Педагогический проект "Решение практико-ориентированных задач - залог успешной подготовки выпускников к ГИА и ЕГЭ"

Разделы: Математика


1. Краткая аннотация проекта. С целью совершенствования процесса обучения по учебному предмету “Математика” создан проект, в котором представлены эффективные пути реализации успешной подготовки выпускников к Г(И)А И ЕГЭ. Средством определены практико-ориентированные задачи, направленные на самобытную материальную и духовную культуру, традиционные отрасли хозяйства коренных народов: оленеводство, рыболовство, охотничий промысел и др.

2. Обоснование необходимости проекта. Одно из главных предназначений Г(И)А и ЕГЭ – получение объективной картины качества образования в системе среднего (полного) общего образования, объективной оценки освоения государственного образовательного стандарта выпускниками школы. Сельская жизнь и сельскохозяйственное окружение, отдаленность школы-интерната от культурных, административно-хозяйственных центров, изолированность их функционирования в суровых природно-климатических условиях Севера, накладывают отпечаток на развитие детей КМНС и требуют изменения подхода к обучению в рамках учебного предмета “Математика” в школе-интернате. Выход в создавшейся ситуации – это использование практико-ориентированных задач для развития понятийного аппарата ребенка.

3. Цель: обеспечение качественной подготовки выпускников, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта; повышение уровня математической подготовки выпускников к экзамену и осуществление педагогической поддержки обучающихся КМНС в рамках индивидуальной траектории.

Задачи:

1. Создать оптимальные условия для организации учебного процесса и качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и Г(И)А.

2.Совершенствовать организационно-методическую систему обучения в рамках учебного предмета “Математика” через применение практико-ориентированных задач для развития понятийного аппарата обучающихся.

3.Определить оптимальную модель организации учебного труда для подготовки выпускников, направленную на закрепление теоретического материала, совершенствование практических навыков.

4.Сформировать теоретические и практические знания, умения и навыки выпускников, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ и Г(И)А по математике.

4. Основное содержание проекта. Наряду с традиционными методами преподавания более эффективной является бинарная классификация методов И.И. Махмутова. Например, объяснительно-побуждающий метод преподавания (беседа с элементами деятельности) предполагает частично-поисковый метод обучения, инструментально-практический метод преподавания – продуктивно-практический метод обучения.

1) Методическая подготовка:

  • обеспечение необходимой методической литературой кабинета математики (справочники, пособия, содержащие материалы итоговой аттестации в новой форме под редакцией Ященко И.В., Семёнова А.Л., разработанные специалистами ФИПИ, МИОО, банк тематических тренировочных тестов).
  • для подготовки обучающихся решению заданий части С применяются следующие пособия: Математика ЕГЭ 2012. Задания типа С1-С5. Методы решения. Корянов А.Г., Отличник ЕГЭ. Математика. Решение сложных задач. ФИПИ. Сергеев И.Н.;
  • оценка готовности обучающихся, воспитанников к итоговой аттестации в новой форме, выявление проблем, типичных как для данного класса, так и индивидуально для каждого обучающегося;
  • планирование работы по развитию навыков выполнения первой и второй частей экзаменационных заданий.

2) Организация учебного процесса:

  • Систематическое повторение курса математики основной школы с коррекцией знаний. Для этого может служить организация вводного повторения и организация индивидуального повторения, с целью выявления пробелов в знаниях и умениях конкретного ученика.

  • Формирование опыта решения задач практической направленности.

  • Прочное усвоение знаний по курсу математики 10-11 классов.

  • Организация и руководство самостоятельной учебной деятельностью, самоконтролем выпускников по подготовке к ЕГЭ и самоподготовкой к поступлению в учебное заведение.

  • Совместно с обучающимися, воспитанниками и родителями разрабатывается план подготовки выпускников по математике.

3) Организация информационной работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ и Г(И)А:

  • инструкции по выполнению экзаменационной работы и проведение тренингов по заполнению бланков;
  • оформление информационного стенда для выпускников по подготовке к ЕГЭ и Г(И)А (нормативные документы, образцы бланков, список рекомендуемой литературы, интернет-ресурсы по вопросам ЕГЭ и Г(И)А);
  • рекомендации выпускникам для успешной сдачи экзаменов;
  • график проведения индивидуальной работы и консультаций по отработке навыков и устранения пробелов в знаниях обучающихся.

