Участники:
1. Борис Пронин (элегантный молодой человек в костюме, с галстуком “бабочка”, в руках – синяя папка).
2. Николай Гумилёв (в костюме, приходит под руку с А.Ахматовой).
3. Анна Ахматова (в синем платье и с жёлтой шалью на плечах).
4. Осип Мандельштам (в клетчатом пиджаке, шейный шарф в горошек).
5. Михаил Кузмин (элегантен, в жилетке).
6. Владимир Маяковский (в жёлтой кофте, пучок петрушки прикреплен к кофте).
7. Александр Кручёных (на шее на шнурке висит диванная подушка).
8. Велимир Хлебников (на лице нарисованы геометрические фигуры).
9. Марина Цветаева (в длинном платье, на голове – шляпка).
10. Друг “Собаки” (ученик в строгом костюме).
11. “Голос из будущего” (ученик в строгом костюме).
(Действие происходит на фоне презентации).
Ход вечера
Б. Пронин. Уважаемые дамы и господа! Вечер поэтов начинается.
(звучит лёгкая инструментальная музыка)
“Друг Собаки”. “Бродячая собака” была кабаре исключительно для артистов, художников и литераторов. Заводилой в этом предприятии был, несомненно, Борис Пронин.
Б. Пронин. “Собаку придумал всецело я. И вот у меня возникла мысль, что надо создать романтический кабачок, куда бы мы все, “бродячие собаки”, могли приткнуться, дёшево прокормиться, и быть у себя, бродячие, бесприютные собаки”
“Друг Собаки”. Если бы хватило силы, он бы весь свет превратил в бродячие театры, сумасшедшие праздники.
В Петербурге Пронин был,
Днём и ночью говорил.
Из его весёлых слов
Стал бродячий пёс готов.
“Друг собаки”. Посетители “Бродячей собаки” разделялись на две категории. Первая носила название “Друзей собаки” и состояла из поэтов, художников, музыкантов, артистов, другая — из людей посторонних искусству, но желающих провести время в обществе знаменитых или известных деятелей искусства. Официально они назывались “гостями”, но за глаза их именовали презрительно “фармацевтами”.
“Бродячая собака” имела и свою летопись в виде огромного, переплетённого в свиную кожу фолианта, лежавшего при входе, в который все посетители были обязаны по меньшей мере вносить свои имена, поэты — экспромты, художники — зарисовки.
Б. Пронин (встречает и представляет входящих поэтов, предлагает им расписаться в “свиной книге”, усаживает за столики, публика аплодисментами приветствует каждого из поэтов.)
Анна Андреевна Ахматова и Николай Степанович Гумилёв.
Михаил Алексеевич Кузмин.
Осип Эмильевич Мандельштам.
Господа, пора начинать. У нас в гостях “Цех поэтов”. Первым просим читать Николая Степановича Гумилёва.
Н.Гумилёв.
Я И ВЫ.
Да, я знаю, я Вам не пара,
Я пришёл из иной страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.
Не по залам и по салонам
Тёмным платьям и пиджакам -
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.
Я люблю — как араб в пустыне
Припадает к воде и пьёт,
А не рыцарем на картине,
Что на звёзды смотрит и ждёт.
И умру я не на постели
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще,
Чтоб войти не во всём открытый
Протестантский прибранный рай,
А туда, где разбойник, мытарь
И блудница крикнут: “Вставай!”
(Аплодисменты)
Голос из будущего. Стихи Николая Гумилёва вдохновили многих композиторов на создание музыкальных шедевров. Вот один из них.
(Звучит песня “Жираф”)
“Друг Собаки” Рядом с Гумилёвым его жена, Анна Ахматова.
Анна Ахматова. Я родилась 23 июня 1889г. Под Одессой. Годовалым ребёнком была перевезена на север — в Царское Село. Там я прожила до 16 лет. Читать я училась по азбуке Л. Толстого. В 5 лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по - французски. Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет. Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.
В 1910 году я вышла замуж за Н. Гумилёва, 1 октября 1912г. Родился мой единственный сын-Лев.
Б. Пронин. Прочтите что-нибудь, пожалуйста.
Анна Ахматова.
Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком вымерзает.
И я стану — Христос помоги! -
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки,
Чтоб отчётливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый,
В биографии славной твоей
Разве можно оставить пробелы?
Слишком сладко земное питьё,
Слишком плотны любовные сети.
Пусть когда-нибудь имя моё
Прочитают в учебнике дети,
И, печальную повесть узнав,
Пусть они улыбнутся лукаво...
Мне любви и покоя не дав,
Подари меня горькою славой.
(Музыкальный номер — песня на стихи Ахматовой “Ты письмо моё, милый, не комкай…”)
Голос из будущего. 1921 г. - расстрел Гумилёва.
1934 г. - Арест сына Льва Николаевича Гумилёва.
1946 г. - исключение Ахматовой из Союза писателей, как несоответствующую Уставу Союза. Только в 1953г. Её восстановили в Союзе писателей.
Умерла Анна Андреевна в 1966 г.
Б. Пронин. Михаил Алексеевич Кузмин! Поэт, прозаик, литературный критик, переводчик, композитор. Послушаем.
