Участники мероприятия: учащиеся вторых и третьих классов (10 детей)
Конспект:
Цель открытого занятия: знакомство детей с техническим творчеством через искусство моделирования.
Задачи:
- Рассказать детям об истории моделирования, видах моделей, их практического применения и значения.
- Провести показ и демонстрацию разных видов моделей, выполненных обучающимися объединения “Веселое конструирование” (стендовых и действующих).
- Провести практикум по пилотированию представленных на занятии действующих моделей техники.
Содержание открытого занятия:
- Организационный момент – 1 минуты.
- Оглашение темы и краткого содержания занятия – 1 минуты.
- Теоретическая часть занятия – 10 минут.
- Практикум в пилотировании представленных на занятии действующих моделей (эстафета)– 12 минут.
- Подведение итогов занятия – 6 минут.
Организационный момент:
Здравствуйте ребята! Занимайте, пожалуйста, свои места. Разрешите представиться. Меня зовут Иван Сергеевич Денисов. Я руковожу детским творческим объединением “Веселое конструирование”.
Оглашение темы и краткого содержания занятия.
Тема занятия – моделирование. Цель – заинтересовать вас техническим творчеством через знакомство с искусством моделирования. Сегодня вы узнаете, что такое моделирование, его историю. Вы поймете, какое практическое значение в создании новой техники имеет ее предварительное моделирование.
Вашему вниманию представлены модели, выполненные обучающимися нашего объединения. Их пилотирование будет нашей практикой.
Итак, начнем занятие!
Теоретическая часть.
Чтобы разобраться в вопросе происхождения искусства моделирования, давайте узнаем значение самого слова. Оно произошло от латинского слова Mobilus, то есть уменьшенный. И действительно, модель является уменьшенной копией реального объекта, будь то техника (самолеты, автомобили, корабли), здания, сооружения или фигурки животных.
Каждая модель имеет свой масштаб, то есть размерное соотношение со своим реальным прототипом. Когда мы покупаем в магазине пластиковую модель самолета, то видим на коробке маркировку 1/72, или др. Она означает, что модель меньше настоящего самолета в 72 раза.
История моделирования пришла к нам из глубины веков. Во время археологических раскопок в Египте были обнаружены достаточно подробные модели кораблей и зданий (макет). Но эти модели служили лишь украшением гробниц, или как детские игрушки. Свое практическое применение модели получили лишь в 18 веке. У английских корабелов появилась интересная практика создания кораблей. Вначале по чертежам будущего судна строилась его масштабная модель. В опытном бассейне проводились ее испытания с целью выявить и устранить возможные ошибки в конструкции корабля. На пример одно из испытаний модели была проверка на отстойчивость. То есть способность судна при уваливании на борт возвращаться в исходное положение. Кораблик наклоняли за мачту, отпускали и смотрели на поведение модели. Своевременно выявленные и устраненные недостатки конструкции судна делали его безопасным.
Также, предварительное моделирование применяется в машиностроении. Например, при расчете мощности двигателя будущего автомобиля ему подбирают соответствующий кузов. Дело в том, что в движении автомобиль испытывает сопротивление встречного потока воздуха. Когда мы бежим, то тоже ощущаем дуновение ветра на лице. Это потому, что мы толкаем перед собой воздушные массы. Тоже происходит и с автомобилем. Воздушный поток обтекает автомобиль не только справа, слева и сверху, он проникает под автомобиль. Его подъемная сила растет пропорционально скорости движения машины. То есть чем выше скорость, тем больше подъемная сила воздушного потока. Недаром, на скорости управляемость автомобиля падает, передние колеса отрываются от земли, что может привести к трагедии. Можно ли этого избежать? Конечно! Испытание аэродинамических свойств кузова проводятся в аэродинамической трубе. Это огромных размеров труба с пропеллером на конце. Пропеллер разгоняет воздушный поток в трубе до тех пор, пока модель автомобиля не начинает отрываться от земли. Это позволяет рассчитать скорость движения будущего автомобиля.
Со временем моделирование на производстве изменилось до неузнаваемости. Теперь оно стало компьютерным. С помощью специальных программ можно ввести параметры будущего объекта (корабля, автомобиля, здания) и получить его виртуальную копию. В компьютер (моделятор) вводятся данные о нагрузках, которые должен выдержать объект. Таким образом, он проходит испытания, выявляются и устраняются его недостатки.
Материалы, которые используются в изготовлении моделей, могут быть самыми разнообразными – дерево, бумага, картон, металл. Самым лучшим материалом для начинающих моделистов является бумага. Она легко поддается обработке, а после пропитки ее олифой или лаком приобретает водоотталкивающие свойства. Поэтому из бумаги можно изготовить даже действующую модель корабля. Кузова, представленных вашему вниманию моделей, выполнены из бумаги.
Модели техники подразделяются на следующие типы:
- Стендовая модель-копия – такая модель полностью повторяет свой прототип, но не снабжена двигателем (резиномотор, электрический мотор, двигатель внутреннего сгорания).
- Действующая модель-копия (прямоход) – такая модель не только повторяет свой прототип, но и обладает способностью двигаться (ездить, плавать, летать) по прямой. Она не управляема.
- Действующая модель-копия на радиоуправлении – такая модель снабжена не только двигателем, но и рулевой машинкой, устройством радиоуправления.
Здесь представлены все вышеперечисленные типы моделей. Перейдем к практической части нашего занятия.
Практическая часть:
Практические занятия нашего творческого объединения включают в себя не только изготовление модели, но и ее обкатку, обучение пилотированию, выявление и устранение ее недостатков. Этим мы с вами и займемся. Проведем гонку-эстафету.
Инструктаж:
- Радиоуправляемая модель снабжена пультом дистанционного управления. Пульт оборудован двумя рычагами. Ход рычагов соответствует направлению движения модели.
Правила гонки-эстафеты:
- Группа разбивается на две команды по пять человек
- На прохождение дистанции команде отводится пять минут
- Время прохождения фиксируется в протоколе подведения итогов
- Запуск производится поочередно, то есть после прохождения круга пилот передает пульт другому участнику команды.
- Соблюдайте дисциплину, не толкайтесь.
- Арбитр подведет итоги и выявит команду победителя.
- Пилотирование моделей прошло успешно.
Подведение итогов занятия.
Теперь проведу небольшую викторину для проверки усвоения материала:
Вам понравилось занятие?
Что вам больше запомнилось?
Хотели бы вы посещать наше объединение?
- Что такое модель? (это копия реально существующего объекта)
- Где были найдены первые модели? (Египет, гробницы фараонов)
- Для чего было нужно перед постройкой корабля делать его модель-копию (для испытания его мореходных качеств)
- Как изменилось моделирование в наши дни (производственное моделирование стало компьютерным)
- Назовите материалы, из которых изготавливаются модели (бумага, дерево, пластик, металл)
- Покажите радиоуправляемую модель.
- Покажите модель-прямоход.
- Покажите стендовую модель.
- Во сколько раз надо увеличить модель самолета в масштабе 1/70, если мы хотим получить самолет реальных размеров (в 70 раз).
Проведем церемонию награждения победителей гонки-эстафеты.
Спасибо за внимание!