Цели:
- Расширение знаний учащихся о Ломоносове как многогранном ученом.
- Пропедевтика познавательного интереса к предмету химии через занимательные опыты, интересные сведения об ученом, викторину.
- Развитие коммуникативных, когнитивных организационных способностей учащихся.
Оформление зала (класса)
1. Плакаты:
- “Мой дух покоя не знает”. М.В. Ломоносов;
- “Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец – он все испытал и все проник”. А. С. Пушкин;
2. Газета, посвященная Ломоносову:
3. Портрет Ломоносова.
Техническое оснащение:
Магнитофон с записью “голоса Ломоносова”, музыки Моцарта, компьютер, проектор, экран, глобус, реактивы для химических реакций, видеофильм “Михайло Ломоносов”, фотографии Петра I, Лика Богородицы, МГУ, медалей, магниты, таблички с названиями, значки, фарфоровая чашка.
Структура заседания клуба “Юный химик ”:
- “Профессии” Ломоносова.
- Занимательные опыты.
- Имя Ломоносова на карте мира.
- Именем Ломоносова названы…
- Викторина.
Сценарий.
Звучит музыка (тихо). Входят двое ведущих.
1-й ведущий. Здравствуйте, наши юные слушатели.
2-й ведущий. Мы приветствуем Вас на очередном занятии клуба “Юный химик”. Это стало уже традицией, что на торжественные занятия нашего клуба к нам приходят гости- младшие гимназисты.
1-й ведущий. Сегодня у нас необычное занятие. Оно посвящено 301 годовщине со дня рождения великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова.
2-й ведущий. В истории человечества от седой античности до наших дней немного найдётся личностей, подобных ему.
(обращается к 5-м классам)
1-й ведущий. Ребята, а кто знает, чем же прославился М.В.Ломоносов, кем он был, что сделал, чем занимался?
(ребята пытаются ответить, называют, что Ломоносов был поэтом, физиком)
2-й ведущий. Да, вы молодцы, уже кое-что знаете о великом русском учёном. Он был личностью в самом высоком и торжественном смысле этого слова. Так кто же он, Михайло Ломоносов? Смотрите, слушайте, запоминайте. В конце занятия будет викторина для самых внимательных слушателей.
-показ фрагмента из фильма о Ломоносове, о том, где родился учёный – время 4-5 минут.
-звучит музыка, выходят по одному десятиклассники. У них в руках таблички с надписями: “Астроном”, “Метеоролог”, “Художник”, “Лингвист”, “Демограф”, “Географ”, “Поэт”, ”Физик”, “Журналист”, “Философ”, “Математик”, “Химик”.
Астроном. Я утверждаю, что Ломоносов был астрономом. Он навсегда утвердил своё имя в нашей науке, открыв атмосферу на Венере. Он сконструировал однозеркальный телескоп нового типа и так называемую ночезрительную трубу для видения в темноте! На протяжении всей жизни Ломоносов интересовался астрономией. Он писал стихи о бесконечности Вселенной, создавал астрономические приборы, много времени посвятил изучению звёздного неба. В 1761 году, наблюдая за прохождением Венеры через солнечный диск, учёный сделал выдающееся открытие: он обнаружил, что эта планета, подобно Земле, окружена воздушной атмосферой. Свои наблюдения он опубликовал в статье ”Явление Венеры на Солнце, наблюденное в С-Петербургской Академии наук”.
Метеоролог. Да, но и метеорологом он был тоже. Ломоносов первым предложил забрасывать в верхние слои атмосферы самопишущие метеорологические приборы с помощью особой “аэродромной машины”.
Художник. Ломоносов создал не только великолепное панно “Полтавская баталия”. Летом 1752г. Ломоносов закончил первую художественную работу – мозаичный образ Богоматери по картине итальянского живописца Солимены, но и (включает проектор) и один из наиболее выразительных портретов Петра 1. Смотрите сами!