Использование интернет-ресурсов www.mioo.ru, http://www.fipi.ru, http://mathege.ru, http://www.ege.edu.ru, www.uztest.ru, http://www.gotovkege.ru, http://www.egehelp.ru, дают возможность составлять дифференцированные домашние задания, позволяют следить за процессом выполнения работы и выявлять пробелы. Компьютерный контроль усвоения отдельных навыков даёт существенные преимущества, осуществляющие индивидуализацию процесса обучения, экономит время учителя, делает результаты наглядными.

5. Ресурсное обеспечение:

  • повышение квалификации учителей математики на базе ГАОУ ДПО Ямало-Ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования г. Надым;
  • дистанционные курсы на базе ГАОУ ДПО ЯНАО “РИРО” г. Салехард “Организация и проведение дистанционных курсов”;
  • внутришкольное повышение квалификации педагогов: вебинары, семинары-практикумы, заседания МО, педсоветы, заседания НМС по вопросам качественной подготовки обучающихся КМНС к итоговой аттестации;
  • наличие достаточной электронной базы, свободный выход в Интернет;
  • использование кабинета информатики, локальной сети для проведения пробного диагностического тестирования в форме ЕГЭ и Г(И)А в режиме онлайн.

6. Кадровое обеспечение. Реализация проекта обеспечивается педагогическими кадрами, систематически занимающимися повышением своей квалификации:

Ф.И.О

Занимаемая должность

Тема КПК

Сроки прохождения КПК

Место прохождения КПК

Функционал специалиста в программе

Малинин Иван Алексеевич Директор “Современный образовательный менеджмент” 24.09.2010-01.10.2010 ГОУ ДПО ЯНАО ИПКРО г.Надым Консультант, эксперт
Малинина Маргарита Эриковна Зам. директора по НМР “ФГОС основного и среднего (полного) общего образования: содержание, актуальные вопросы введения и реализации” 10.03.2011-14.03.2011 ГАОУ ДПО ЯНАО “РИРО”, г.Салехард консультант, эксперт
Целищева Наталья Федоровна Зам. директора по УВР 12.03.12-24.03.12 консультант, эксперт
Рябчикова Людмила Анатольевна Зам. директора по УВР (1-4) “Управление инновационными процессами в школе. Методическая система образовательного учреждения как инструмент управления качеством образования” 23.04.12-05.05.12 ГАОУ ДПО ЯНАО “РИРО”, г.Салехард Консультант, эксперт
Мертюкова Светлана Александровна Зам. директора по ВР “Введение ФГОС НО: проектирование, планирование и реализация”  08.11.2010-13.11.2010 г. Москва, Открытый институт “Развивающее обучение” консультант, эксперт
Моргунова Светлана Павловна Учитель математики 1.“ Актуальные вопросы школьного математического образования”

2. “Организация и проведение дистанционных курсов”

3. Семинар по теме: “Организация и проведение ЕГЭ и Г(И)А в выпускных 9,11 классах”

26.10.09-09.11.09

18.04.11-30.04.11

25.04.12-26.04.12

ГОУ ДПО ЯНО ИПКРО, г.Надым

ГАОУ ДПО ЯНАО “РИРО”, г.Салехард

ГАОУ ДПО ЯНАО “РИРО”, г.Салехард

разработчик проекта, исполнитель
Савич Людмила Анастасовна Учитель математики “Актуальные вопросы школьного математического образования” 26.10.09-09.11.09 ГОУ ДПО ЯНО ИПКРО, г.Надым исполнитель
Шалыгина Елена Николаевна Учитель математики

“Воспитание как приоритет современного образования”

26.10.09-09.11.09 ГОУ ДПО ЯНО ИПКРО, г.Надым исполнитель

7. Партнеры: управление организационно-методического обеспечения Департамента образования, предметная секция “Математика” в рамках РП(М)О, администрация МОУ

8. Целевая аудитория. Участники образовательного процесса: обучающиеся 5-11-х классов, родители, учителя математики МОУ

9. План реализации проекта

Этапы сроки

Основные мероприятия

Прогнозируемые результаты

1.

Подготовительный этап

/сентябрь 2012г. – май 2013 г./

1. Изучение существующего опыта по организации и подготовке к Г(И)А и ЕГЭ :

- работа в сети Интернет (сетевое взаимодействие);

- изучение нормативных и инструктивных материалов ЕГЭ.

