Внеклассное мероприятие по химии "Юный химик" по теме "Кто же он, Михаил Ломоносов?" 5-й класс

Разделы: Химия, Внеклассная работа

Класс: 5


Цели:

  1. Расширение знаний учащихся о Ломоносове как многогранном ученом.
  2. Пропедевтика познавательного интереса к предмету химии через занимательные опыты, интересные сведения об ученом, викторину.
  3. Развитие коммуникативных, когнитивных организационных способностей учащихся.

Оформление зала (класса)

1. Плакаты:

  • “Мой дух покоя не знает”. М.В. Ломоносов;
  • “Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец – он все испытал и все проник”. А. С. Пушкин;

2. Газета, посвященная Ломоносову:

3. Портрет Ломоносова.

Техническое оснащение:

Магнитофон с записью “голоса Ломоносова”, музыки Моцарта, компьютер, проектор, экран, глобус, реактивы для химических реакций, видеофильм “Михайло Ломоносов”, фотографии Петра I, Лика Богородицы, МГУ, медалей, магниты, таблички с названиями, значки, фарфоровая чашка.

Структура заседания клуба “Юный химик ”:

  1. “Профессии” Ломоносова.
  2. Занимательные опыты.
  3. Имя Ломоносова на карте мира.
  4. Именем Ломоносова названы…
  5. Викторина.

Сценарий.

Звучит музыка (тихо). Входят двое ведущих.

1-й ведущий. Здравствуйте, наши юные слушатели.

2-й ведущий. Мы приветствуем Вас на очередном занятии клуба “Юный химик”. Это стало уже традицией, что на торжественные занятия нашего клуба к нам приходят гости- младшие гимназисты.

1-й ведущий. Сегодня у нас необычное занятие. Оно посвящено 301 годовщине со дня рождения великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова.

2-й ведущий. В истории человечества от седой античности до наших дней немного найдётся личностей, подобных ему.

(обращается к 5-м классам)

1-й ведущий. Ребята, а кто знает, чем же прославился М.В.Ломоносов, кем он был, что сделал, чем занимался?

(ребята пытаются ответить, называют, что Ломоносов был поэтом, физиком)

2-й ведущий. Да, вы молодцы, уже кое-что знаете о великом русском учёном. Он был личностью в самом высоком и торжественном смысле этого слова. Так кто же он, Михайло Ломоносов? Смотрите, слушайте, запоминайте. В конце занятия будет викторина для самых внимательных слушателей.

-показ фрагмента из фильма о Ломоносове, о том, где родился учёный – время 4-5 минут.

-звучит музыка, выходят по одному десятиклассники. У них в руках таблички с надписями: “Астроном”, “Метеоролог”, “Художник”, “Лингвист”, “Демограф”, “Географ”, “Поэт”, ”Физик”, “Журналист”, “Философ”, “Математик”, “Химик”.

Астроном. Я утверждаю, что Ломоносов был астрономом. Он навсегда утвердил своё имя в нашей науке, открыв атмосферу на Венере. Он сконструировал однозеркальный телескоп нового типа и так называемую ночезрительную трубу для видения в темноте! На протяжении всей жизни Ломоносов интересовался астрономией. Он писал стихи о бесконечности Вселенной, создавал астрономические приборы, много времени посвятил изучению звёздного неба. В 1761 году, наблюдая за прохождением Венеры через солнечный диск, учёный сделал выдающееся открытие: он обнаружил, что эта планета, подобно Земле, окружена воздушной атмосферой. Свои наблюдения он опубликовал в статье ”Явление Венеры на Солнце, наблюденное в С-Петербургской Академии наук”.

Метеоролог. Да, но и метеорологом он был тоже. Ломоносов первым предложил забрасывать в верхние слои атмосферы самопишущие метеорологические приборы с помощью особой “аэродромной машины”.

Художник. Ломоносов создал не только великолепное панно “Полтавская баталия”. Летом 1752г. Ломоносов закончил первую художественную работу – мозаичный образ Богоматери по картине итальянского живописца Солимены, но и (включает проектор) и один из наиболее выразительных портретов Петра 1. Смотрите сами!