Кузмин (выходит на эстраду, читает)
Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,
все мы четыре любили, но все имели разные
“потому что”:
одна любила, потому что так отец с матерью
ей велели,
другая любила, потому что богат был её любовник,
третья любила, потому что он был знаменитый
художник,
а я любила, потому что полюбила.
Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,
все мы четыре желали, но у всех были разные
желанья:
одна желала воспитывать детей и варить кашу,
другая желала надевать каждый день новые платья,
третья желала, чтоб все о ней говорили,
а я желала любить и быть любимой.
Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,
все мы четыре разлюбили, но все имели разные
причины:
одна разлюбила, потому что муж её умер,
другая разлюбила, потому что друг её разорился,
третья разлюбила, потому что художник её бросил,
а я разлюбила, потому что разлюбила.
Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,
может быть, нас было не четыре, а пять?
Б. Пронин Браво!
(Музыкальный номер – песня “Серебряный век”)
(На сцену выходят трое. В одежде или внешности каждого есть детали, рассчитанные на эпатирование публики: листья лука и петрушки в петлицах, разноцветные геометрические фигуры на лице).
Первый
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я – бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковины вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне грубому гунну,
Кривляться перед вами не захочется – и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
Я – бесценных слов транжир и мот.
Второй.
Дыр бур шил
Убещур
скум
вы со бу
р л эз
Третий.
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй пелся облик,
Гзи-гзэ-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
Вместе.
Пощёчина общественному вкусу.
Первый.
Только мы – лицо нашего времени!
Второй. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности.
Третий. Мы за увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами (словоновшество).
Первый. Владимир Маяковский.
Второй. Александр Кручёных.
Третий. Велимир Хлебников.
Москва, 1912, декабрь.
(Уходят)
Б. Пронин. Возмутительно! Эти футуристы вообще обнаглели. Пытаются создать какое-то сверхискусство, попирая общепринятые нормы стихосложения и нравственности.
Мандельштам. Господа, позвольте мне прочесть, вернёмся к акмеизму
(читает на фоне вальса Шуберта)
В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа,
Нам пели Шуберта – родная колыбель.
Шумела мельница, и в песнях урагана
Смеялся музыки голубоглазый хмель.
Старинной песни мир – коричневый, зелёный,
Но только вечно молодой,
Где соловьиных лип рокочущие кроны
С безумной яростью качает царь лесной.
И сила страшная ночного возвращенья –
Та песня дикая, как чёрное вино:
Это двойник, пустое приведенье,
Бессмысленно глядит в холодное окно!
(Музыка Шуберта звучит громче)
Б. Пронин. Это совсем другое дело, браво!
Голос из будущего. Тончайший лирик, как никто чувствовавший своё время, Мандельштам в 20-30-е годы становится всё более трагическим поэтом. Осенью 1933г. Он пишет небольшое стихотворение против начинающегося культа личности Сталина.
Мы живём под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны.
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
Арест, ссылка в Воронеж, новый арест, дальневосточный лагерь и смерть в декабре 1938 г.
(Звучит скорбная музыка)
(Входит Цветаева на фоне песни на стихи Цветаевой “В огромном городе моём ночь…”)
Цветаева. Здравствуйте, господа. Я, конечно, не принадлежу к вашему обществу. Уж так получилось, что ни символизм, ни акмеизм, ни футуризм не прельстили меня. Я – поэтическая индивидуальность. Но позвольте и мне почитать свои стихи.
Б. Пронин. Пожалуйста, читайте.
Цветаева.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти.
- Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берёт,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Ахматова. Чудесные стихи, как вас зовут?
Цветаева. Марина Ивановна Цветаева.
Голос из будущего. Романтик по строю души, она не признавала никаких поэтических школ. Отвергая любую структуру, она признавала любую стихию – природу, язык…
В 1922г. Цветаева эмигрировала, но тоска по родине заставила её вернуться в Россию. Однако аресты близких, одиночество, война, эвакуация превысили меру душевных сил поэтессы. В 1941г. Она покончила с собой.
(Звучит песня на стихи Цветаевой “Простите любви”)
Б. Пронин. Друзья, наш вечер подошёл к концу. Мы благодарим поэтов за стихи, зрителей за внимание. Мы говорили о поэтах и поэзии. Но настоящую оценку может дать только время, только будущее.
(Звучит песня на стихи Гумилёва “Храм твой, Господи, в небесах”, на слайдах – фото поэтов.)
Голос из будущего.
И если подлинно поётся
И полной грудью, наконец,
Всё исчезает – остаётся
Пространство, звёзды и певец!
Список использованной литературы
1. Карсалова Е.В. и др. “Серебряный век” русской поэзии. Пособие для учителя. М., Новая школа, 1996.
2. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л.,1973.
3. Саакянц А. Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества (1910-1922) М., 1986.
4. Три века русской поэзии. Антология: В 2т. Т. 2 : 20в./ Сост. Акимов Б., М.,2004.
5. Хрестоматия по литературе для средней школы: Учеб. пособие для 10 – 11 кл. / Сост.: Аламдарова и др. – Астрахань, 1994.