3. Корректировка рабочих программ, календарно-тематического планирования по учебному курсу “Математика”, программ элективных курсов с целью повышения эффективности подготовки к экзаменам.

Включение в содержание учебного практикума по математике раздела “Решение практико-ориентированных задач”.

2. Организация мероприятий учебно- методического характера по подготовке к проведению государственной итоговой аттестации:

- разработка учителями-предметниками нового УМК;

- рекомендаций для обучающихся и родителей по подготовке к Г(И)А и ЕГЭ;

-организация дополнительных занятий для обучающихся с использованием банка данных заданий Г(И)А и ЕГЭ и демоверсий 2013 г.;

• - организация индивидуальных и групповых консультаций.

3. Проведение тренировочно-диагностических работ по математике с целью диагностики готовности обучающихся к государственной итоговой аттестации.

3. Разработка плана мероприятий по повышению качества подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации.

4. Повышение квалификации учителей математики.

Выпуск сборника практико-ориентированных задач, ориентированных к жизни и быту детей КМНС

Представление промежуточных и конечных результатов реализации проекта на научно-методическом совете школы-интерната и Р(П)МО учителей математики

2.

Основной этап

(сентябрь 2013г. –май 2014г)

1.Практическое применение сборника практико-ориентированных задач

2.Проведение мониторинга знаний обучающихся, воспитанников по математике в 9, 11 классах.

3.Участие в открытых сетевых, окружного семинарах по подготовке обучающихся к Г(И)А и ЕГЭ.

4. Организация информационной поддержки по подготовке к экзамену, своевременно размещая на сайте школы- интерната демонстрационных версий контрольно-измерительных материалов, дидактических материалов для подготовки к экзаменам, образцы новых бланков для выполнения заданий Г(И)А и ЕГЭ.

Информационно-методические, аналитические материалы:

-обобщение опыта по результатам апробирования инновационного проекта,

-банк данных на основе мониторинговых, диагностических исследований

3.

Заключительный этап

(сентябрь 2014г.)

1.Диссеминация опыта работы по созданию инновационной институциональной модели реализации проекта.

2.Анализ реализации проекта на педагогическом совете /с выявлением проблем и оценкой изменений/

Публикация материалов реализации проекта на муниципальном, окружном, всероссийском уровнях.

10. Ожидаемые результаты проекта:

1) создание и апробирование методик и технологии обучения, индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

2) разработка образовательных программ, электронных учебников, учебно-методических комплектов;

3)вовлечение обучающихся и родителей в управление собственным развитием;

4) достижение уровня образовательного стандарта всеми выпускниками 9, 11 классов;

5) повышение качества обученности обучающихся КМНС.

11. Риски:

  • наполняемость выпускных классов школы-интерната обучающимися с разными интеллектуальными способностями (выпускники 9-ых классов КмО, С(К)К VII вида), поэтому возможны нестабильные и низкие результаты итоговой аттестации;
  • отсутствие ценности образования у выпускников, их родителей;
  • низкая стрессоустойчивость выпускников.

12. Пути преодоления рисков: использование эффективных методов создания положительной мотивации обучающихся, воспитанников ; повышение квалификации учителей математики в рамках современных требований к образованию.

13. Перспективы дальнейшего развития проекта. Данный проект может быть реализован не только в общеобразовательных сельских школах, удаленных от административных центров районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, но и в вахтовой системе производства крупных строек. Необходимо обобщить и распространить в разных районах региона уже накопленный опыт, издать учебные пособия, подготовить кадры, организовать группы социокультурного анализа, проектирования и сопровождения инновационных процессов на региональном, муниципальном и школьном уровнях.

См. приложение.

Литература

1. Русаков В. А. О задачах развития общего образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс] / В. А. Русаков // Режим доступа: свободный.

2. Егоров В. Н., Неустроев, Н. Д. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера. – М.: Academia, 2003. – 224 с.

3. Развитие образования в сельской местности: региональная модель // Методическое пособие для работников управления образования / Под ред. Ф. В. Габышевой. – М.: ИСПС РАО, 2006. – 192 с.

4. Габышева В. Ф. Новая школа – приоритет государства, общества, бизнеса. [Электронный ресурс] / В. Ф. Габышева // Режим доступа:свободный.