Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольный возраст имеет огромное значение в жизни человека, в развитии многих его психических свойств, процессов, качеств личности. Велико значение этого возраста в формировании и развитии способностей к изобразительной деятельности.

Современные тенденции развития социокультурной ситуации в стране порождают возрастающий интерес к творчеству вообще и каждого человека в частности. Это определяется особенностями современной эпохи, провозгласившей гуманитаризацию процессов воспитания и образования. Важным моментом становится возможность развития творческого потенциала каждой личности, то есть развития способности каждого человека к активному и сознательному творчеству, творческой инициативе, чтобы каждый мог творить, а не только воспроизводить.

Анализируя проявление и развитие способностей к изобразительной деятельности у детей, отечественный психолог В.И.Киреенко пишет: “У подавляющего большинства наших испытуемых начало изобразительной деятельности относится к среднему дошкольному возрасту”. Он подчеркивает необходимость изучения раннего проявления способностей.

Новые образовательные программы и психолого-педагогические технологии ориентируют специалистов дошкольных учреждений и системы дополнительного образования на введение в учебно-образовательный процесс приоритетного направления, связанного с развитием художественно-творческих способностей детей.

Актуальность данной проблемы раскрывается на страницах журналов “Дошкольное воспитание”, “Обруч”, “Дошкольная педагогика”, “Вопросы психологии”, “Детское творчество”, в частности автор И.Аюева в статье “Воспитай личность” говорит о том, что необходимо предоставлять свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Большую роль в формировании художественно-творческих проявлений ребенка она отводит педагогу, который вводит ребенка в “большое искусство”, становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.

Создание соответствующих педагогических условий развития и формирования детского художественного творчества, усвоение детьми под руководством взрослых художественного опыта, обучение их приемам творческих действий, в том числе и подготовка руки к рисованию и письму всегда являлись и являются гарантом творческого развития ребенка.

В качестве особенностей развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте выделены: развитие знаковой функции сознания, творческого мышления и воображения, формирование ручной умелости, становление образной речи, развитие первоначальных умений создавать и воплощать замысел, развитие художественно-творческих способностей, освоение специфических выразительных средств изодеятельности и обобщенных способов изображения.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируются предпосылки к самостоятельной художественно-творческой деятельности, что заключается в умении создавать оригинальный замысел, планомерно воплощать его в своем рисунке, используя при этом все разнообразие усвоенных приемов и способов изображения. Особое значение для творческой деятельности приобретают различные личностные качества. Прежде всего – это интересы и склонности, постепенно приобретающие в условиях воспитания все более выраженную общественную направленность. Другая существенная группа психических качеств – это те индивидуально– психологические особенности, которые позволяют ребенку легко, быстро и качественно овладевать способами художественно-творческих действий и успешно справляться с ними: находить новое решение, применять усвоенное в совершенно иных и неожиданных ситуациях. Немалую роль в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста играют волевые проявления, среди которых особенно существенны самостоятельность и инициативность, так как именно самостоятельные действия, отмеченные личностным своеобразием, относятся к действиям творческим. Инициативность же выражается в стремлении находить и применять новое в своей деятельности.

Экспериментальное исследование проводилось по методике “Изучение зависимости качества изображения от мотивов деятельности” / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

База исследования: МБДОУ №102 г. Мурманска. В исследовании принимали участие воспитанники подготовительной группы в количестве 15 человек (8 девочек и 7 мальчиков).

В ходе эксперимента использовались следующие исследовательские методы: словесное указание; открытое наблюдение за ходом рисования; индивидуальные беседы с испытуемыми по готовым рисункам; анализ продуктов детской деятельности – детских рисунков.

На констатирующей стадии эксперимента вышеуказанная методика использовалась с целью определения исходного уровня развития художественно-творческих способностей испытуемых. Для этого нами были выделены критерии исследуемой способности:
– содержание рисунка;
– наличие замысла до начала рисования;
– уровень технических умений и навыков;
– использование средств выразительности;
– оригинальность рисунков.

Уровни проявления художественно-творческих способностей оценивались по трехбалльной шкале.