Лингвист. Разрешите две цитаты: ”Языка нашего небесна красота”… О русском языке: ”В нём великолепие испанского, живость фламандского, крепость немецкого, нежность итальянского… краткость греческого и латинского”. Ломоносов составил “Российскую грамматику”, выдержавшую 14 изданий и не потерявшую своего значения и сейчас. Итак, заявляю, Ломоносов-лингвист! Кроме того, Ломоносов знал 10 языков: русский, латынь, немецкий, французский, греческий, церковно - славянский, английский, итальянский, испанский, польский.
Металлург. Он металлург! Позвольте, а как же металлургия без Ломоносова?! Посмотрите, вот обложка его знаменитой книги “Первые обоснования металлургии и рудных дел”. Сколько поколений отечественных металлургов училось по этой книге! В своей химической лаборатории он исследовал пробы руд, минералов, привезённых различными экспедициями.
Демограф. Не меньшей известностью пользовалось вышедшее в 1761 году сочинение “О размножении и сохранении народа российского”. Кстати, здесь большое внимание уделено борьбе с детской смертностью и расширению медицинской помощи населению.
Географ. Однако прошу вас не забывать, что официально с 1758 г. М.В. Ломоносов возглавлял именно Географический департамент Академии наук, в котором готовили русских картографов и геодезистов. В 1762 г. Ломоносов высказал предположение о наличии группы островов в центре Арктического бассейна, влияющих на направление морских течений. В 1948 г. Высокоширотная экспедиция обнаружила и исследовала подводный хребет, простирающийся по дну Северного Ледовитого океана от Новосибирских островов к Элcмир в Канадском арктическом архипелаге. Хребет имеет протяжённость 1800 км, ширину от 60 до 200 км возвышается над ложем океана на 330-370 м, наименьшая глубина над хребтом- 954 м. Хребет назван именем Ломоносова.
Поэт. Разрешите мне! Ведь Ломоносов – это поэт! Послушайте!
“Меж стен и при огне лишь обращаюсь,
Отрада вcя , когда о лете я пишу;
О лете я пишу, а им не наслаждаюсь,
И радости в одном мечтании ищу.
В средине жаждущего лета,
Когда томит протяжный день,
От знойной теплоты и света
Прохладна покрывает тень,
Где ветви, преклоняясь, зелёны,
В союз взаимный сопряжены,
Отводят яркие лучи.
Но коль великая отрада
И томным чувствам тут прохлада,
Как росу пьют цветы в ночи”.
Даже научные работы он часто излагал стихами. Белинский называл Ломоносова отцом русской поэзии.
Все выступающие стоят в одной шеренге. Таблички они поочерёдно прикрепляют к доске на магниты.
1-й ведущий. А также – журналист, физик, философ, математик.
2-й ведущий. Но сам Ломоносов, когда заходила речь о его профессии, отвечал, не задумываясь: ”Химик”. До Ломоносова химию не считали наукой, а лишь ”химическим искусством”. После же его работ искусством её не называл никто. Диссертация учёного называлась “Элементы математической химии”.
1-й ведущий. А сейчас, уважаемые пятиклассники, вы посмотрите занимательные химические опыты, которые вам покажут участники клуба.
Занимательные опыты по химии из цикла “Чудеса без чудес” (их можно показывать любые)
Цель: развитие познавательного интереса к предмету
Выходят 4 ученика.
1-й уч. Жарко здесь. Хочу я пить. У кого воды б спросить?
2-й уч. Я бы выпил очень много газировки без сиропа.
3-й уч. Ой, а я люблю с сиропом, только чтоб чуть-чуть, немного.
4-й уч. Братцы, мне нужна корова – молочка хочу парного!
Входит 5-й ученик. В руках у него большая колба с жидкостью.
5-й уч. Вы, ребята, пить хотите? В колбе сказочная жидкость, чудеса мне по плечу, я ведь химию учу. Подставляйте-ка стаканы! Опыт точно проведём, всё у нас по плану.
