Познавательно-развлекательное занятие "Гость в дом ‒ радость в нем"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Ход занятия

Ученик и ученица (в русских народных костюмах) встречают гостей на пороге с хлебом-солью.

Ученица: Гость в дом – радость в нем

Ученик: Проходите гости дорогие

Ученица: Посидим рядком да поговорим ладком

Ученик: Здесь и красные девицы

Ученица: Добры молодцы кругом

Ученик: Все уселись за столом

Ученица: Будет всем вам здесь приятно

Ученик: Побывать у нас в гостях

Ученица: Все мы рады видеть вас

Учитель: Издавна на Руси люди отличались гостеприимством, встречали дорогих гостей хлебом-солью и добрыми словами. И вспомнили мы об этом не случайно:

Тема нашего занятия “Гость в дом – радость в нем”

  • Как вы понимаете это название? (Ответы детей)

Ученица: Гостеприимство – радушие к гостям.

Традиция встречать гостей хлебом-солью живет и по сей день. Она перешла к нам из глубокой древности. “Хлеб да соль со стола не сходят” - гласит русская пословица. Самыми ценными продуктами в те времена были хлеб и соль. Вот и ставили их хозяева на стол, выражая своё гостеприимство.

Учитель: Сегодня мы поговорим о том, как нужно вести себя и хозяевам, и гостям, чтобы приход гостей в дом был действительно радостью.

А вы задумывались, зачем люди ходят в гости?

Ответы детей:

  • узнать новости
  • обсудить события
  • обменяться сведениями
  • поделиться друг с другом радостью

Учитель: Есть на это много причин, в гостях собираются разные люди, поговорить о том, о сем. Очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется. Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости. Русский человек всегда считался и считается гостеприимных хозяином.

Давайте перенесемся в прошлое на 5 веков назад. Как наши предки ходили в гости.

Ученик: С первого зова прийти в гости считалось неприлично, отсюда и пословица “По первому зову в гости не ездят”.

Раньше нужно непременно дождаться, когда позовут несколько раз.

Без приглашения ходить в гости неприлично. Приходить в гости первым тоже считалось неприличным.

Вошедшие в комнату гости снимали шапки и держали их в руках, крестились на иконы и кланялись тремя поясными поклонами, затем кланялись хозяину.

Дорогого гостя хозяин провожал в красный угол, под образа и сажал на почетное место рядом с собой.

Учитель: А сейчас, в настоящее время как принято ходить в гости?

Ученики: Приходят в гости с первого приглашения. Если тебя пригласили в гости, приходить нужно к назначенному часу, не опаздывать, не приходить рано, так как хозяин будет еще не готов к приему гостей.

Учитель: С каких слов мы чаще всего начинаем приглашать гостей?

Ответы детей:

  • Приходите, пожалуйста, в гости…
  • Будьте добры навестить нас…
  • Я буду очень рад, если вы придете к нам…
  • Я приглашаю вас к себе…

Учитель: А каким может быть повод приглашения?

Ответы детей:

  • На чашку чая
  • Послушать музыку
  • Поиграть в шахматы
  • На день рождения
  • На свадьбу, новый год и т.д.
  • Встретиться с друзьями
  • Обсудить прочитанную книгу

Учитель: Но все ли из вас сейчас знают, как должен вести себя хозяин и как должен вести себя гость? И что труднее быть хорошим хозяином или приятным гостем? Давайте посмотрим сценку.

Разыгрывается сценка:

Автор: Хозяин увлеченно играет в настольную игру. К двери подходят гости, звонят. Хозяин отрывается от своего дела, идет открывать, при этом на лице недовольное выражение.

Хозяин: А это вы!

Гости: (стоя на пороге) Ты ведь приглашал нас сегодня поиграть в новую игру.

Хозяин:

(недовольно) Ну ладно, проходите.
Только, (угрожает пальцем)
Не ходите по ковру – вы протрете в нем дыру.
Встаньте с этого дивана, а не то там будет яма.
И не трогайте кровать – простынь можете помять,
И не трогайте игрушки, не ложитесь на подушки,
И не надо книги брать – вы их можете порвать.
И не стоите на пути.
Ах, не лучше ль вам уйти.

