Цели:
- формирование духовно-нравственных качеств личности;
- расширение музыкального кругозора обучающихся;
- воспитание уважения к национальной культуре.
- развитие интереса к родному краю.
Задачи:
- познакомить обучающихся с жанром духовной музыки;
- познакомить с композиторами, работавшими в жанре духовной музыки;
- познакомить обучающихся с понятием “знаменное пение”;
- учить культуре слушания;
- воспитывать эстетический вкус у обучающихся.
Оборудование:
- магнитофон;
- кассета, диски с записью духовной музыки;
- икона с изображением Богородицы;
- портреты композиторов С. Рахманинова, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова;
- свиток-грамота;
- мультимедийное оборудование
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас !
2. Мотивация.
Сегодня у нас состоится серьезный разговор. А о чем пойдет речь на уроке, вы ответите мне сами, когда прослушаете музыкальный фрагмент.
Слушание: фрагмент “В молитвах неусыпающую” С. Рахманинов
(1 мин).
Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какая музыка сейчас прозвучала? (ответы детей).
Правильно, это прозвучал церковный хор.
- Какие были голоса?
- И мужские и женские.
- А можем ли мы сказать, что люди пели русскую народную песню?
- Нет, это была другая музыка.
- Может быть вы знаете, как называется особая музыка, исполняемая в церкви?
- Духовная музыка... Церковная музыка...
Хорошо, ребята. Как вы уже правильно догадались, сегодня на уроке речь пойдет о духовной музыке. Мы узнаем, что же явилось основой древнерусской церковной музыки, а самое главное - постараемся определить силу воздействия духовной музыки на человека.
3. Изучение новой темы.
Каждое православное богослужение почти сплошь состоит из пения молитв. В древности во время богослужения пели все стоящие в храме люди, но постепенно петь в храме стал специальный хор. Хор — это избранные певцы из верующих, живой пример, как требуется петь в церкви.
С самых первых веков христианства церковное пение подчинено определенным законам, которые изложены в церковном Уставе - Типиконе. Все песнопения создаются и исполняются не просто так, а по строгим правилам. Они записаны в богослужебных книгах - Октоихе, Триоди, Минее и других.
На Руси церковная музыка получила распространение вместе с принятием христианства в конце 10 века. В Древней Руси музыкальным явлением стало знаменное пение, которое послужило основой для церковной музыки. Знаменное пение получило название от наименования знаков – “знамён” (или крюков), которые использовали для записи знаменного распева. Знаменное пение соответствовало всем требованиям устава, песнопения исполнялись таким образом и в таком порядке, как было предписано богослужебными книгами.
Строгое одноголосное пение слушали при дворах князей Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого и царя Ивана Грозного.
Крюки 11 -16 в.в. до сих пор не расшифровали. Лишь крюковую запись середины 17 века удалось понять музыкантам.
- А вы знаете, как и кем исполняется музыка в церкви?
- Певцами.
- А какие инструменты помогают певчим (так называют церковных певцов)?
- Кажется, никакие.
- Именно так. В церкви звучание инструментов не допускается, поэтому музыка написана для хора. Человек и словами, и пением обращается к Господу, больше ничего для этого не требуется. Важно только, чтобы это обращение было искренним.
Прослушать песнопение знаменного и партесного хора
Единородный сыне (анс. Пасхалия с.Меркушино) и Единородный сыне - Кастальского
- У нас иногда говорят, что песнопения Русской православной церкви “намолены”. Это правда, потому что молитва и пение проникают друг в друга, и никакая церковная мелодия не существует сама по себе, а только в связи с текстом молитвы.
- А что такое молитва?
- Это разговор с Богом, просьба к нему.
- А мы слышим какие-нибудь слова этой молитвы?
- в одном песнопении -да, слова понятны. А в другом - нет
- Пение хора похоже на звучание симфонического оркестра. Текст слабо различим из-за больших распевов на отдельные слоги.