Анализ результатов позволил сделать вывод о недостаточном уровне сформированности художественно-творческих способностей у большинства испытуемых. Это позволило сделать предположение об отсутствии систематического, комплексного обучения данной группы основам изобразительной деятельности. Поэтому своей исследовательской работе уделила внимание одной из сторон проявления художественно-творческих способностей у детей – зависимости качества изображения от мотива деятельности, так как, на мой взгляд, данное направление наиболее полно и всесторонне дает возможность пронаблюдать и проанализировать детское творчество.

Цель исследования – изучить зависимость качества изображения от мотивов деятельности.

Задачи исследования:
– исследовать проявления художественно-творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности, способы реализации творческой активности;
– сравнить и проанализировать художественно-творческие способности на констатирующем и контрольном этапах исследования;
– определить комплекс мер, направленных на целенаправленное развитие художественно-творческих способностей старших дошкольников в процессе изодеятельности, проверить их эффективность;
– подвести итоги исследования, сформулировать выводы в соответствии с поставленными задачами, дать при необходимости психолого-педагогические рекомендации по коррекционно-воспитательной работе.

Исследование проводилось с интервалом в 7 дней: 5 серий индивидуально и одна (шестая) в парах.

Описание констатирующего эксперимента:
Первая серия. Нарисовать картинку на тему “Рыбки в аквариуме”.
Вторая серия. Нарисовать картинку, чтобы потом подарить ее малышам.
Третья серия. Нарисовать картинку, которую, если получится хорошо, поместят в альбом и покажут родителям.
Четвертая серия. У куклы день рождения и надо нарисовать ей подарок.
Пятая серия. Дети играют в “художников” и рисуют картину.
Шестая серия. Дети в парах соревнуются: кто лучше нарисует картинку.

В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что проявление художественно-творческих способностей зависит от мотива деятельности, наличия у детей определенного уровня технических умений и навыков.

Больше всего дети проявили свои способности при рисовании в парах. Все дети показали средний уровень – 2 балла, кроме двух человек. У этих детей низко развиты технические навыки и умения, от чего страдает и выразительность, и оригинальность рисунков.

Содержание рисунков бедно по разнообразию. В основном присутствуют бытовые сюжеты. Очень мало сказочных, общественных сюжетов, совсем нет по музыкальным произведениям. Причина, видимо, в бедности творческого воображения, в отсутствии полета фантазии.

Замысел будущего рисунка создают до начала работы, формулируют в речи и придерживаются его в процессе рисования, поэтому можно сделать вывод, что замыслы у детей устойчивы, хотя и не очень разнообразны.

Как видно из выполненных работ, у испытуемых средний уровень технических умений и навыков. Четверо детей имеют низкий уровень владения техникой рисования. Причина в незаинтересованности к процессу рисования, что не свойственно детям дошкольного возраста, и в осознании своей технической неумелости. Однако надо отметить, что двое детей очень заинтересовались и старательно рисовали во второй и шестой сериях, видимо, мотив данных заданий их увлек.

При создании рисунков дети используют разнообразные цветовые сочетания, хотя в среднем рисунки не отличаются яркой цветовой палитрой – увлекаются одним цветом.

В основном дети правильно изображают предметы, их форму, пропорции, а вот окраска предметов не всегда точна. Рисунок в основном располагают на всем листе.

Совсем не выделяют близкий, средний и задний план, рисунки выполнены линейно, на одной плоскости.

Оригинальностью рисунки тоже не отличаются, хотя есть и интересные темы: во второй серии – “Девочки с шарами гуляют в деревне”, “Слон на поляне с цветами”, “Пингвины во льдах”, “Жираф со своим сыночком”, “Спящая красавица на лугу”; третья серия – “Я с мамой в ресторане “Царская охота”, “Корабль плывет на необитаемый остров”.

Совершенно не сработал мотив игра в “художников”. При общей заинтересованности, рисунки выполнены небрежно, с низкими техническими качествами. Дети в основном нарисовали автопортреты, но допустили ряд неточностей в изображении: огромная голова; мелкие, не пропорциональные черты лица; искажение в передаче цвета и др. Причина опять в недостаточно высокой технической умелости.

В шестой серии дети старались, чтобы было лучше, чем у товарища, и в результате рисунки получили средний уровень.

Данные констатирующего эксперимента занесены в таблицу 1:

Зависимость качества изображения от мотивов деятельности.

Таблица 1.