Автор: Гости растерянно пятятся назад и уходят.

Учитель: Ребята, что не понравилось вам в поведении хозяина? Каким он был?

Ответы детей:

  • Гостям был не рад, показал свое негостеприимство.

Учитель: А каким он должен быть?

Ответы детей:

  • Внимательным к гостям;
  • Не жалеть для гостей книг, игрушек, угощения,
  • Уметь занять своих гостей, развлечь чем-нибудь,
  • Усадить поуютнее.

Учитель: Поэтому время между отношениями хозяина и угощением хозяйки заполнялось весельем, шутками, песнями, пляской.

Песня “Игра гостей”

1 – Здрасте, здрасте. Мы вас ждем.
2 – Промочило нас дождем.
1 – Ожидали мы гостей.
2 – Мы промокли до костей.
1 – Где ваш зонтик?
2 – Потеряли!
1 – Где калоши?
2 – Кот унес.
1 – Где перчатки?
2 – Скушал пес.
1 – Это гости не беда.
2 – Здрасте, здрасте.
1 – Заезжайте в ворота.
2 – Здрасте, здрасте.
1 – Поднимайтесь на порог
2 – Здрасте, здрасте.
1 – К нам на яблочный пирог.

Хозяйка: Небылица в лицах: сидят в теремах – светлицах, щелкают орешки и творят насмешки.

1 – Федул, что губы надул
- Кафтан прожег.
- Можно зашить
- Да иглы нет
- А велика ли дыра?
Один ворот остался.

2 – Фома, что из леса не идешь?
- Да медведя поймал.
- Так веди сюда!
- Да он не идет.
- Так иди сам.
- Да он меня не пускает.

3 – Вон смотри, идет Кирилл
- Всех сегодня удивил
- Продавал свои усы
- За три грамма колбасы.
- И продал?
- Нет, даром отдал.
- А кому?
- Усачу одному
- У того усы растут
- Там и тут
- С локтей свисают
- Рукам мешают
- Он их сбрил
- Да Кирилле прицепил.
- А куда?
- На лоб красивей чтоб!

Фома: – Здравствуй, кума!

Кума: – Здравствуй, Фома!

Фома: – Как у вас, кума, поживают.

Кума: –

На свиней портки надевают.
Свиньи зерна клюют.
Никому не дают.

Фома: – Да это куры, петухи!

Кума: –

В кошелек тебе трухи.
Куры наши живут под водой,
Питаются тиной одной,
Там дерутся с карасями.
Люди ловят их сетями.

Фома: – Да это же ерши!

Кума: –

За ушами почеши!
Ерши живут в хлеву,
Мычат по утрам “му – у!”,
А днем они на лугах,
При собаках и пастухах.

Фома: – Да это же коровы.

Кума: –

Щелчок тебе здоровый!
Коровы сидят на заборе,
Летают себе на просторе,
Прилетят во двор,
Заведут разговор, застрекочут.

Фома: – Да это же сороки!

Кума: –

Тычков тебе в боки!
Сороки в будке живут,
Лают и дом стерегут.

Фома: – Да это же собаки!

Кума: –

Клопа тебе за враки!
Тебе в дырках сарафан,
А тебе блоху в карман.

Фома: -

А тебе на рот замок,
Чтоб язык болтать не мог.

Кума: –

А тебе на нос шишак,
Чтоб ты думал, что и как.

Хозяйка:

Эй, девчонки – хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб обрадовать гостей.

Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла,
Я не удержалася.

А у нас во дворе
Квакали лягушки.
Я с печки босиком
Думала подружки.

По деревне я шла
И Ванюшу видела.
Под кустом сидел и плакал.
Курица обидела.

Сидит ежик на березе
Белая рубашечка.
На головке – сапожок
На ноге – фуражечка.

На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.

Запевай товарищ песню.
Мне не запевается.
Чугун картошки навернул,
Рот не закрывается.

Мы немножко пошумели -
В окнах стекла зазвенели.
Мы сказали тишина -
Дома лопнула стена.

