Развитие критического мышления на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


“Педагог … спрашивает учеников о
том, что он знает, а обычно человек
спрашивает о том, чего он не знает”.
С.Т.Шацкий

Анализ зарубежных, а также отечественных исследований показал, что не существует единого определения данного вида мышления. Многие ученые дают свое определение этого понятия. Однако при всем разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл.

Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям. Формирование критического мышления - одна из актуальнейших задач современного обучения.

Критическое мышление включает в себя оценку самого мыслительного процесса – хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения”.

Определение Д. Клустера включает в себя пять пунктов:

1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.

3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.

4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

5. Критическое мышление есть мышление социальное.

Очень часто критическое мышление называют творческим, но есть существенные отличия.

Отличия творческого мышления от критического.

Творческое мышление это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.

Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое выявляет их недостатки и дефекты.

Четыре основных принципа, необходимых для развития критического мышления:

1. выявление и оспаривание предположений;

2. проверка фактической точности и логической последовательности;

3. рассмотрение контекста;

4. изучение альтернатив.

Используемые приёмы и стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов

  • сотрудничества,
  • совместного планирования
  • осмысленности.

Основные функции учителя (традиционный урок):

  1. Информирующая (рассказать)
  2. Контролирующая (заставить выучить)
  3. Оценивающая (оценить усердие)

Роль учителя (урок, построенный в ТРКМ):

  1. направляет усилия учеников в определенное русло;
  2. сталкивает различные суждения;
  3. создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
  4. дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
  5. подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

Учитель должен обладать следующими умениями

Умение инструктировать:
- всегда давать ясные, понятные и продуманные инструкции;
- дожидаться тишины и внимания, прежде чем начать говорить;
- разбивать длинные инструкции на шаги, чтобы не запутать и не перегрузить внимание учеников;
- стараться предугадать поведение учеников при выполнении заданий;
- обеспечивать обратную связь, чтобы понять, насколько ученики поняли задание.

Умение наблюдать:
- всегда быть в курсе того, что делают ученики;
- переходить о группы к группе и слушать, о чем говорят ученики, как идет обсуждение, наблюдать за участием каждого в работе. При этом вмешиваться только в самых крайних случаях, записывать свои наблюдения и думать над тем, когда и как нужно будет вмешаться, чтобы помочь группе работать более эффективно.

Умение задавать вопросы:
- задавать вопросы, на которые существует несколько правильных ответов;
- начинать обсуждение ответов сначала в паре, потом в малой группе и только после этого со всем классом;
- задавать вопросы всем ученикам;
- использовать навыки активного слушания;
- избегать соблазна немедленно перебить или исправить ученика;
- высказывать безоценочные суждения;
- в случае неверного ответа переадресовывать вопрос другим ученикам;
- предлагать ученику обобщить мысли другого ученика;
- предлагать ученикам “распаковывать способ мышления”, рассказать как они думали, когда приходили к решению;
- поощрять учеников задавать вопросы друг другу.

Умение поддержать ученика:
Хорошие фасилитаторы (от английского facilitate – помогать, облегчать) считают, что поддержка важнее, чем похвала. Похвала и поощрение могут привести ученика к мысли, что всякая работа выполняется именно ради того, чтобы его похвалили. Поддержка же выражает уважение и веру в способности ученика, больше отдает должное его усилиям, чем успехам и достижениям.
Итак, мы пришли к выводу, что критическое мышление имеет 5 характеристик:

  1. Это мышление самостоятельное
  2. Это мышление обобщённое
  3. Это мышление проблемное и оценочное
  4. Это мышление аргументированное
  5. Критическое мышление есть мышление социальное

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Исходя из этого критическое мышление, по мнению многих авторов, может развивать следующие качества ученика:

1. готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);

2. гибкость (восприятие идей других);

3. настойчивость (достижение цели);

4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);

5. осознание (отслеживание хода рассуждений);

6. поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение многих подходов, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

Приёмы технологии РКМ

Приёмы стадии вызова

Верные и неверные утверждения ("верите ли вы"), ключевые слова.

Кластеры

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди

Инсерт

Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Эффективная лекция

Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле "вызов - осмысление - рефлексия". Для организации деятельности используется прием "Бортовой журнал".

Дерево предсказаний

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

Дневники и бортовые журналы

Графические формы организации материала могут стать ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.

Толстые и тонкие вопросы

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Таблицы

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Рассмотрим несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ, таблица "Что? Где? Когда? Почему?".

Чтение с остановками

Работа с художественными текстами. Особенности художественных текстов и возможности работы с ними.

Работа в группах

Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим. Целью приема "Зигзаг"является изучение и систематизация большого по объему материала, на текстах меньшего объема применяется прием "Зигзаг-2"(автор Славин), игра "Как вы думаете?"-игра с карточками для группы из 4-х - 6-ти человек.

Дискуссии

Это технологии, которые вырабатывают у учащихся опыт совместной деятельности. дискуссия "совместный поиск" затрагивает один из аспектов текста, то "Перекрестная дискуссия" позволяет увидеть текст в целом, его идею, проблемы.

Письмо

Прием, позволяющий высказать свою точку зрения на человека - "Очерк на основе интервью", создание "личностного" текста. Формы письменной рефлексии: Синквейн, Эссе.

Приёмы проведения рефлексии

Устная форма. "Двухрядный круглый стол" имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников. Письменная форма.Портфолио

Стратегия "Fishbone"

Модель постановки и решения проблемы, позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем (поле проблем).

Пример:

  1. Предмет: английский язык
  2. 11 класс
  3. Тема: “Разгадаем замысел писателя” (по мотивам новеллы О.Генри “Погребок и роза”)

Стратегия "РАФТ"

Социо-игровое задание: Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).

Приём “Корзина идей”

Цель: предсказать тему новеллы, внести интригу.

На столе перед учащимися – небольшая корзинка (кашпо) и прикреплённой надписью “Идеи”.

  • Индивидуально: попробуйте предопределить, о чём будет эта новелла.
  • В парах: придите к одному решению.
  • В группе: обсудите ваши предложения и запишите ваше общее решение на подготовленном листочке и положите его в эту корзину.

Разнообразные стратегии и приёмы  призваны решить достаточно определенные предметные задачи:

  • формирование понятий,
  • умение выделять основные аспекты в изучаемой информации,
  • умение графически представлять результаты работы с текстом,
  • умение аргументировать свою точку зрения, возникшую при оценке той или иной информации.

Цель данной образовательной технологии — развитие мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать явления и др.), развитие способности к самообразованию.

В ходе работы в рамках этой технологии учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различных идей и представлений, строить логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно.