Тип урока: урок введения нового материала. Урок-исследование.
Цели:
- провести наблюдение над именем прилагательным, как части речи;
- выявить особенности изменения имен прилагательных;
- распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
- развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
- развивать орфографическую зоркость;
- продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к природе.
Оборудование:
- презентация в виде слайдов;
- компьютер; проектор, экран;
- таблицы с опорными словами;
- задание на карточках для работы в парах, группах;
- задание на карточках для самостоятельной работы;
- карточки с номерами 1, 2, 3 для обратной связи;
- кружки с изображением лица для рефлексии;
- учебник: Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х. Часть 2.-М. : Баласс, 2010.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Учитель:
Первый лучик, нежный лучик,
Он заглянет к нам в оконце.
Принесет в своих ладошках
Теплоту, частицу солнца.
- Пусть хорошее настроение сопровождает нас весь урок и помогает в трудную минуту.
- Сегодня мы будем исследователями.
- Кто такие исследователи? (Люди, занимающиеся научными изучениями)
2. Введение в раздел. Формулирование темы и цели урока.
- Чтобы узнать, что мы будем исследовать отгадайте мою загадку: (Слайд 1)
Весной…, летом… , осенью……
- Почему вы ее не поняли?
- Помогли вам имена существительные догадаться, о чем идет речь?
- Послушайте еще раз:
(Открываются слова во втором слайде - зеленый, плодовый, разноцветный)
Весной зеленый, цветущий
летом плодовый, ягодный
осенью разноцветный, увядающий
- Что это? (лес)
- Какие слова помогли отгадать загадку?
- Почему эти слова помогли отгадать загадку?
(Потому что они указывают на признаки)
- Кто из вас догадался, что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке?
(Имя прилагательное)
- Сформулируйте тему урока.
Определение имени прилагательного.
- Давайте определим задачи нашего урока:
- определить особенности имени прилагательного как части речи;
- установить, как они изменяются.
На доске схема, она постепенно будет заполняться по ходу урока:
3. Актуализация опорных знаний. Наблюдение над признаками имен прилагательных.
а) (Коллективная работа. Выполняется устно)
Определить по признакам предметы:
еловый высокое вкусная тенистый голубое спелая густой звездное сладкая старый ночное лесная (лес) (небо) (ягода)
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: данные слова называют, какой это предмет, разные признаки одного и того же предмета.
(на доске заполняется первая часть схемы: обозначают признак предмета)
Что объединяет слова (лес, небо, ягода)?
- Это природа.
В нашей республике богатая и разнообразная природа. Лес – это частица природы. На территории республики находится заповедник “Хакасский”, который включает в себя 9 заповедных зон, мест где растения и животные находятся под особой охраной государства. Одна из таких заповедных участков находится в Усть-Абаканском районе.
(СЛАЙДЫ ЗАПОВЕДНИКИ ХАКАСИИ + МУЗЫКА Г. ЧЕЛБОРАКОВА)
- Какие звуки услышали? В заповедных лесах можно встретить много интересного.
4. Открытие “новых” знаний.
а) Словарная работа.
Учитель дает установку на запоминание следующих слов.
(Слова записаны на доске в столбик. Учитель читает значение каждого слова, дети находят это слово и называют. Затем доска закрывается, учащиеся пишут слова с непроверяемым написанием по памяти в столбик).
- Мелкий, кедровый, полезный, используют в лекарственных целях. (орех)
- Этот предмет часто делают из ивовых прутьев, и с этим предметом ходят в лес (корзина)
- Детки у этого маленького пугливого зверька родятся зрячими. (заяц)
- Говорят, что он зимой сосет лапу. Неправда, он лапой прикрывает свой чувствительный нос. (медведь)
- Прилетает к жилью человека в холода, чтобы прокормиться, а весной опять улетает в лес (синица)
- Ее название произошло от слова маленькая (малина)
(Взаимопроверка, слайд 9)
Постановка проблемы.
- Что объединяет эти слова? (Имена существительные, слова с непроверяемым написанием)
- А почему имена существительные получили такое название? ( потому что они обозначают все то, что существует)
- А что означает слово прилагательное? (Предположения детей)
- К чему оно прилагается? (Гипотезы)
б) Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным.
- Давайте это исследуем. Подберите по одному имени прилагательному к каждому слову.
(Учащиеся записывают рядом с именем существительным имя прилагательное)
(Фронтальная проверка – чтение орфографическое)
- Вывод: действительно, имя прилагательное прилагается, присоединяется к имени существительному.
(На доске дополняется схема – связь с именем существительным)
Проблемный вопрос: как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи? (Ребята высказывают свои версии)
На слайде картины художников Хакасии. Почему рисунки разные? (каждый рисовал лес, как его чувствовал, представлял)
(Не может быть признака без предмета).
