“Педагог … спрашивает учеников о
том, что он знает, а обычно человек
спрашивает о том, чего он не знает”.
С.Т.Шацкий
Анализ зарубежных, а также отечественных исследований показал, что не существует единого определения данного вида мышления. Многие ученые дают свое определение этого понятия. Однако при всем разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл.
Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям. Формирование критического мышления - одна из актуальнейших задач современного обучения.
Критическое мышление включает в себя оценку самого мыслительного процесса – хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения”.
Определение Д. Клустера включает в себя пять пунктов:
1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.
4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
5. Критическое мышление есть мышление социальное.
Очень часто критическое мышление называют творческим, но есть существенные отличия.
Отличия творческого мышления от критического.
Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.
Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое – выявляет их недостатки и дефекты.
Четыре основных принципа, необходимых для развития критического мышления:
1. выявление и оспаривание предположений;
2. проверка фактической точности и логической последовательности;
3. рассмотрение контекста;
4. изучение альтернатив.
Используемые приёмы и стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов
- сотрудничества,
- совместного планирования
- осмысленности.
Основные функции учителя (традиционный урок):
- Информирующая (рассказать)
- Контролирующая (заставить выучить)
- Оценивающая (оценить усердие)
Роль учителя (урок, построенный в ТРКМ):
- направляет усилия учеников в определенное русло;
- сталкивает различные суждения;
- создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
- дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
- подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Учитель должен обладать следующими умениями
Умение инструктировать:
- всегда давать ясные, понятные и продуманные
инструкции;
- дожидаться тишины и внимания, прежде чем начать
говорить;
- разбивать длинные инструкции на шаги, чтобы не
запутать и не перегрузить внимание учеников;
- стараться предугадать поведение учеников при
выполнении заданий;
- обеспечивать обратную связь, чтобы понять,
насколько ученики поняли задание.
Умение наблюдать:
- всегда быть в курсе того, что делают ученики;
- переходить о группы к группе и слушать, о чем говорят ученики, как идет обсуждение, наблюдать за участием каждого в работе. При этом вмешиваться только в самых крайних случаях, записывать свои наблюдения и думать над тем, когда и как нужно будет вмешаться, чтобы помочь группе работать более эффективно.
Умение задавать вопросы:
- задавать вопросы, на которые существует несколько правильных ответов;
- начинать обсуждение ответов сначала в паре, потом в малой группе и только после этого со всем классом;
- задавать вопросы всем ученикам;
- использовать навыки активного слушания;
- избегать соблазна немедленно перебить или исправить ученика;
- высказывать безоценочные суждения;
- в случае неверного ответа переадресовывать вопрос другим ученикам;
- предлагать ученику обобщить мысли другого ученика;
- предлагать ученикам “распаковывать способ мышления”, рассказать как они думали, когда приходили к решению;
- поощрять учеников задавать вопросы друг другу.
Умение поддержать ученика:
Хорошие фасилитаторы (от английского facilitate – помогать, облегчать) считают, что поддержка важнее, чем похвала. Похвала и поощрение могут привести ученика к мысли, что всякая работа выполняется именно ради того, чтобы его похвалили. Поддержка же выражает уважение и веру в способности ученика, больше отдает должное его усилиям, чем успехам и достижениям.
Итак, мы пришли к выводу, что критическое мышление имеет 5 характеристик:
- Это мышление самостоятельное
- Это мышление обобщённое
- Это мышление проблемное и оценочное
- Это мышление аргументированное
- Критическое мышление есть мышление социальное
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Исходя из этого критическое мышление, по мнению многих авторов, может развивать следующие качества ученика:
1. готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);
2. гибкость (восприятие идей других);
3. настойчивость (достижение цели);
4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
5. осознание (отслеживание хода рассуждений);
6. поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение многих подходов, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.
Приёмы технологии РКМ
Приёмы стадии вызова
Верные и неверные утверждения ("верите ли вы"), ключевые слова.
Кластеры
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди
Инсерт
Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Эффективная лекция
Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле "вызов - осмысление - рефлексия". Для организации деятельности используется прием "Бортовой журнал".
Дерево предсказаний
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Дневники и бортовые журналы
Графические формы организации материала могут стать ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.
Толстые и тонкие вопросы
Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
Таблицы
Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Рассмотрим несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ, таблица "Что? Где? Когда? Почему?".
Чтение с остановками
Работа с художественными текстами. Особенности художественных текстов и возможности работы с ними.
Работа в группах
Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим. Целью приема "Зигзаг"является изучение и систематизация большого по объему материала, на текстах меньшего объема применяется прием "Зигзаг-2"(автор Славин), игра "Как вы думаете?"-игра с карточками для группы из 4-х - 6-ти человек.
Дискуссии
Это технологии, которые вырабатывают у учащихся опыт совместной деятельности. дискуссия "совместный поиск" затрагивает один из аспектов текста, то "Перекрестная дискуссия" позволяет увидеть текст в целом, его идею, проблемы.
Письмо
Прием, позволяющий высказать свою точку зрения на человека - "Очерк на основе интервью", создание "личностного" текста. Формы письменной рефлексии: Синквейн, Эссе.
Приёмы проведения рефлексии
Устная форма. "Двухрядный круглый стол" имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников. Письменная форма.Портфолио
Стратегия "Fishbone"
Модель постановки и решения проблемы, позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем (поле проблем).
Пример:
- Предмет: английский язык
- 11 класс
- Тема: “Разгадаем замысел писателя” (по мотивам новеллы О.Генри “Погребок и роза”)
Стратегия "РАФТ"
Социо-игровое задание: Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).
Приём “Корзина идей”
Цель: предсказать тему новеллы, внести интригу.
На столе перед учащимися – небольшая корзинка (кашпо) и прикреплённой надписью “Идеи”.
- Индивидуально: попробуйте предопределить, о чём будет эта новелла.
- В парах: придите к одному решению.
- В группе: обсудите ваши предложения и запишите ваше общее решение на подготовленном листочке и положите его в эту корзину.
Разнообразные стратегии и приёмы призваны решить достаточно определенные предметные задачи:
- формирование понятий,
- умение выделять основные аспекты в изучаемой информации,
- умение графически представлять результаты работы с текстом,
- умение аргументировать свою точку зрения, возникшую при оценке той или иной информации.
Цель данной образовательной технологии — развитие мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать явления и др.), развитие способности к самообразованию.
В ходе работы в рамках этой технологии учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различных идей и представлений, строить логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно.