Пояснительная записка.
В современном обществе, насыщенном техническими и информационными нововведениями, существует проблема адаптации человека в окружающем социуме, не исключение — адаптация детей, особенно при переходе из дошкольного учреждения в школу, где ребенок попадает в незнакомый коллектив детей и взрослых. А если ребенок дошкольного возраста не посещает дошкольное образовательное учреждение, то проблема адаптации в школьном коллективе становится еще острее.
Авторская программа “Слово-Пластика-Театральная игра” построена на принципах развивающего обучения и сочетает в себе комплексный подход к развитию личностных качеств каждого ребенка средствами театрального искусства через игровую деятельность.
Использование возможностей театрального искусства , художественно-творческой деятельности при помощи педагогических технологий в дополнительном образовании и развитии детей дошкольного возраста , позволяет развивать все психофизические стороны личности ребенка, создавая тем самым благоприятные условия для всестороннего развития и социальной адаптации дошкольников, будущих первоклассников.
Новизна авторской программы “Слово-Пластика-Театральная игра” заключается в системности комплексного использования всех средств и методов театральной педагогики к развитию творческих способностей и адаптации детей, а также обязательным вовлечением в творческий процесс взрослых — родителей.
Использование игровых ситуаций и технологий педагогики искусства , знакомство с традициями и народной культурой , народным творчеством дает возможность не только развить речь, пополнить словарный запас ребенка, совершенствовать звуковую сторону речи, умение ясно и четко выразить свои мысли, построить диалог, но и развивает внимание, память, воображение, эмоциональную сферу ребенка, помогает снять зажатость и эмоционально раскрепостить ребенка, учит чувствовать и реагировать на события окружающего его мира, взимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Программа построена на обобщении опыта и методических рекомендаций театральных педагогов и психологов, специалистов в области дошкольного воспитания и образования (Чурилова Э.Г., Маханева М.Д., Петрова Т.И.,Уликова Н.А. и др.) , а также собственном опыте работы с детьми дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования детей.
Данная программа может быть использована как в учреждениях дополнительного образования - в студиях раннего эстетического развития для детей старшего дошкольного возраста, в общеобразовательных учреждениях - в группах предшкольной подготовки, так и в дошкольных образовательных учреждениях.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 (72) занятия в год, возраст детей 5-6 лет. Занятия проводятся 1 (2 ) раза в неделю. Продолжительность одного занятия 20-25 минут. Состав группы 8-10 человек. Раз в месяц проводится занятие совместно с родителями (в год- 9 занятий).
Ожидаемые результаты:
- Доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками и взрослыми.
- Развитое внимание, воображение и память.
- Четкая речь, умение формулировать свои мысли.
- Эмоциональное восприятие окружающего мира.
- Осознание ребенком своих способностей, уверенность в себе.
Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей и социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста средствами театральной педагогики.
Задачи:
Обучающие:
- Приобщить к театральной культуре и традициям народного творчества. Пополнить словарный запас.
- Научить пользоваться различными интонациями, выражающими основные чувства; передавать образы через слово, пластику, жест.
- Запоминать и принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя.
Развивающие:
- Активизировать познавательный интерес.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
- Снимать зажатость и скованность.
- Развивать чувство ритма и координацию движений.
- Развивать умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.
- Развивать умение пользоваться различными жестами.
- Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию.
Воспитывающие:
- Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками
- Воспитывать уверенность в себе.
- Воспитывать уважение к традициям и культуре родного края.
Учебно-тематический план (Приложение 1)
Содержание программы.
Основные темы программы направлены на развитие психических и физических свойств личности ребенка старшего дошкольного возраста:
- “Мир вокруг меня” — в увлекательной игровой форме помогает детям познакомиться с окружающим миром, развивает речь, память, внимание.
- “Мир фантазии” — развивает воображение, учит эмоциональному восприятию окружающего мира, помогает снять зажатость и раскрепостить детей.
- “Театральный калейдоскоп” - в игровой форме знакомит детей с театром, другими видами искусства, активизирует познавательный интерес.
- “Народные праздники и обычаи” — через фольклорные игры и праздники знакомит детей с народными традициями и обычаями, воспитывает любовь к родине и родному краю, развивает речь, пополняет словарный запас ребенка.
- “Путешествие в сказку” - через драматизацию известных народных сказок и сочинение новых сказочных историй развивает речь, пластику, воображение детей, активизирует познавательный интерес, воспитывает любовь к чтению, доброжелательность в отношениях со сверстниками.
Упражнения и игры одной темы связаны сквозной логической цепочкой, направлены на раскрытие темы, используя различные способы подачи материала.
Тема 1: Вводное занятие.
Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Знакомство с детьми. Игра “Назови свое имя”. Игра “Если весело живется”. Игра-импровизация “Страна Вообразилия”.
Тема 2: Мир вокруг меня.
2.1. Путешествие в осенний лес.
Ритмопластическая игра “Здравствуй, Осень”, “Лесная аэробика”.
Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика “Поездка в лес”. “Игры на лужайке”.Стихотворение “Волк и лиса” С.Маршак (диалог). “Лис и мышонок” В.Бианки и др. Упражнение “Поймай хлопок” (на внимание). Упражнения на внимание “Внимательные звери”. “Звуки леса” (на слуховое восприятие) Понятия “мимика и “жест”. Игра “Изобрази”, “Совушка”, “Шла коза по лесу”, “Воробьи-вороны”.
2.2. Волшебные предметы.
Ритмическая разминка. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика “Мыльные пузыри”. Загадки “Угадай предмет”. Игра “Магазин игрушек”.
Игра “Что мы делали не скажем...” Игра “Превращения предмета”.
2.3. Зимняя прогулка.
Ритмическая разминка. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика “Конькобежцы”, “Лыжники”. Зимние стихи и загадки. Игра “На зимнем дворе” (действия с воображаемыми предметами). Игра “Елочки-пенечки”.
2.4. Удивительное рядом.
Ритмическая разминка. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика “Поездка в лес”. Считалки. Игры на развитие внимания, памяти. Игра “Кот и мыши”.
2.5. В весеннем лесу.
Ритмопластическая разминка “Утро в лесу”.
Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика “В весеннем лесу”. Стихи и загадки о весне. Пластическая импровизация “Лягушки и цапля”. Игра “Совушка-Сова”.
2.6. Цирк, цирк.
Ритмическая разминка. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика.
Речевая гимнастика. Игры на групповое взаимодействие. Этюды “Жонглеры”, “Дрессировщики”, “Клоуны”. Музыкальная игра “Буги-вуги”.
2.7. Веселый зоопарк.
Ритмическая разминка “Веселая аэробика”.
Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика.
Стихи “Веселый зоопарк”. Игра “Внимательные звери”. Игра “Танец маленьких утят”.
2.8. Страна мастеров.
Ритмическая разминка. Речевая гимнастика “Поварята”.
Игра на действия с воображаемыми предметами “Король”. Игра “Пирог”.
Тема 3: В мире фантазии.
3.1. Волшебница Осень.
Ритмопластическая импровизация “Осенние листья”.
Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика “Поездка в лес”. Речевая игра “Эхо”.
Упражнение “Поймай хлопок” (на внимание). Игра “У Маланьи, у старушки”.
3.2. Морское путешествие.
Ритмо-пластическая импровизация “Аквариум”.
Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика “Кораблик”.
Игра “Чудо-юдо из яйца” (на развитие воображения). Игра “Море волнуется”. Игра “Найди клад”.
3.3. В гостях у Зимушки-Зимы.
Пластическая импровизация “Метель”. Загадки о зиме. Этюд “Зимний лес”. Сказка “Праздник для елочки” (сочиняем сказку)
3.4. Разговор с природой.
Пластическая импровизация “Подснежники”. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика “Поездка в весенний лес”. Весенние стихи и загадки. Упражнение-игра “Нарисуй музыку”. Народная игра “Ручеек”.
3.5. Машина времени.
Ритмическая разминка. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика “Полет на самолете”. Игры на развитие воображения и фантазии. Игра “В тридевятом царстве”.
3.6. Необыкновенные превращения.
Ритмическая разминка. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика. Инсценирование стихотворения. Игра на развитие фантазии и воображения , наблюдательности “Угадай”. Игра на эмоциональный настрой “Улитка”.
3.7. Путешествие на воздушном шаре.
Пластическая импровизация “Полет”. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика. Стихотворение. Игры на коллективность взаимодействия “Перестроения”. Игра “Капитаны”.
3.8. Волшебная корзинка.
Ритмическая разминка. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика. Игра “Оживи предмет”. Игра “Волшебные превращения”. Игра “Баба-Яга”.
Тема 4: Театральный калейдоскоп.
4.1. Что такое театр.
Беседа “Что такое театр”. Просмотр в/фильма. Загадки на тему “Театр”.
4.2. Виды театров.
Какие бывают театры. Просмотр видеофильма. Игра в теневой театр (театр теней).
4.3. Театральный этикет.
Правила поведения в театре. Стихотворение А.Барто “В театре”.
4.4. В гостях у Петрушки.
Народный театр. Театр Петрушки. Скоморохи. Фольклорные игры. Потешки. Небылицы. Игра “Шла коза по лесу”.
4.5. Театральное закулисье.
Устройство сцены и зрительного зала. Театральные профессии.Просмотр в/фильма. Загадки.
4.6. Волшебный мир театра.
Просмотр детского спектакля. Встреча с актерами. Концертная программа “Мы-артисты” совместно с родителями.
Тема 5: Народные праздники и обычаи.
5.1. Новый год.
Новый год. Традиции и обычаи разных народов. Загадки. Веселые новогодние конкурсы, хороводные игры.
5.2. Рождество.
Рождество:традиции и обычаи. Вертеп. Слушание музыки. Колядки.
5.3. Масленица.