- Опишите, какой лес изображен, используя имена прилагательные (КАРТИНА ЛЕСА на слайде 10)
- Продолжаем исследование. Установите связь между существительным и прилагательным с помощью вопроса.
(На слайде сущ+прил Н-Р: лес густой, темный; ели высокие, стройные)
- Какой вывод можете сделать?
Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы: какой?, какое?, какая?, какие?
(дополняется схема вопросами). (Слайд 11)
в) Наблюдение над изменением имени прилагательного. Род имен прилагательных
На доске слова. (Предметы на рисунках спрятаны).
- Что можете сказать о прилагательных, которые называют эти предметы? (изменилось окончание, единственное число.).
Подберите подходящие имена существительные. (Открываются карточки)
Вывод: Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.
г) Наблюдение над изменением имени прилагательного. Число имен прилагательных
На доске:
Что вы можете сказать о словах, которые называют предметы на этой карточке. Подберите подходящие существительные к прилагательному зеленые
Вывод: Имена прилагательные изменяются по числам
- Что обозначает зеленый цвет?
Физминутка.
(На слайде изображение леса. С учащимися проводится релаксационная пауза под звуки леса )
- В заповедниках Хакасии растут красивые растения и цветы. Многие растения сегодня стали редкими, они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что это цвет опасности. Поймала я бабочку, она погибла, сорвала я цветок, он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться только сердцем. Прикасаясь руками, мы губим природную красоту.
Мы сейчас прикоснемся сердцем к красоте и творчеству.
5. Первичное закрепление.
Творческая работа в парах. Учитель читает стихотворение.
Если б всё на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым,
На зелёной спать перине
Под зелёным одеялом?И зелёною водою
На рассвете умываться?
И зелёным - презелёным
Полотенцем утираться?Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелёными долами
зеленое солнце светит?
Учитель: - Что бы вы изменили в этом стихотворении?
(Ответы детей)
Учитель: - На ваших столах лежат каточки с этим стихотворением, но слово “зелёный” пропущено. Ваша задача заменить это слово другими именами прилагательными.
(Дети работают в парах, затем зачитывают свои варианты стихотворения)
Учитель:
- Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным
6. Обобщение.
(работа по схеме)
- Обобщите все, что мы сегодня исследовали. (1 ученик рассказывает об имени прилагательном по схеме остальные дополняют, если необходимо)
- Сравните с именем существительным.
НА СЛАЙДЕ: (Общее – самостоятельная часть речи, изменяются по числам. Различаются тем, что имена прилагательные отвечают на другие вопросы, изменяются по родам)
Работа в группах. Игра “Угадай животное”
Участники групп узнают животное и составляют описание, одноклассники должны угадать о ком идёт речь.
1 группа
Лесной, колючий, длинные
(Лесной зверек,
колючий комок,
длинные иголки очень колки,
по тропинке идет,
лес на спинке везет)
2 группа
Усатенькая, полосатенькая, мохнатенькая
Вся мохнатенькая,
мордочка усатенькая,
спинка полосатенькая,
часто умывается и с водой не знается
3 группа
Рыжеватая, плутоватая, пушистая, дорогая
Сама рыжеватая,
мордочка плутоватая,
ходит в шубке дорогой,
хвост пушистый и большой
Проверка
7. Итог урока. Рефлексия.
а) Тестовые задания. (Обратная связь, работа с карточками 1, 2, 3)
1. Имя прилагательное:
1) Член предложения
2) Часть слова
3) Часть речи
2. Имена прилагательные:
1) Изменяются по родам
2) Не изменяются по родам
3) Изменяются по родам и числам
3. Какая часть речи обозначает признак предмета?
1) Имя существительное
2) Имя прилагательное
3) Глагол
4. Укажите имена прилагательные множественного числа:
1) Крупный
2) Дремучие
3) Знойная
5. Укажите имена прилагательные женского рода:
1) Морозная
2) Блестящий
3) Летнее
- Вы хорошо работали на уроке, молодцы. Из вас получатся настоящие исследователи.
- А какое задание у вас вызвало наибольший интерес, а какое затруднение?
- Как вы себя чувствовали на уроке?
- Нарисуйте смайлик, выражающий ваше настроение от работы на уроке. (Оценивание учащихся )
8. Домашнее задание. Творческая работа
- На доске (на листах) записаны предложения. Прочитайте их. (Слайд № 14)
- Запишите текст, дополняя его именами прилагательными.
Оживает ___________ лес. В_______ зелени поют_________ птицы. По _______ ветвям скачут______ белки. Вот бежит_______ заяц. А за________ кустом спряталась________ лисица.