1 серия 2 серия 3 серия 4 серия 5 серия 6 серия %
Кол-во детей % Кол-во

детей

% Кол-во

детей

% Кол-во

детей

% Кол-во

детей

% Кол-во

детей

%
1

уровень

6 40 4 26,7 5 33,3 5 33,3 10 66,7 2 13,3 35,5
2

уровень

9 60 10 66,7 8 53,3 10 66,7 5 33,7 13 86,7 61,2
3

уровень

0 0 1 6,7 2 13,3 0 0 0 0 0 0 3,3

Таким образом, по итогам констатирующего эксперимента появилась необходимость в разработке методики формирующего эксперимента и методических рекомендаций для воспитателей, преподавателя ИЗО, педагога-психолога, родителей с целью улучшения технических навыков и умений, развития художественно-творческих способностей.

На формирующей стадии эксперимента были отобраны и проведены занятия, направленные на совершенствование художественно-творческих способностей у испытуемых.

На контрольной стадии эксперимента вышеуказанная методика использовалась с целью определения эффективности методик, использованных на формирующей стадии эксперимента.

В результате контрольного эксперимента было выявлено, что после проведения формирующего этапа исследования у детей повысился уровень художественных способностей, что проявилось в улучшении технических навыков и умений, расширении тематики содержания, оригинальности рисунков. По сравнению с предыдущим исследованием появились рисунки по сказкам: “Горшочек каши”, “Царевна Лебедь”, “Гадкий утенок”, “Три медведя”, “Златовласка”, “Летающий домик Элли”, “Гуси-лебеди”. В связи с приближающимся праздником в рисунках детей отражена новогодняя и музыкальная тематика по разученным песням и хороводам: “Стряхнула елка с веток снег”, “К детям елочка пришла”. После посещения Лапландского заповедника шестеро детей отобразили эту поездку в своих рисунках.

Дошкольники стали лучше владеть техникой рисования цветными карандашами: четче прорисовывают контур, используют по мере возможности разный нажим на карандаш, добиваясь сочетания цвета и оттенков, отчего рисунки приобрели выразительность и яркость. Изображения предметов в рисунках более детализировано, больше внимания уделяется украшению и прорисовке мелких деталей.

Дети усвоили, что предметы и объекты надо располагать с учетом дальней и ближней перспективы. В работах прослеживается передний, средний и задний план, но есть рисунки, выполненные в линейной перспективе. С этими детьми необходимо продолжить работу над умением видеть перспективу и отображать ее в своих рисунках.

Разнообразнее и оригинальнее стали придумывать названия своим работам: “Лето в Кисловодске”, “Танец цветов”, “Радуга”, “Солнечный денек”, “Улица, на которой происходят разные смешные события”, “Северный олень на закате дня”, “В пустыне Сахара”, “Город строится”, “Космическое путешествие”, “Чучело огородное и летающие тарелки”, “Пещерные ужастики”, “Светомузыкальный фонтан”.

На данном этапе исследования лучше всего сработал мотив первой серии, где дети рисовали на заданную тему. Уровень проявления художественно-творческих способностей повысился на 31.1%. Это произошло потому, что была проведена предварительная работа: целенаправленное наблюдение и рассматривание разных видов рыб, организовано дежурство по уходу за обитателями аквариума, беседа о подводных жителях планеты, обучение способам передачи разнообразия строения тела рыб и их окраски.

Мотив игры в “художников” показал более высокую разницу в качестве изображения, но в данном случае средний уровень поднялся за счет содержательности и оригинальности рисунков.

Шестая серия показала невысокий рост качества изображения – на 6.7%, это объясняется тем, что на констатирующей стадии эксперимента в данной серии был самый высокий уровень – 62.2%.

Данные контрольного эксперимента занесены в таблицу 2:

Зависимость качества изображения от мотивов деятельности.

Таблица 2.

1 серия 2 серия 3 серия 4 серия 5 серия 6 серия %
Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей %
1

уровень

1 6,7 2 13,3 0 0 4 26,7 3 20 3 20 14,5
2

уровень

5 33,3 6 40 10 66,7 9 60 6 40 8 53.3 48,8
3

уровень

9 60 7 46,7 5 33,3 2 13.3 6 40 4 26,7 36,7

Анализ математической обработки данных экспериментального исследования показал, что сдвиг по рассматриваемым критериям до и после применения методик достоверен на уровне 18.1%. Следовательно, можно сделать вывод об эффективности предлагаемого комплекса мер по совершенствованию исследуемой способности и возможности его рекомендации к применению в воспитательной практике дошкольных учреждений.