Лингвист. Разрешите две цитаты: ”Языка нашего небесна красота”… О русском языке: ”В нём великолепие испанского, живость фламандского, крепость немецкого, нежность итальянского… краткость греческого и латинского”. Ломоносов составил “Российскую грамматику”, выдержавшую 14 изданий и не потерявшую своего значения и сейчас. Итак, заявляю, Ломоносов-лингвист! Кроме того, Ломоносов знал 10 языков: русский, латынь, немецкий, французский, греческий, церковно - славянский, английский, итальянский, испанский, польский.

Металлург. Он металлург! Позвольте, а как же металлургия без Ломоносова?! Посмотрите, вот обложка его знаменитой книги “Первые обоснования металлургии и рудных дел”. Сколько поколений отечественных металлургов училось по этой книге! В своей химической лаборатории он исследовал пробы руд, минералов, привезённых различными экспедициями.

Демограф. Не меньшей известностью пользовалось вышедшее в 1761 году сочинение “О размножении и сохранении народа российского”. Кстати, здесь большое внимание уделено борьбе с детской смертностью и расширению медицинской помощи населению.

Географ. Однако прошу вас не забывать, что официально с 1758 г. М.В. Ломоносов возглавлял именно Географический департамент Академии наук, в котором готовили русских картографов и геодезистов. В 1762 г. Ломоносов высказал предположение о наличии группы островов в центре Арктического бассейна, влияющих на направление морских течений. В 1948 г. Высокоширотная экспедиция обнаружила и исследовала подводный хребет, простирающийся по дну Северного Ледовитого океана от Новосибирских островов к Элcмир в Канадском арктическом архипелаге. Хребет имеет протяжённость 1800 км, ширину от 60 до 200 км возвышается над ложем океана на 330-370 м, наименьшая глубина над хребтом- 954 м. Хребет назван именем Ломоносова.

Поэт. Разрешите мне! Ведь Ломоносов – это поэт! Послушайте!

“Меж стен и при огне лишь обращаюсь,
Отрада вcя , когда о лете я пишу;
О лете я пишу, а им не наслаждаюсь,
И радости в одном мечтании ищу.
В средине жаждущего лета,
Когда томит протяжный день,
От знойной теплоты и света
Прохладна покрывает тень,
Где ветви, преклоняясь, зелёны,
В союз взаимный сопряжены,
Отводят яркие лучи.
Но коль великая отрада
И томным чувствам тут прохлада,
Как росу пьют цветы в ночи”.

Даже научные работы он часто излагал стихами. Белинский называл Ломоносова отцом русской поэзии.

Все выступающие стоят в одной шеренге. Таблички они поочерёдно прикрепляют к доске на магниты.

1-й ведущий. А также – журналист, физик, философ, математик.

2-й ведущий. Но сам Ломоносов, когда заходила речь о его профессии, отвечал, не задумываясь: ”Химик”. До Ломоносова химию не считали наукой, а лишь ”химическим искусством”. После же его работ искусством её не называл никто. Диссертация учёного называлась “Элементы математической химии”.

1-й ведущий. А сейчас, уважаемые пятиклассники, вы посмотрите занимательные химические опыты, которые вам покажут участники клуба.

Занимательные опыты по химии из цикла “Чудеса без чудес” (их можно показывать любые)

Цель: развитие познавательного интереса к предмету

Выходят 4 ученика.

1-й уч. Жарко здесь. Хочу я пить. У кого воды б спросить?

2-й уч. Я бы выпил очень много газировки без сиропа.

3-й уч. Ой, а я люблю с сиропом, только чтоб чуть-чуть, немного.

4-й уч. Братцы, мне нужна корова – молочка хочу парного!

Входит 5-й ученик. В руках у него большая колба с жидкостью.