Ребята берут со стола и подставляют стаканы, в которых на донышке помещены растворы необходимых веществ. 5-й ученик из колбы наливает каждому то, что он просил.
5-й уч. Вот вода, вот газировка, вот парное молоко, получилось очень ловко, а секрет узнать легко.
Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов.
5-й уч. Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьёзные запреты. Все запомните друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.
1,2,3,4-й ученики. Мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами.
5-й уч. Чудо первое случилось, что в стаканах находилось?
1-й уч. А ответ совсем простой – был у меня стакан пустой.
2-й уч. У меня в стакане сода.
3-й уч. Вместе с ней метилоранж.
4-й уч. В моём – бария хлорид.
5-й уч. О чём это говорит? Мы надеемся, не составит нам труда понять, что в колбе кислота.
Уходят.
Выходит 1-й уч.
В чудесах химических я уже остёр, с помощи химии создам костёр.
Проводит опыт “ Борода“ Старика Хоттабыча”.
(Смешиваем порошок алюминия и кристаллический йод. Перемешиваем. Капаем 2-3 капли воды. Проводим опыт в широкой фарфоровой чашке, соблюдая технику безопасности.)
Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами.
Уходит. Появляется 2-й ученик.
2-й уч. У меня спокойный опыт, без огня и пламени. Буду задавать вопросы. Пятый класс внимание!
Проделывает опыт с фенолфталеином.
Не страшны кислоты мне, даже очень сильные. Но в растворах щелочных становлюсь малиновым. Ярче сока всех малин, кто я?
Ведущий подсказывает. Фенолфталеин.
Следующий опыт с метилоранжем.
2-й уч. В щелочах я очень жёлтый, а в кислотах очень красный. А в среде нейтральной – цвет оранжевый, прекрасный. Индикатор очень важный, как зовусь я?
Ведущий подсказывает. Метилоранжевый.
Опыт с бумагой универсального индикатора.
2-й уч. Эта жёлтая бумажка всё укажет без труда: посинеет – в колбе щёлочь, покраснеет – кислота. Коль нейтральная среда – не изменит цвет тогда. Мы за эти указания как зовёмся ?
Ведущий. Универсальная.
Уходит. Выходит 3-й ученик.
3-й уч. Демонстрирую я чудо – несгораемый платок.
Демонстрирует опыт. (Два хим. стакана: с водой, ацетоном. Смачивает платок в воде, затем в ацетоне. Закрепляет в щипцах и подносит к спиртовке, соблюдает технику безопасности).
3-й уч. Мы знакомы с чудесами – делать их умеем сами!
4-й уч. А сейчас, друзья, для вас по истории рассказ. Ночью или утром рано спали горожане, вдруг из кратера вулкана показалось пламя. Гул и грохот через жерло льют потоки лавы. Так под лавой и пеплом погиб город славный. Покажу вам, как сумею гибель города Помпеи.
На лабораторном штативе укрепляет пробирку с дихроматом аммония. Слегка нагревает дно пробирки с помощью спиртовки
3-й уч. Вам запомнится ребята это извержение. Тип реакции, какой здесь?
Ведущий (подсказывает): Разложения
Выходят все участники. (хором) Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами!
2-й ведущий. Спасибо ребята (к десятиклассникам) В благодарность за труды Михаила Васильевича Ломоносова, люди во всём мире сохранили его имя.
Имя Ломоносова на карте мира.
(выходят 2 участника с глобусом, на котором места, носящие имя Ломоносова, обозначены красными флажками на иголках).
- Село Ломоносово (ранее д. Денисовка), где родился в 1711 г. М.В.Ломоносов.
- Возвышенность Ломоносова (плато в центральной части острова Зап. Шпицберген, принадлежит Норвегии) Средняя высота около 1000 м. Названа в честь Ломоносова отрядом русско-шведской экспедиции по измерению градуса меридиана под руководством Ф.Н.Чернышева, посещавшим возвышенность Ломоносова в 1899 и 1900 гг.