Традиции и обычаи. Потешки. Фольклорные игры. “Широкая Масленица” - конкурсно-игровая программа совместно с родителями. Народные игры “Пузырь”, “Дударь” и др.
Тема 6: Путешествие в сказку.
6.1. “Репка”.
Викторина “Путешестие по сказкам”. Чтение сказки (аудиопрослушивание, видеопросмотр). Этюдные импровизации. Работа над пластикой и выразительностью речи сказочного персонажа. Лепка (рисование) сказочного персонажа. Сказка “Репка” (совместная импровизация детей и родителей по мотивам русской народной сказки)
6.2. “Лесная сказка”.
Загадки о животных и природе. Этюды “Встречи в лесу”. Сочинение сказки.Рисование сказки. Показ “Лесная сказка”. Веселые конкурсы совместно с родителями.
6.3. “Подарок для мамочки”.
Слушание музыки. Пластические этюды “Ежик и цветы”. Работа над выразительностью жестов, пластики. Показ сказки “Подарок для мамочки”. “Веселые конкурсы”, стихи о маме.
6.4. “Праздник для елочки”.
Сочинение сказки на предложенную тему (новогодняя сказка). Этюды на взаимодействие. Работа над сказкой. Рисование сказки. Показ сказки “Праздник для елочки”.
6.5. “Теремок”.
Чтение сказки (просмотр мультфильма). Работа над сказкой. Инсценирование сказки с мягкими игрушками. Показ сказки “Теремок” совместно с родителями.
6.6. “Заячья избушка”.
Чтение сказки (аудилпрослушивание). Работа над сказкой “Заячья избушка”. Этюды “Заяц и Лиса”, “Петух и лиса”. Игра-танец “Весенняя капель”. Показ сказки “Заячья избушка” (совместно с родителями).
Тема 7: Итоговое занятие.
Диагностические творческие задания по театрализованной деятельности: развитие речи, пластическая выразительность, эмоциональность, внимание, память, воображение, коллективное взаимодействие.
Методика и технология преподавания (Приложение 2).
Предполагаемые умения и навыки:
- Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.
- Знать 5-8 артикуляционных упражнений.
- Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический, стихотворный текст.
- Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
- Передавать образы и эмоции через слово, пластику, жест.
- Сочинять небольшие сюжетные истории, сказки, этюды по сказкам.
- Знать что такое театр и виды театров.
- Знать народные игры, праздники, обычаи.
- Взаимодействовать с детьми и взрослыми, Доброжелательно относиться к другим детям и взрослым.
Педагогическая диагностика (Приложение 3)
Формы подведения итогов.
- Конкурсы, викторины, открытые занятия с участием родителей,участие в праздниках, постановка небольшого спектакля,концерта, инсценировки.
Условия реализации программы:
Материально-техническое оснащение:
- Свободное помещение, с минимальным количеством мебели.
- Аудио и видео аппаратура. Элементы театральных декораций. Костюмы.
- Краски, пластилин, цветная бумага. Мячи, скакалки. Мягкие игрушки.
Методическая копилка:
- Разработки занятий, сценарии и т.д.
Наглядный материал:
- Иллюстрации, видеоматериал, фонограммы, карточки для заданий.
- Творческие показы перед родителями, детьми.
Список литературы.
- К.С.Станиславский “Работа актера над собой” Собр.соч.в 8 т, М., “Искусство”, 1954-1961
- З.В.Савкова “Воспитание речевого голоса” Л., ЛГИК им.Н.К.Крупской, 1973
- Э.Г. Чурилова Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.
- Т.И.Петрова., Е.Л Сергеева.,Е.С. Петрова Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2000.
- Е.В.Мигунова, Организация театрализованной деятельности в детском саду:Учебно-методическое пособие, НовГУ им.Ярослава Мудрого-Великий Новгород, 2006
- Н.А.Уликова “Словом душа растет” (практический материал для работы с детьми по развитию речи) Санкт-Петербург,ОЦ “Гармония”, 1994
- Репертуарно-методическая библиотечка ВЦХТ “Я вхожу в мир искусств”.
- Журнал “Дошкольная педагогика”
- О.И.Лазаренко.Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. Айри-пресс. М.. 2011
- М.В.Смирнова. 2500 Скороговорок. Для детей 4-6 лет.СПб., Издательский дом “Нева”, 2005, издательство “Олма-Пресс”. 2005.(серия “Программа развития и обучения дошкольника”)
- М.Д.Маханева. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду М., ТЦ “Сфера”, 2009
- А.В.Щеткин. “Театральная деятельность в детском саду” (для занятий с детьми 5-6 лет) М., Мозаика-Синтез, 2008
- Джанни Родари. Грамматика фантазии М., Прогресс, 1978
- М.Л.Владимирова. Игры-упражнения для эмоционального раскрепощения. – Киров, 2009.
- А. И. Буренина. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста – 2 е изд. испр. и доп. / А. И. Буренина. – Санкт-Петербург : ЛОИРО, 2000