саган-оол “Родные люди”).
- “Напротив двери – четыре аптара с серебряными ручками, расписанные разноцветным орнаментом. Под грудой вещей – кожаные сумки с узорчатыми цветными нашивками из кожи на углах. Все туго набиты. И койка расписная. А подушки обшиты серебряными монетами. Белые войлочные подстилки окаймлены красной материей. И так просторно в юрте, столько в ней места, хоть в бабки играй” (К. К. Кудажы “Улуг-Хем неугомонный”).
- “Вся мебель – диваны, столы и стулья – была сделана из светлого дерева, блестела от времени и пахла кипарисом, как иконы. В доме было много смешных и уже ненужных вещей: медные ночники в виде факелов, замки с секретом, фарфоровые пузатые флакончики с окаменелыми кремами надписью на этикетках “Париж”, запыленный букетик камелий сделанный из воска круглая щеточка. Было три толстых календаря – за 1848, 1850, 1852 годы” (К. Г. Паустовский “Зарубки на сердце”).
- “Илдирмаа обрадовалась старому шалашу: вот и готовый ночлег. Она расседлала оленя, - пусть себе пасется, - развела костер, набрала в чайник снегу, поставила на огонь. Добротно сооруженном, хотя и ветхом, шалаше было сухо, снег не проникал сюда; под ногами пружинил толстый слой мха, который безотказно служил не одному, видно, поколению охотников. Об этом Илдирме поведала сухая жердь с многочисленными зарубками, так неграмотные деды и прадеды записывали убитых зверей, считали их по этим отметинам на коре” (С. А. Сарыг-оол “Подарок”).
Вопросы к оранжевому сектору
- “Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек его развитии, в каком он, может быть, явиться через 200 лет” (Н. В. Гоголь).
- “Мы все вышли из “Шинели” Гоголя” ((Ф. М. Достоевский).
- “Нельзя представить тувинскую литературу без стихов С. Б.Пюрбю. И не только потому, что он старейшина и запевала, а потому, что его поэзия навечно “привязана” к родной Туве” (М.А. Хадаханэ).
- “Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была земля наша” (А.П. Чехов).
- “Три замечательных художника неразрывно связаны в нашем сознании друг с другом и олицетворяют собою Россию: это Чехов, Чайковский, Левитан” (К.Г. Паустовский).
- “Пушкин научил меня ловить и останавливать мгновения жизни. Л. Толстой – отличать историзм события от будничного факта. Достоевский – найти материал там, где его не видят. У Паустовского я учился зрительной памяти писателя. Люблю я Горького и Шолохова. Русская литература помогает нам сократить историческое расстояние во времени, дает образцы великих – и таких разных писателей, имеет волшебную силу воздействия на душу человека” (М. Б. Кенин-Лопсан).
Список использованной литературы
- Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт-сост. Л. В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.
- Пашнина В. М. Игры и задания для умников и умниц к дням школьных наук. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 284 с.
- Произведения русских и тувинских писателей.
- Тува Литературная: Биобиблиогр. Указ.: вып. 2/ авт.-сост.: М. А. Хадаханэ. – Кызыл, Тувинское книжное издательство, 2008. – 65 с.