В целом исследование показало, что у большинства испытуемых качество изображения, творческие проявления зависят от мотива деятельности. Художественно-творческие способности развиты недостаточно, низок уровень технических умений и навыков, что повлекло за собой однообразие и скудность творческих проявлений, что в свою очередь обусловило невыразительность и не оригинальность большинства детских работ.

Выделив критерии сформированности художественно-творческих способностей в процессе изобразительной деятельности, мы смогли более детально проанализировать процесс создания рисунков, выяснить характер наиболее типичных затруднений у испытуемых при создании задуманного изображения, а также определить уровень исследуемой способности у каждого ребенка.

На основании анализа данных констатирующего эксперимента были разработаны и апробированы методические рекомендации, направленные на развитие художественно-творческих способностей старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности. Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности предлагаемых рекомендаций.

Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза экспериментального исследования полностью подтверждается.

Выводы. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор и с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения, и т.п. Из всего этого следует вывод о необходимости целенаправленного обучения в освоении богатого художественного опыта под руководством методически грамотных воспитателей, педагогов, психологов.

Изобразительная деятельность с ее спецификой образного эмоционального познания и отражения предметов и явлений действительности имеет ярко выраженную творческую направленность. Поэтому очень важно осуществлять правильное целенаправленное руководство этой деятельностью, обеспечивая овладение изобразительными навыками и умениями, формировать и развивать художественно-творческие способности детей.

На примере истории отечественного дошкольного воспитания можно убедиться, что совершенно недостаточно только предоставлять детям возможность действовать самостоятельно и ожидать от них творческого развития. Способность к самостоятельным творческим действиям надо тщательно воспитывать, учить детей способом таких действий.

Долгое время обучение изображению понималось в дошкольной педагогике как приобретение детьми умения передать в рисунке все пространственные свойства, а также цвет какого-то конкретного предмета. Такое обучение давало очень малый эффект в усвоении изобразительных умений и слабо влияло на развитие творческих способностей.

Выделение новых программных задач на основе последних исследований позволило перестроить систему обучения, положить в ее основу обобщенные умения, передавать в рисунке те или иные свойства, пригодные для изображения многих предметов, обладающих ими.

Подлинные художественно-творческие способности детей проявляются только тогда, когда им предоставлена свобода применять свои знания и умения по собственному усмотрению, когда поощряется проявление инициативы, выдумки, фантазии.

Художественно-творческие способности, умения и навыки необходимо начинать развивать как можно раньше, так как занятия эстетического цикла способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей, естественно при условии правильного руководства, учитывающего не только возрастные, но и индивидуальные особенности дошкольников. А это означает, что, развивая интерес к изобразительной деятельности, следует придерживаться личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, помогать ему, поддерживать стремление творчески выполнять работу, объективно оценивать его старания. Важно помнить, что именно в процессе изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.

Руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики и особенностей. Эффективное руководство возможно при условии, что педагог знает и учитывает такие психические процессы как восприятие, воображение, творческое мышление.

Данные опытно-экспериментального исследования показали, что проблема развития художественно-творческих способностей в процессе изобразительной деятельности у старших дошкольников является актуальной. Качество изображения, творческие проявления напрямую зависят от технических умений и навыков, замысла рисунка и мотива деятельности.

Ребенку старшего возраста свойственно неустойчивость замысла, неполное его осознанность. Большей частью замысел у ребенка оформляется в процессе рисования. Даже в тех случаях, когда замысел предложен воспитателем, воплощение его в рисунке не дает совершенно одинакового результата у всех детей. Рисунки индивидуальны, отражают творческий потенциал каждого ребенка.

Творческие способности в передаче изображения зависят и от того, насколько хорошо дети владеют доступной им техникой рисования.

Таким образом, обучение приемам художественно-творческой работы может быть вполне реальным делом. Имея в своей основе обучение изобразительным умениям и техническим навыкам, оно позволяет осуществить основную цель – дать детям средства образного выражения, провести их через этапы творческого процесса, дать им возможность испытать радости и трудности, связанные с творческими достижениями.