Классный час в 1-м классе «Что означают наши имена»

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: Развитие познавательной и творческой активности учащихся.

Задачи:

  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие инициативы и творческих способностей;
  • развитие коммуникативных навыков.

Ход занятия

Разнообразие имен очень велико, какие-то имена встречаются часто, какие-то редко, какие-то имена даже внешне подходят человеку, а какие-то совсем нет. Наша страна – многонациональное государство. Имена людей, населяющих ее, имеют разнообразные корни. Наверняка каждому хочется знать, в чем тайна имени, которое дали ему родители, с которым он связан всю свою жизнь..... Сегодня мы все вместе узнаем, какова история и происхождение имен, какие исторические и общественные события оказали влияние на происхождение имен в России, а так же много интересного и необычного, что связано с понятием имени. (Слайд 3)

Посмотрите внимательно на доску. Здесь вы видите имена наших одноклассников. Какое разноцветье имен! Каждому из нас от рождения родители дали имя, которое делает нас особенными, подчеркивает нашу индивидуальность. А ведь у каждого имени есть свое значение. Наверно каждый из вас хоть раз задумывался, откуда взялось ваше имя, почему вас именно так назвали. Давайте все вместе посмотрим историю происхождения имен. (Слайд 5)

Для начала давайте вспомним пословицы и поговорки, в которых встречаются имена. Кто вспомнит больше? Дети приводят пример пословиц и поговорок, а так же прочитывают примеры с доски. (Слайд 6) Какие необычные имена вы вспомнили? Есть ли среди ваших друзей и знакомых люди с такими именами? Какие из имен распространены сегодня, а какие встречаются редко?

В давние времена, в первобытном обществе у людей не было ни имен, ни фамилий. Чтобы как то выделиться, людей называли по каким либо внешним ярким признакам, которые отличали именно этого человека. Это могло быть все что угодно, все то, что бросается в глаза: высокий или маленький рост, цвет волос, отличительная черта характера и даже место жительства, внешнее сходство с каким либо животным или растением. Перед вами картинки хорошо знакомых нам предметов и явлений. (Слайд 8,9) Подумайте какое имя бы дали человеку в первобытном обществе, если бы он каким либо образом был связан с этими предметами.

После принятия христианства на Руси положение изменилось. В русской православной церкви были особые книги, в которых за каждым днем в году были закреплены имена святых, которых в этот день чтит церковь. Такие книги назывались святцы. (Слайд 10, 11) Родившемуся младенцу было принято давать имя одного из святых, почитаемых в день рождения ребенка. Этот особый обряд назывался крещением. Считалось, что при крещении ребенку давали не только имя, но и у него появлялся ангел-хранитель, который оберегал человека всю оставшуюся жизнь. Если родители ребенка не соглашались ни с одним из имен в святцах и вопреки обычаю называли его по - своему, то говорили, что у такого человека нет ангела-хранителя, и это могло грозить ему немалыми бедами. Имя Иван чаще всего встречалось в святцах, поэтому на Руси было много Иванов.

Иностранцы часто называли русских людей – “русский Иван”.

А теперь давайте поиграем и вспомним название русских народных сказок, в которых встречаются имена. (Слайд 12-14) Дети приводят примеры названия сказок или зачитывают примеры с доски.

После великой октябрьской социалистической революции старые общественные порядки были упразднены и даже запрещены, в моду вошли совершенно новые имена. Регистрацию новорожденных детей теперь производили Загсы (что расшифровывается как “запись актов гражданского состояния”). Теперь родители могли выбрать любое имя, а некоторые из них были так воодушевлены новыми общественными переменами, предвкушением всеобщего счастья и достатка, новыми научными открытиями, что частенько придумывали свои собственные имена. Порой такое “придуманное имя” совсем не подходило человеку и не сочеталось ни с его отчеством, ни с фамилией. (Слайд 15) Бывали случаи, что человек всю жизнь стеснялся своего необычного имени и скрывая его, при первой же возможности старался его поменять. Что из этого получилось, очень хорошо характеризует следующее стихотворение С.Я Маршака “В защиту детей”.

Если только ты умен,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.

Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Много лет сердита.

А один оригинал,
Прочитав газету,
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям...

(Слайд 16) особо необычные имена встречают по всему миру, чаще всего в южных странах. Такие имена очень часто переводятся на русский язык целыми предложениями.

В российском городе Нижний Тагил родители назвали свою дочь, которая родилась в день независимости Россия. В России встречаются так же Ангел, Ветер, Воля, Луна.

Мы вновь возвращаемся к нашей игре. Вспомните пожалуйста как можно больше названий песен, в которых встречаются имена. (Слайд 17). Дети называют свои варианты или вспоминают песни, названия которых приведено на доске.

А теперь давайте попробуем разучить несколько скороговорок, в которых встречаются имена. (Слайд 18)

Наши имена могут быть популярными и не очень, модными и не очень, нравиться нам и не очень. Имя, данное нам при рождении родителями, так или иначе, влияет на нашу жизнь, привнося в нее особый смысл, который мы стараемся понять всю жизнь. Мы должны с особым уважением относиться к нему, беречь его.

Наше занятие хочется закончить четверостишием:

Имя у тебя одно.
Навсегда оно дано.
Жизнь длинна, и оттого
Ты побереги его.