Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: формирование общего понятия об угле, прямой угол.
Задачи:
Образовательная:
– учить различать прямой;
– учить строить прямой угол;
Развивающая:
– развивать познавательный интерес, умение сопоставлять и сравнивать, обобщать;
– развивать творческое мышление, внимание, воображение учащихся, интерес к
математике.
Воспитывающая – воспитание аккуратности, сплоченности, добросовестного отношения к труду.
Оборудование: таблички со словами: “геометрия, луч, вершина, сторона, прямой угол”; рисунки домиков, выставка книг Житомирский, Шеврин “Путешествие по стране Геометрии”, “Все обо всем”; для учеников: угольник, лист бумаги, компьютер; презентация Power Point.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.
От кроем тетради и запишем число.
1) Минутка чистописания “Гусеница-растеряша”.
– Гусеница растеряла числа, посмотрите на оставшиеся, разгадайте по какому правилу можно продолжить ряд чисел. (Дети называют правило: это четные числа; каждое последующее число на 2 больше предыдущего). Допишите.
– Какие же числа растеряла гусеница? (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16 и т. д.)
II. Устный счет.
1) Индивидуальная работа по карточкам.
2) Игра “Математический баскетбол”.
– Любой из вас забьет гол, если правильно решит пример. (Дети по цепочке решают примеры.)
30 + 7
25 + 5
32 – 12
66 + 4
80 – 7
28 – 10
45 – 45
53 + 7
59 – 9
90 + 9
3) Решение задач.
– В саду росли 2 березы, 4 яблони, 5 вишен. Сколько всего фруктовых деревьев росло в саду?
– Сестре 9 лет, брату 3 года. На сколько сестра будет старше брата через 5 лет?
– Посмотрите на фигуры. Как назвать их одним словом? Почему? (Геометрические фигуры.)
– Вы сказали “геометрические”? А от какого слово оно произошло? (Геометрия.)
– А что такое геометрия?
ГЕОМЕТРИЯ |
– Табличка с этим словом вывешивается на доске.
– Слово геометрия пришло из греческого языка. “Ге” – земля “метрио” – мерить.
Геометрия – это раздел математики, в котором изучают фигуры, их формы, положение предметов в пространстве.
– На какие группы можно разделить все фигуры?
(В первую группу фигуры 1, 3, 5; во вторую – фигуры 2, 4.)
– Что общего между фигурами каждой группы? (I группа – есть углы; II группа – нет углов.)
III. Работа над новым материалом
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Сегодня на уроке мы поговорим об углах, познакомимся с прямым углом, их свойствами, научимся их обозначать буквами. Все ли углы в фигурах первой группы одинаковы? (Нет.)
1) Практическая работа. Построение модели прямого угла.
Какие бывают углы? Углы бывают разные, но сначала мы познакомимся с самым главным углом. Сейчас мы сложим модель угла, а вы скажите какой это угол.
Возьмет лист бумаги, который лежит на парте.
Согните лист, как на рисунке 1. Согните еще раз, как на рисунке 2. Получилась модель прямого угла.
рис. 1
рис. 2
рис.3
рис.4
Обведите линии сгиба карандашом. На сколько частей прямые линии разделили плоскость? (На четыре.)
– Сколько углов получилось? (Четыре.)
– Это особенные углы.
– На пересечении линий сгиба поставьте точку. Обозначьте один прямой угол буквами. Заштрихуйте цветным карандашом его внутреннюю часть.
Может быть, кто-то знает название этих углов? (Эти углы прямые.)
Покажите стороны прямого угла и вершину.
Дети показывают.
ВЕРШИНА СТОРОНА |
Где в жизни мы встречаемся с прямыми углами?
Моделью прямого угла является также прямой угол чертежного треугольника. Найдите на нем с помощью своей модели прямой угол.
Прямой угол на чертежном треугольнике – это модель прямого угла.
2) Знакомство с угольником.
Рассмотрите чертежный треугольник. Вы уже убедились, что у него один угол прямой.
С помощью модели прямого угла узнайте, будут ли прямыми остальные углы этого треугольника.
Какие у вас получились углы? (Меньше прямого.)
Работа в тетради.
С помощью угольника удобно не только определять прямые углы, но главное – строить их. Построим прямой угол в тетради, каждый сам назовет его тремя буквами.
(Учитель на доске, а дети в тетрадях строят прямой угол. Выполняется взаимопроверка в парах.)
Что есть у угла? (Вершина, две стороны.)
– С помощью линейки-угольника проверьте работу друг друга в парах. Определить угол сначала “на глаз”, потом проверить с помощью угольника. Чтобы определить вид угла, надо совместить его вершину и сторону соответственно с вершиной и стороной прямого угла на угольнике.
– Как вы думаете, как образовались углы? Как отличить два угла друг от друга?
Давайте сформулируем правило. Что такое угол?
Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом.
– Точка О – вершина угла. Угол можно назвать одной буквой, записанной около его вершины. Угол О. Но может быть несколько углов, имеющих одну вершину. Как быть тогда?
– В таких случаях если называть разные углы одной буквой, то будет непонятно, о каком угле идет речь. Что этого не произошло, на каждой стороне угла можно отметить по одной точке, поставить около нее букву и обозначить угол тремя буквами, при этом всегда в середине записывают букву, обозначающую вершину угла. Угол АОВ. Лучи АО и ОВ – стороны угла.
Обратите внимание угол выделяется дугой.
IV. Актуализация знаний. Повторение изученного.
1) Работа по учебнику. Стр.38 № 2. Запиши различное название углов. Назови их вершины и стороны.
– Рассмотрите рисунки. Какое правило работы важно помнить, при определении вида угла с помощью линейки-угольника? (Нужно совмещать вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике.)
V. динамическая пауза.
Физкультминутка “Буратино”.
Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развел, ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.
2) Работа в учебнике.
Стр. 40 № 8.
1) Игра “Самый внимательный”.
– Посмотрите внимательно на рисунок, части всех предметов похожи на какие-то геометрические фиуры.
– Самый внимательный из вас найдет на рисунке нужные предмет. Подсказку ищите в верхнем правом углу. (Дети указкой показывают треугольник в квадрате.)
А кто подскажет, если здесь прямые углы?
VI. Итог урока. Рефлексия.
– Кто доволен своей работой на уроке? Прикрепите на нашей полянке красный цветочек.
– Кто считает, что работал не во всю силу и хотел бы на следующий раз работать лучше – желтый цветочек.
– Кто не доволен своей работой – синий цветочек.
– Посмотрите, какая полянка у нас получилась. Я вижу, что в основном дети старались и работали хорошо.
Д/з. Стр. 40 № 11. Придумайте и нарисуйте различные предметы, используя круги, овалы, точки, лучи и углы.
– Что вы узнали нового, интересного? С чем познакомились? Выставить оценки.
– Какое задание понравилось больше всего?
Спасибо за урок.