Хозяин: Чтоб занять, развлечь своих гостей в старину играли в русские народные игры, фанты.

Игра “Садовник”

Хозяйка: Гости дорогие, не хотите ли покушать, да сказочку послушать?

В гостях (сценка)

Автор: После соревнований Игорь разговаривает с Виктором.

Игорь: Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в 6. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Магнитофон послушаем.

Виктор: Ладно, приду.

Автор: Часов семь. Игорь уже перестал ждать товарища. Он сел за уроки. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь шел к двери, кто-то несколько раз нажимал на кнопку звонка.

Виктор: Привет, это я!

Автор: Он проходит в комнату, бросает мокрый плащ и шапку в кресло и оглядывается.

Виктор: А у вас подходяще, что это?

Автор: Он хватает модель парусника с письменного стола.

Игорь: Это отцу подарили. На память.

Виктор: Здорово сделано. А мачты из дерева что ли?

Автор: Он нажимает посильнее и мачта ломается. Игорь смотрит испугано. Но ничего не говорит. Виктор берет и рассматривает другие предметы.

Виктор: Сколько стоит? Где покупали? А это что? Чего барахло всякое в доме держите?

Автор: Виктор открывает флаконы с духами, пальцем пробует крем, дует в пудру. Игорь в это время наливает чай.

Виктор: Ты колбаски нарежь, Игорь. А это селедка что ли? И селедку давай, я знаешь, как соленое люблю.

Автор: И наевшись, напившись чаю, Виктор взялся за шапку.

Виктор: Ну, я пошел, пока! Завтра еще приду. А ножик твой перочинный я взял, мне палку обстругать надо. Отдам как-нибудь.

Учитель: Ребята, а хотели бы вы, чтобы к вам пришел такой гость? А почему? Что вам не понравилось в его поведении?

Ответы детей:

Быть вежливым к хозяевам, помнить о правилах этикета, не показывать себя с плохой стороны.

Учитель: Правила общежития людей закрепились в пословицах и поговорках таких точных, что мы до сих пор по ним учимся житейской мудрости.

Учитель: Ребята, на столе у вас лежат карточки с пословицами, распределите в них пословицы о гостеприимстве, о поведении гостей.

Давайте сделаем вывод, каким же должен быть хозяин, если он гостеприимен:

Ответы детей:

1. Быть приветливым хозяином – это значит радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в комнату, усадить поуютнее, чем-нибудь развлечь его.

2. Быть внимательным хозяином – видеть всех гостей сразу и каждого в отдельности, найти время, чтобы со всеми хоть немного поговорить.

3. Быть предупредительным хозяином – значит заранее подумать не только об угощении, но и о том, чем займете гостей.

4. Быть щедрым хозяином – значит не жалеть для гостей угощения, времени и стараний, затраченных на то, чтобы принять их хорошо.

5. Быть бескорыстным хозяином – не требовать благодарности за то, что вы сделали для гостя, не жаловаться на трудности и заботы, связанные с его приходом, не рассчитывайте на ответный прием, угощение и подарки.

6. Быть тактичным хозяином – значит не замечать невольных промахов и ошибок гостя, не затягивать разговор на неприятную для него тему.

7. Быть воспитанным хозяином – быть вежливым и, чтобы не случилось, не показывать гостям плохого настроения и недовольства.

Ученица: “В гостях хорошо, а дома лучше” - говориться в пословице. И как бы ни было в гостях, всегда наступает момент, когда нужно уходить.

Раньше гостей угощали отходными пряниками, пели прощальные песни.

(Дети поют песню)

Учитель: Ушли в прошлое старинные праздники, но мы, как и наши далекие прадеды, любим собираться за праздничным столом.

Хозяин: Спасибо, гости дорогие, что пришли нас проведали.

Хозяйка: Приходите к нам еще, мы всегда рады встрече с вами.

Хозяин: Наше пожелание звучит очень просто.

Хозяйка: Чтоб к вам приезжали желанные гости.

Хозяин: Чтоб люди на вас не имели бы злости.

Хозяйка: Так будьте здоровы, живите богаче.

Хозяин: Пусть в жизни сопутствует всем вам удача.