Первое песнопение было исполнено знаменным пением, а второе - партесным Шесть веков звучало знаменное пение на Руси, пока в середине XVII века ему на смену не пришло многоголосное партесное пение, – то есть пение по партиям. Его принесли на Русь киевские церковные певцы. Партес записывался не крюками, а нотами. Новые мелодии очень полюбились царю Алексею Михайловичу и Патриарху Никону, которые и дали партесному пению широкую дорогу. И только старообрядцы совершенно не приняли партеса и до наших дней поют только по крюкам.
Ныне отпущаеши - знаменного распева
В конце XVII века знаменный распев, был без приговора выслан из приходских храмов в монастыри и его место заняло пение партесное.
Это пение построено по законам музыки, а не церковного Устава. Музыку писали итальянские композиторы, которые даже не знали русского языка и не могли по-настоящему вникнуть в слова священных песнопений. Главным для них – было создать красивую музыку, даже если слова и не подходили к ней , можно было подогнать слова церковных песнопений под музыкальные фразы, задумки того или иного композитора. Эти приемы могли совершенно лишить смысла слова песнопения или исказить его. Партесное пение, ставит на первый план именно музыку, и тем самым не помогает раскрытию в звуках слова, а наоборот, отвлекает молящихся.
В 18-19 веках доходило до того, что люди ехали в церковь как на концерт, чтобы послушать выступление знаменитого хора и даже кричали “браво” и “бис” во время службы после исполнения песнопений.
№3 - запись с диска хор “Благовест” - ЦЭВ “Гайдаровцы” г.Серов
Многие из вас занимаются в музыкальной школе, с творчеством каких композиторов вы уже знакомы? Как вы думаете, кто из них в своем творчестве обращался к жанру духовной музыки?
(Ответы детей).
Многие русские композиторы сочиняли духовную музыку: Рахманинов, Бортнянский, Чайковский, Римский –Корсаков, Чесноков, Кастальский, Танеев и другие.
Но не вся музыка созданная ими используется церковью. Композиторы Петербургской школы, А.Ф.Львов (1798-1870), ГЯ.Ломакин (1812-1885), М.А.Виноградов (1810-1888), Г.Ф.Львовский (1830-1894), Е.Сазеев (1831-1920), А.А.Архангельский (1846-1924), следовали западным музыкальным образцам и довольно-таки равнодушно относились к древним уставным напевам .
В противоположность им, композиторов Московской школы объединяло одно общее устремление: возвращение к нормам древнего пения и создание русского национального стиля пения , восстановления древнерусской традиции. Направление это было представлено такими композиторами, как А.Д.Кастальский (1856-1926), Н.И.Компанейский (1848-1910), П.Г.Чесноков (1877-1944), А.Т.Гречанинов (1864-1956), свящ. Дм.Аллеманов (1867-1918), С.В.Рахманинов (1873-1943).
И если сочинения композиторов первой группы практически не исполняются в наши дни, то произведении второй группы композиторов до сих пор звучат в наших храмах.
Рахманинов - Свете тихий №32
Ребята, давайте попробуем представить себя в роли исследователей и попытаться прочитать запись древней мелодии. Перед вами “крюковая азбука”- обозначения древних музыкальных знаков. Попытаемся найти, какие крюки использовались для записи, например, этой старинной мелодии.... (Работа по карточкам).
В последнее время знаменный распев у нас в стране стал возрождаться. Все чаще его можно слышать в храмах. И, как и три столетия назад, между одноголосьем и многоголосьем возникают споры. Какое более церковно? Чему принадлежит будущее?
Сегодня вы познакомились с историей церковного пения. Послушали песнопения знаменного и партесного распевов. Предлагаю вам ответить на несколько вопросов ( работа с анкетой)
4. Подведение итога урока.
- Итак, ребята, что нового вы узнали на уроке? (ответы)
Я могла бы задать вам много вопросов по пройденной теме, но думаю, каждый из вас погружаясь в мир духовной музыки, сделал для себя определенные выводы. Пусть ваше мнение будет отличным от мнения других людей. Главное, чтобы услышанная вами сегодня или завтра музыка затронула бы ваши души, коснулась ваших сердец. Хотелось бы через русскую духовную музыку пробудить любовь и к нашей исконно русской культуре, важной частью которой она является.
Спасибо всем за работу на уроке. Всем “Многая лета”!