Цели:
- познакомить со стихотворением «Зимняя дорога»;
- формировать навыки анализа поэтического текста;
- развивать связную речь, образное мышление, память;
- развивать умение работать в группах, сотрудничать;
- воспитывать чувство прекрасного через поэтическое произведение.
Оборудование: компьютер, презентация.
ХОД УРОКА
Этапы | Действия учителя: | Действия учеников: |
1. Оргмомент
2. Сообщение темы и цели урока
3. Подготовка к восприятию художественного произведения
Физминутка
4. Организация художественного анализа
5. Работа над идеей стихотворения.
6. Домашнее задание. 7. Рефлексия |
– Здравствуйте! – Давайте вместе преодолевать трудности! Итак, вы готовы? – Молодцы! Садитесь. Слайд 1. – Прочитайте замечательные слова Николая Некрасова: «В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией...» Николай Некрасов – Почему я взяла эти слова для урока?
– Видели ли вы портрет поэта, написанный
художником Тропининым? – А каким поэт был в жизни? Давайте послушаем факты его биографии! Ребята выступят с сообщениями об авторе. Слайд 5. 1. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Прадедом поэта по матери был африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра 1. Надежда Осиповна – мать Александра Сергеевича. Отец – Сергей Львович. Слайд 6. 2. Ранние годы Пушкина прошли в Москве. Домашние будущего гения утверждали, что «он с младенчества был необыкновенно одарён». Слайды 7, 8 3. Его воспитанием занимались две женщины – бабушка по матери Марья Алексеевна Ганнибал и крепостная няня Арина Родионовна, которая, по рассказам сестры поэта, была «настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками». Они научили маленького Пушкина любить родную природу, родину. Слайд 9. 4. В 12 лет наступает еще один важный период в
биографии Пушкина Александра Сергеевича – учеба
в Царскосельском Лицее. Это была особая школа для
родовитых дворян, она находилась недалеко от
Ленинграда – Санкт-Петербурга – в Царском Селе.
В лицее Пушкин провёл 6 лет. Он с увлечением
занимался историей, литературой, изучал
французский, немецкий языки, латынь. Именно здесь
впервые его оценили как поэта. – Давайте вдохнём запахи зимы. – Откройте глаза. Слайд 10. – О чём это стихотворение? Слайд 11. – Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Прочитать своё четверостишие и найти в нём образы, которые создают грустное настроение. Работа над четверостишиями. – Найдите самое красивое четверостишие. Слайд
12. – Как называется это образное художественное
определение?
– А есть ли в этом отрывке эпитеты?
– Что значит «борзая»? – Почему колокольчик назван однозвучным? – Скачем дальше. Кого видим?
Слайд 15. – Барину слышится что-то родное. Подберите
однокоренные слова к этому слову. Слайд 16. – Какие образы (картины) видитес в следующем четверостишии? Во всём чувствуется тоска и одиночество. Словарная работа. Верста – русская мера длины. – Какое у вас настроение после прочтения этих строк. – Дочитайте стихотворение до конца. Почему у Пушкина было грустное настроение?
– Что помогает поэту передать его чувства?
– А что бы вы хотели сделать дома? Вопросы на слайде 17. – Молодцы! Спасибо за урок! |
– Да.
– Мы сегодня на уроке будем знакомиться со стихотворением. – Чтобы почувствовать красоту природы, переживания героя, увидеть красоту отдельных строк. – Нет. – Задумчивым, умным, серьёзным.
Дети выступают с сообщениями о Пушкине. Фотография родителей А.С.Пушкина. Фотография Пушкина в детстве.
Фотография Арины Родионовны.
Фотография А.С.Пушкина в юности.
– Повторяют движения. – Настроение грустное, печальное, тоскливое…
– О зимней дороге.
Читают 1 четверостишие. – Луна, волнистые туманы, печальные поляны. – Туманы густые и движутся, как волны, напоминают море. – Эпитет. – Луна – она; – Зимняя дорога, тройка борзая, колокольчик
однозвучный.
– Ямщика – т. е. кучера. – Родина, природа…
– Например, на улице плохая погода и настроение портится. – Глушь и снег, вёрсты полосаты.
– Это говорит о недоговорённости, о грусти,
о которой поэт не хочет говорить. – Мечтает оказаться дома, встретиться с родным близким человеком. – Слова. – Чувства поэта, как ему грустно и хочется домой. – Выучить стихотворение наизусть. |