5-й уч. Вы, ребята, пить хотите? В колбе сказочная жидкость, чудеса мне по плечу, я ведь химию учу. Подставляйте-ка стаканы! Опыт точно проведём, всё у нас по плану.

Ребята берут со стола и подставляют стаканы, в которых на донышке помещены растворы необходимых веществ. 5-й ученик из колбы наливает каждому то, что он просил.

5-й уч. Вот вода, вот газировка, вот парное молоко, получилось очень ловко, а секрет узнать легко.

Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов.

5-й уч. Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьёзные запреты. Все запомните друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.

1,2,3,4-й ученики. Мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами.

5-й уч. Чудо первое случилось, что в стаканах находилось?

1-й уч. А ответ совсем простой – был у меня стакан пустой.

2-й уч. У меня в стакане сода.

3-й уч. Вместе с ней метилоранж.

4-й уч. В моём – бария хлорид.

5-й уч. О чём это говорит? Мы надеемся, не составит нам труда понять, что в колбе кислота.

Уходят.

Выходит 1-й уч.

В чудесах химических я уже остёр, с помощи химии создам костёр.

Проводит опыт “ Борода“ Старика Хоттабыча”.

(Смешиваем порошок алюминия и кристаллический йод. Перемешиваем. Капаем 2-3 капли воды. Проводим опыт в широкой фарфоровой чашке, соблюдая технику безопасности.)

Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами.

Уходит. Появляется 2-й ученик.

2-й уч. У меня спокойный опыт, без огня и пламени. Буду задавать вопросы. Пятый класс внимание!

Проделывает опыт с фенолфталеином.

Не страшны кислоты мне, даже очень сильные. Но в растворах щелочных становлюсь малиновым. Ярче сока всех малин, кто я?

Ведущий подсказывает. Фенолфталеин.

Следующий опыт с метилоранжем.

2-й уч. В щелочах я очень жёлтый, а в кислотах очень красный. А в среде нейтральной – цвет оранжевый, прекрасный. Индикатор очень важный, как зовусь я?

Ведущий подсказывает. Метилоранжевый.

Опыт с бумагой универсального индикатора.

2-й уч. Эта жёлтая бумажка всё укажет без труда: посинеет – в колбе щёлочь, покраснеет – кислота. Коль нейтральная среда – не изменит цвет тогда. Мы за эти указания как зовёмся ?

Ведущий. Универсальная.

Уходит. Выходит 3-й ученик.

3-й уч. Демонстрирую я чудо – несгораемый платок.

Демонстрирует опыт. (Два хим. стакана: с водой, ацетоном. Смачивает платок в воде, затем в ацетоне. Закрепляет в щипцах и подносит к спиртовке, соблюдает технику безопасности).

3-й уч. Мы знакомы с чудесами – делать их умеем сами!

4-й уч. А сейчас, друзья, для вас по истории рассказ. Ночью или утром рано спали горожане, вдруг из кратера вулкана показалось пламя. Гул и грохот через жерло льют потоки лавы. Так под лавой и пеплом погиб город славный. Покажу вам, как сумею гибель города Помпеи.

На лабораторном штативе укрепляет пробирку с дихроматом аммония. Слегка нагревает дно пробирки с помощью спиртовки

3-й уч. Вам запомнится ребята это извержение. Тип реакции, какой здесь?

Ведущий (подсказывает): Разложения

Выходят все участники. (хором) Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами!

2-й ведущий. Спасибо ребята (к десятиклассникам) В благодарность за труды Михаила Васильевича Ломоносова, люди во всём мире сохранили его имя.

Имя Ломоносова на карте мира.

(выходят 2 участника с глобусом, на котором места, носящие имя Ломоносова, обозначены красными флажками на иголках).