- Хребет Ломоносова. (подводный хребет в Северном Ледовитом океане). простирается от Новосибирских островов через центральную часть океана у острову Элсмир в Канаде, протяжённость которого примерно 1800 км. Ширина от 60 до 200 км. Возвышается над дном океана на 3300 – 3700 м. Минимальная глубина над хребтом 954 метра. Открыт в 1948 году советскими высокоширотными экспедициями.
- Город Ломоносов (Ленинградская область) Пристань на берегу Финского залива. Железнодорожная станция в 40 км. К западу от Ленинграда. В 1955 г., в городе установлен памятник М.В.Ломоносову.
- Течение Ломоносова (подповерхностное экваториальное течение в Атлантическом океане). Направленное вдоль экватора на восток на глубине от 50 до 200 метров. Максимальная скорость течения Ломоносова достигает 120 м/с на глубине 80-100 м. Течение Ломоносова является важным звеном общей системы циркуляции вод в экваториальных широтах Атлантического океана. Открыто в 1959г. Советской экспедицией на судне “Михаил Ломоносов”
- Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова – крупнейший вуз СССР.
1-й ведущий Именем Ломоносова названы: (звучит тихая музыка Моцарта) выходит 1 участник. Показывает с помощью проектора (Приложение 1):
коллекцию медалей, значков (фотография медали им. М.В.Ломоносова АН СССР за выдающиеся научные труды, утверждённая 23 июля 1956 г.) значки, посвящённые Ломоносову.
фотографию мемориальной доски на здании Исторического музея на Красной площади (“На этом месте находилось здание, в котором в 1755 г. Был открыт Московский Университет, основанный великим русским учёным М.В.Ломоносовым” и на улице 25-ого Октября, 9 (“На этом месте находилось здание Славяно-греко-латинской Академии, в которой с 1731 года по 1735 год учился великий русский учёный М.В. Ломоносов”);
фотография МГУ (Основан по плану и замыслу М.В.Ломоносова в 1755 г. В МГУ обучаются около 30 тыс. студентов, в том числе около 3 тыс. иностранных, из 106 стран мира. В 1940 г. МГУ присвоено имя М.В.Ломоносова. В университете учились А.Н.Радищев, будущие декабристы А.Н. и Н.М. Муравьёвы, И.Д.Якушкин, С.П.Трубецкой, П.Г. Каховский; известные революционеры-демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарёв, выдающиеся деятели русской культуры Д.И.Фонвизин, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов, А.Н.Островский, А.П.Чехов, К.Д.Ушинский, В.И.Немирович-Данченко и многие другие.
значки, посвящённые МГУ.
1-й ведущий: за 20 лет существования нашей гимназии в МГУ поступило 12 человек, из них в 2012г. – двое.
Участник показывает минерал – ломоносовит – найденный советским геологом в 1965 г. На Кольском полуострове.
- показывает фарфоровую чашку с клеймом ЛФЗ (Ленинградский фарфоровый завод). Рассказ:
-Ленинградский фарфоровый завод – фабрика шедевров, откуда вышли вещи, украшающие многие музеи мира. В 1925 году в связи с 200-летием АН СССР заводу, который выпускает “этот волшебный русский фарфор”, было присвоено имя М.В.Ломоносова.
2-й ведущий. Ломоносов был талантлив. Ломоносов был трудолюбив. Ломоносов был честен. Ломоносов был русским. Ломоносов был гений, энциклопедист. Он был человеком, сумевшим спрессовать время.
1-й ведущий. А теперь наши юные слушатели проведём викторину (Приложение 2) о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.
Звучит голос Ломоносова (на фоне тихой музыки)
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Выходят все.
2-й ведущий. Спасибо всем. На этом наше занятие клуба “Юный химик” закончено. Приходите к нам ещё. До свидания.