Форма урока: урок-соревнование (бег с барьерами).
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.
Цель урока: выявление степени сформированности у учащихся понятия квадратного уравнения, алгоритма решения квадратных уравнений.
Образовательная цель:
проверить умения учащихся решать квадратные уравнения с использованием формулы и теоремы Виета при выполнении различных по степени сложности заданий.
Развивающая цель: развитие навыков сравнения, сопоставления; формирование самостоятельности мышления.
Воспитательная: воспитание чувства само- и взаимоуважения.
Логика урока:
- Актуализация знаний.
- Повторение.
- Самостоятельное применение комплекса знаний.
- Контроль и самоконтроль.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Форма реализации методов обучения: самостоятельная работа.
Урок проводится на базовом и конструктивном уровне.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация урока, раздаточный материал (карточки с заданиями), рабочая тетрадь, учебник.
Структура урока:
- Организационный момент (подготовительный этап).
- Актуализация знаний (фронтальный опрос)
- Самостоятельная работа (игровой этап).
- Подведение итогов (рефлексия).
Ход урока
I. Подготовительный этап.
1 слайд
Мы с вами изучили большую и важную тему в этом году: Решение квадратных уравнений. Сегодня проведем не просто урок, а соревнование. Каждый из вас, независимо от спортивной подготовки, должен пройти (а может кто–то успешно, без ошибок пробежит) четыре этапа (барьера). На сегодняшних соревнованиях вам предлагаются такие барьеры:
2 слайд
- гимнастика для ума
(Счет и вычисления – основа порядка в голове. Пестолоцци).
Это небольшая разминка, перед более серьезными препятствиями. - уравнение
(Уравнение представляет собой наиболее серьезную и важную вещь в математике. Лодж О.) - Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить ее. Пойа Д.
Внимательно прочитайте задание и попытайтесь правильно его понять. От вашей внимательности зависит результат. - Настоящий ученик умеет выводить известное из неизвестного и этим приближается к учителю.
Гете И.
Наиболее сложный этап, но его преодолеть нам под силу.
Ход соревнования.
На первом барьере вам предлагается карточка, отвечаете на задание, выполняя вычисления в тетради. Найденный ответ выписываете на полях. Подходите ко второму барьеру, где на карточках находите свой ответ. На обороте – следующее задание. И так до последнего барьера. Каждый может обратиться за помощью к консультантам, но они будут за каждую консультацию «штрафовать», что отразиться на итоговой оценке урока. Штраф за каждую консультацию составляет 0,5 из 5 баллов. При быстром прохождении всех четырех барьеров тетрадь сдается на проверку учителю, а выполнивший работу, помогает консультантам (или получает дополнительное задание).
II. Актуализация знаний.
Для успешного прохождения всех этапов нам необходимо вспомнить основной теоретический материал:
3 слайд
- Что называется квадратным уравнением? Как определить количество корней полного квадратного уравнения? Назовите формулы для нахождения дискриминанта, корней уравнения.
4 слайд
- Какое уравнение называют неполным квадратным уравнением? Сколько корней имеет неполное квадратное уравнение каждого вида?
5 слайд
- Какое уравнение называют приведенным квадратным уравнением?
Сформулируйте теорему Виета.
III. Игровой этап (Приложение 1- 4)
Сейчас получаем карточку первого барьера.
6 слайд
На первом этапе вам необходимо расшифровать слово, решив примеры (ответы соответствуют буквам в фразе).
Ж | е | л | а | ю | у | д | а | ч | и | у | с | п | е | х | о | в |
144 | 25 | 16 | 1 | 12 | 64 | 0 | 1 | 9 | 100 | 64 | 81 | 5 | 25 | 121 | 49 | 3 |
7 слайд
IV. Подведение итогов.
Все сдают тетради на проверку, некоторые ученики сразу получают оценку.