  1. Село Ломоносово (ранее д. Денисовка), где родился в 1711 г. М.В.Ломоносов.
  2. Возвышенность Ломоносова (плато в центральной части острова Зап. Шпицберген, принадлежит Норвегии) Средняя высота около 1000 м. Названа в честь Ломоносова отрядом русско-шведской экспедиции по измерению градуса меридиана под руководством Ф.Н.Чернышева, посещавшим возвышенность Ломоносова в 1899 и 1900 гг.
  3. Хребет Ломоносова. (подводный хребет в Северном Ледовитом океане). простирается от Новосибирских островов через центральную часть океана у острову Элсмир в Канаде, протяжённость которого примерно 1800 км. Ширина от 60 до 200 км. Возвышается над дном океана на 3300 – 3700 м. Минимальная глубина над хребтом 954 метра. Открыт в 1948 году советскими высокоширотными экспедициями.
  4. Город Ломоносов (Ленинградская область) Пристань на берегу Финского залива. Железнодорожная станция в 40 км. К западу от Ленинграда. В 1955 г., в городе установлен памятник М.В.Ломоносову.
  5. Течение Ломоносова (подповерхностное экваториальное течение в Атлантическом океане). Направленное вдоль экватора на восток на глубине от 50 до 200 метров. Максимальная скорость течения Ломоносова достигает 120 м/с на глубине 80-100 м. Течение Ломоносова является важным звеном общей системы циркуляции вод в экваториальных широтах Атлантического океана. Открыто в 1959г. Советской экспедицией на судне “Михаил Ломоносов”
  6. Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова – крупнейший вуз СССР.

1-й ведущий Именем Ломоносова названы: (звучит тихая музыка Моцарта) выходит 1 участник. Показывает с помощью проектора (Приложение 1):

  • коллекцию медалей, значков (фотография медали им. М.В.Ломоносова АН СССР за выдающиеся научные труды, утверждённая 23 июля 1956 г.) значки, посвящённые Ломоносову.

  • фотографию мемориальной доски на здании Исторического музея на Красной площади (“На этом месте находилось здание, в котором в 1755 г. Был открыт Московский Университет, основанный великим русским учёным М.В.Ломоносовым” и на улице 25-ого Октября, 9 (“На этом месте находилось здание Славяно-греко-латинской Академии, в которой с 1731 года по 1735 год учился великий русский учёный М.В. Ломоносов”);

  • фотография МГУ (Основан по плану и замыслу М.В.Ломоносова в 1755 г. В МГУ обучаются около 30 тыс. студентов, в том числе около 3 тыс. иностранных, из 106 стран мира. В 1940 г. МГУ присвоено имя М.В.Ломоносова. В университете учились А.Н.Радищев, будущие декабристы А.Н. и Н.М. Муравьёвы, И.Д.Якушкин, С.П.Трубецкой, П.Г. Каховский; известные революционеры-демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарёв, выдающиеся деятели русской культуры Д.И.Фонвизин, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов, А.Н.Островский, А.П.Чехов, К.Д.Ушинский, В.И.Немирович-Данченко и многие другие.

  • значки, посвящённые МГУ.

1-й ведущий: за 20 лет существования нашей гимназии в МГУ поступило 12 человек, из них в 2012г. – двое.

Участник показывает минерал – ломоносовит – найденный советским геологом в 1965 г. На Кольском полуострове.

- показывает фарфоровую чашку с клеймом ЛФЗ (Ленинградский фарфоровый завод). Рассказ:

-Ленинградский фарфоровый завод – фабрика шедевров, откуда вышли вещи, украшающие многие музеи мира. В 1925 году в связи с 200-летием АН СССР заводу, который выпускает “этот волшебный русский фарфор”, было присвоено имя М.В.Ломоносова.

2-й ведущий. Ломоносов был талантлив. Ломоносов был трудолюбив. Ломоносов был честен. Ломоносов был русским. Ломоносов был гений, энциклопедист. Он был человеком, сумевшим спрессовать время.

1-й ведущий. А теперь наши юные слушатели проведём викторину (Приложение 2) о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.

Звучит голос Ломоносова (на фоне тихой музыки)

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Выходят все.

2-й ведущий. Спасибо всем. На этом наше занятие клуба “Юный химик” закончено. Приходите к нам ещё. До свидания.