Каждый слайд появляется на экране ИД по щелчку.
Каждый элемент слайда тоже появляется по щелчку по мере необходимости.
С 5 и 17 слайдами работают учащиеся у доски (каждая картинка появляется по ходу объяснения и ответа учащегося по щелчку)
Задание «подготовить историческую справку о Блезе Паскале» было задано учащимся заранее.
Использование презентации позволяет улучшить наглядность изучаемого материала, что способствует развитию познавательного интереса к предмету.
Цель урока:
- Образовательные: Сформировать общие представления о давлении, силе давления, его единицах и способах изменения давления;
- Развивающие: развитие экспериментальных умений, навыков, логического мышления, обоснование своих высказываний, развитие навыков работы в группе, обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления;
- Воспитательные: формирование навыков самостоятельной работы, воспитание чувства сотрудничества в процессе совместного выполнения учебного задания.
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, презентация.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент.
(слайд 1, 2)
II. Повторение изученного материала.
1. Учитель:
«Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью он на ножку.
И вежливо очень сказал муравью:
«Можешь и ты наступить на мою». (слайд 3)
Вопросы учащимся:
- «Одинаковый ли результат получится в итоге?».
- От чего же зависит действие одного тела на другое? (слайд 4)
Ответ: от силы. - От чего зависит сила, приложенная к телу?
Ответ: от модуля, направления и точки приложения. - Что происходит с телом, если на него действует сила?
Ответ: тело может изменить свою скорость или деформироваться.
Учащийся выходит к интерактивной доске (ИД) и показывает, что результат действия силы (деформация тела) зависит от величины силы. (слайд 5)
- Скажите, результат действия силы зависит только от её величины, точки приложения и направления?
(учащиеся обсуждают рисунки слайда 6, 7 и делают вывод)
Вывод учащихся:
Еще и от площади поверхности, перпендикулярно которой она действует.
III. Изучение нового материала.
(слайд 8)
Учитель:
1. Физическая величина, характеризующая действие силы, приложенной перпендикулярно к поверхности, на которую она действует, называется давлением.
Вопрос: Что необходимо знать, чтобы найти давление?
Ответ: силу и площадь.
(Учитель вводит обозначение «давления» и вместе с учащимися записывает формулу для вычисления давления и единицу измерения давления)
2. Учащийся сообщает историческую справку о Блезе Паскале (слайд 9)
3. Единицы измерения давления, используемые на практике (слайд 10):
(самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой)
- 1 кПа=….
- 1 мкПа=…
- 1 мПа=…
- 1 гПа=….
- 1 МПа=
4. Вывод формул для расчета силы и площади поверхности (слайд 11)
(горизонтальная черта – деление, вертикальная – умножение)
5. Физкультминутка (слайд 12)
Учитель: Пожалуйста, встаньте.
- Вы сейчас оказываете давление на пол?
- Изменится ли давление, если мы: поднимем руки, разведем их в стороны?
- А можно ли увеличить это давление?
- А как уменьшить давление?
6. Итак, физкультминутка нам показала, что давление не является постоянной величиной и его можно изменить (слайд 13)
IV. Закрепление изученного материала
1. Посмотрите на рисунки. Сформулируйте задачу и объясните (слайд 14)
(учащиеся самостоятельно составляют задачи по рисункам и решают их)
2. Ответьте на вопросы (слайд 15)
3. Работа по ИД (слайд 17)
Посмотрите на тела на рисунках. Подумайте, какие из них увеличивают давление, производимое на опору, а какие уменьшают, и поставьте на соответствующее место.
V. Итог урока.
(слайд 18)
Вопросы:
- Какая физическая величина называется давлением?
- Что необходимо знать, чтобы найти давление; как обозначается; формула для расчета; единицы измерения давления?
- Какими способами можно увеличить или уменьшить давление?
- В каких случаях давление необходимо увеличить; уменьшить?
- Сопоставьте:
1) Единица измерения давления | Лыжи | |
2) Единица измерения силы | Сила | |
3) Приспособление, уменьшающее давление на снег. | Паскаль | |
4) Величина, равная отношению силы к площади поверхности | Ньютон | |
5) Величина, перпендикулярно которой действует сила давления. | Площадь |
Домашнее задание: § 33, 34
Список используемой литературы. Электронные издания.
- Учебное электронное издание «Интерактивный курс физики для 7-11 классов», «Физикон», 2004.
- «Открытая физика 1.1», ООО «Физикон», 1996-2001, под редакцией профессора МФТИ С.М. Козелла.
- «Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11 класс», ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003.
- «Физика 7 класс», издательство «Дрофа», 2001.