Цель урока:
- Закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи, неопределенной форме глагола, временах глагола, спряжении, правописании безударных личных окончаний глагола и частицы не с глаголами.
- Воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок Пушкина.
- Развивать аккуратность, навыки анализа и самоконтроля
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, опорные схемы, словарь, книжная выставка произведений А.С. Пушкина, белочка (мягкая игрушка), сказительница (ученица) в русском костюме.
Ход урока
I. Организационный момент и сообщение целей урока. Слайд 1
- Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Закройте глаза, представьте море, волны плещут:
Ветер по морю гуляет... Слайд 2.
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах ,
На раздутых парусах.
(учитель показывает корабль).
- Но наш корабль, на котором мы сегодня отправимся путешествовать, плыть только с помощью ветра не может. Его нужно завести. Отгадайте фамилию, имя, отчество русского писателя и поэта, сказки которого сегодня будем вспоминать?
II. Пристань “Чистописание”. (Минутка чистописания). Слайд 3
А С П –
- Что напомнили вам эти буквы? (А.С. Пушкин). Слайд 4.
III. Пристань “Исследуй-ка”. (Словарная работа). Слайд 5.
А еще нужно узнать тему нашего урока. Для этого надо отгадать пропущенные словарные слова в отрывках из сказок А.С. Пушкина.
1). Вот открыл царевич очи: Слайд 6.
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит (город) он большой...
2).
Пушки к пристани палят, Слайд 7.
Кораблю пристать велят.
3).
Царь Дадон к шатру спешит... Слайд 8.
Что за страшная (картина).
4).
Море вздуется бурливо, Слайд 9.
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три (богатыря).
5).
Корабельщики в ответ: Слайд 10.
“Мы объехали весь свет,
Торговали мы недаром
Неуказанным товаром:
А лежит нам путь, далек
Восвояси на (восток).
6).
Вот въезжает в город он... Слайд 11.
Вдруг раздался легкий звон,
Ив глазах у всей (столицы)
Петушок вспорхнул со спицы.
- Ну, что ж, молодцы! Вы узнали тему урока? Это ...(глагол).
IV. Пристань “Вспоминай-ка”. Слайд 12.
– Чтобы узнать тему урока, отгадайте, о какой части речи говорится в загадке. Слайд.
Что без него предметы? Лишь названья. Слайд 13
А он придёт – всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт. (Глагол).
Запись отрывка у доски и в тетради.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Грамматическое лото.
- С помощью каких слов А.С. Пушкин показал, что происходит с ветром? (гуляет, подгоняет).
- Какой счастью речи являются эти слова?
- Определите падеж слова “ветер”, “по морю”.
- Какой частью речи является слово “и”?
- Определите время глагола “гуляет”, “подгоняет”.
- Определите лицо этих глаголов.
- Определите спряжение.
V. Пристань “Сказочная”. Слайд.14
- Послушайте нашу сказительницу.
- Жил-был Глагол. Однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. Он пошел по белу свету искать счастье. Идет, видит- сидит на камушке Существительное и плачет. А плачет оттого, что пользы никакой не приносит. Пригласил Глагол с собой Существительное счастье искать. Ему люди добрые сказали, что счастье и богатство лишь в труде.
Шли, шли они и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое, которое тоже было одиноко и грустно. Долго ли, коротко ли шли они. Вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все трудились, скучать было некогда. Встретили их доброжелательно и предложили работать в Предложении. Друзья с радостью согласились. С тех пор Глагол работает (сказуемым), Существительное с прилагательным тоже получили работу. Улыбка не сходит с их лиц. Ну, как же, они ведь приносят пользу. А что может быть прекраснее на земле?
- Вот и царевна из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях” делает добро людям:
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала...
- Найдите глаголы.
- Какую роль выполняют глаголы в предложении? Найдите и подчеркните главные члены предложения.
VI. Пристань “Словознай- ка”. Слайд 15.
1. Работа со словарем
- Время! Кто знает, что это? (Дети объясняют значение этого слова?)
- Владимир Иванович Даль. Так объясняет значение этого слова.
(Учитель показывает портрет В.И Даля). Слайд 16.
(Время – это когда идут дни за днями; последовательное течение суток за сутками).
- Помните в сказке:
Царь велит своим боярам,
Времени, не тратя даром,
И царевну и приплод
Тайно бросить в бездну вод.
2. Фонетический разбор слова “время”.
- Дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глагола.
VII. Пристань “Шуточная”. Слайд 17.
1. Инсценировка.
Учительница спросила Лентяйкина.
- Если я говорю:
“Я умываюсь, ты умываешься,
Он умывается, мы умываемся,
Вы умываетесь, они умываются”
- Какое это время?
Лентяйкин, не задумываясь, воскликнул:
- Утро!
- А , вы, как думаете, в каком употреблены глаголы? (Ответы детей).
- Давайте запишем эти глаголы, определим лицо, число, спряжение. Выделим окончание.
VIII. Пристань “Думай-ка” (Работа над упражнением из учебника). Слайд 18.
(Взаимопроверка).
IX. Пристань “Логическая пятиминутка”. Слайд 19.
- Замените фразеологические обороты одним глаголом. Напиши эти глаголы.
- Совать нос (Влезать). Слайды 20, 21.
- Клевать носом (Засыпать).
- Зарубить на носу (Запомнить).
- Дать стрекача. (Убежать).
- Выходить из себя (Сердиться).
- Бить баклуши (Бездельничать).
- Какие глаголы вы записали? Докажите. (Это глаголы неопределенной формы. Отвечают на вопрос что делать? Что сделать?).
X. Пристань “Здоровье”. Слайд 22.
Физкультминутка.
- Если глагол 1-го спряжения – присесть, если глагол 2-го спряжения – встаем, поднимаем руки вверх.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки все грызет.
А орешки не простые...
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
X I. Пристань “ Выполняй-ка” . Слайд 23.
- А знаете ли вы, почему не с глаголами пишется раздельно? Всегда ли они так пишутся? (Высказывания учащихся).
- Я предлагаю вам послушать грамматическую сказку “Сила любви”.
(Рассказывает Сказительница).
Сила любви
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорит: “Люблю”, а она ему : “Не люблю”. Он признавался “Верю!”, а она ему : “Не верю”
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему “Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь”.
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: “Негодую! Ненавижу! И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.
- А, вы, ребята, вспомнили, почему в некоторых случаях частица НЕ пишется слитно с глаголами? (исключение: глаголы, которые без НЕ не употребляются.)
- На доске группы слов. Запишите их, раскрывая скобки, слитно или раздельно.
(не) договорили (не) доумевая (не) выполнили (не) волить (не) звонил (не) узнает (не) взлюбить (не) пойму (не) горели (не) встретил (не) дослышать (не) навидеть (не) включено (не) смотрел
- А что приговаривал Балда с укоризной, расставаясь с попом?
(Не гонялся бы ты, поп за дешевизной.)
- Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
- Недовольна нами рыбка. Забыли мы о бортовом журнале и не выставили оценки. (Рефлексия).
XII. “Итоговая”. Слайд 24..
- Наше сказочное путешествие подходит к концу. Пора подвести итоги.
- Что такое глагол?
- Что он обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Как изменяется?
- Каким членом предложения может быть глагол?