Цель: проверить сформированность умения пользоваться способом определения частей речи.
Тип урока: контроль и оценка.
Оборудование: план урока, составленный детьми на предыдущем уроке, листы с заданиями, разработанными на предыдущем уроке в группах.
Ход урока
Создание учебной ситуации.
На доске помещен план, составленный на предыдущем уроке:
- Вспомнить цель, которую мы поставили.
- Выполнить придуманные задания.
- Подвести итоги урока.
- Сегодняшний урок, как мы договорились, вы проводите самостоятельно. Если позволите, я установлю очередность выступлений групп, а в конце урока вы скажете, почему я попросила группы выступать именно в таком порядке. (Дети соглашаются)
- Приступаем к первому пункту плана нашего урока. Какую цель мы поставили?
Д: Проверить как мы умеем определять части речи.
Не только определять, но и грамотно писать.
Посмотреть, умеем ли мы подбирать нужные задания. Если окажется, что мы подобрали неподходящие задания, значит мы еще чего-то не понимаем.
Посмотреть, получится ли у нас провести урок самим.
У: Спасибо. Я попрошу сначала выступить II группу, затем IV, I , III.
(Отходит и садится за последнюю парту)
Контроль и оценка.
К. (представитель II группы) прикрепляет на доске лист с заданием.
Задание II группы
Соедини слова с моделями:
Рассмотрите записи. Что здесь надо делать?
Д: Здесь записаны грамматические модели слов. Надо соединить слово с подходящей моделью.
К: Почти правильно. Сейчас запишите все в тетради и соедините. Первый, кто выполнит задание, соединит слова и модели на нашем листе. (Дети выполняют задание и поднимают руки).
К: Теперь вы можете сказать, что ещё нужно было сделать в этом задании ?
Д: Да. Нужно было найти “Ловушку”.
К: Правильно. (Представитель II группы приглашает Стаса , который выполнил задание первым. Тот соединяет слова с моделями.)
К: У вас есть вопросы к Стасу?
Д: К какой части речи относится слово “аккуратно”?
С: Это наречие. У него нет никаких грамматических значений. И он может обозначать признак действия. Например: аккуратно пишет. Отвечает на вопрос “ как?” (дети соглашаются и Стас садится на место).
К: К каким частям речи относятся остальные слова? (дети отвечают)
К: К слову “хозяин” сами соcтавьте модель. (После того как дети составили модель в тетради, представитель II группы вызывает одноклассника начертить её на доске.)
К: Почему мы придумали именно такое задание?
Д: Чтобы проверять, каким способом мы определяем часть речи: по грамматическим значениям или по вопросу. Чтобы увидеть, как мы разбираемся в моделях.
К: Спасибо за работу.
А: (представитель IV группы): Запишите под диктовку наши слова: десяток, двойной, удесятерить, десять, пятерка. Определите части речи и надпишите их.
(Дети выполняют задание. Его проверка проводится фронтально. Представитель IV группы просит каждого ученика обосновать свой ответ.)
А: Почему для этого задания мы отобрали именно такие слова?
Д: Вы хотели, чтобы мы попались, потому что кажется, что это одна и та же часть речи. А на самом деле у них разные средства грамматической связи.
А: Что было полезным в этом задании?
Д: Мы ещё раз потренировались определять части речи на основании грамматического подхода. Ещё проверяли орфограммы.
А: Молодцы!
Е: (представитель I группы) прикрепляет на доске лист с заданием:
Задание I группы
- Какое задание мы вам предложим?
Д: Надо подобрать свои слова к моделям.
В: Правильно. Запишите модели в тетради и подберите слова.
(Два ученика работают у доски.)
Е: Обменивайтесь тетрадями. Проверьте работы друг у друга.(Накануне, ознакомившись с заданиями групп, учитель предложил I группе организовать взаимопроверку, так как в данном случае учащимся было непросто выбрать адекватный вариант проверки. После проверки идёт фронтальное обсуждение.)
Е: Поднимите руки те дети, чей сосед справился с работой без ошибок.
Е: Что вы спрашивали друг у друга?
Д: Как ты рассуждал, когда подбирал слова? Нашел ли ты “ловушку”?
Е: Как вы узнали, что это “ловушка”?
Д: Потому что у глагола не может быть лица и рода одновременно. Род бывает только в прошедшем времени.
Е: Правильно. А вы ни на какой модели не застряли?
Д: Застряли на модели инфинитива.
Если бы не окончание-суффикс, решили бы что это “ловушка”.
А я так и подумал!
В (представитель III группы) открывает доску, на которой записан текст:
В полях, не кошенных косой,
Всё утро дождик шёл косой.
Дочь грома капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо земли боясь взглянуть.
Скользнув с небесного стекла,
В ладонь цветка она стекла.
Прочитайте. Что здесь надо делать?
Д: Здесь нужно определить, какими частями речи являются подчеркнутые слова.
В: Мы с вами согласны.
(Дети работают самостоятельно. Когда основная часть класса справилась с заданием, один из учащихся определяет части речи. Затем проводится фронтальная проверка.)
В: Что я сейчас у вас спрошу?
Д: Зачем придумали это задание? Чем оно было полезным?
В: Чем же оно было полезным?
Д: Чтобы мы при определении частей речи обращали внимание на средства грамматической связи.
Умеем ли мы в совсем новой незнакомой ситуации найти выход, выявив закономерность.
В: Вы правы. Спасибо за работу.
III. Рефлексия.
Д: Теперь по плану итог урока. Кто может его подвести?
(Выходит ребёнок)
Р: - Какая была цель нашего урока?
- Что было полезным на уроке?
- Что уже получается на уроке?
- Как назвать этот урок?
- Кого вы можете похвалить за этот урок?
У: Большое спасибо за работу.
Домашнее задание.
У: Составьте 2-3 задания для самостоятельной работы по теме “Части речи” или подберите для себя задания в учебниках русского языка. Выполните их. Постарайтесь, чтобы задания были разными по степени трудности, содержали “ловушки”.