Урок по теме "Задачи на проценты"

Разделы: Математика


Урок рассчитан для учащихся 6 класса.

(На предыдущих уроках целесообразно повторить определение процентов, основные задачи на проценты.)

Цели и задачи:
– изучить все три вида задач на проценты одновременно;
– учить применять основное свойство пропорции при решении задач;
– отработать практические умения и навыки вычисления процентов;
– работать над развитием речи;
– способствовать развитию умения видеть и применять изученные закономерности в нестандартных ситуациях.

Ход урока

Устный опрос.

1. Вопросы на повторение:

– Что называется процентом?
– Как выразить число в процентах?
– Как выразить проценты десятичной дробью?
– Как найти несколько процентов от числа?
– Как найти число по его процентам?
– Как найти процентное отношение?

2. Вычисли устно:

– Выразить в процентах число: 3; 3,7; 3,74; 3,742; 0,374.
– Выразить проценты в виде десятичных дробей: 140%, 125%, 60%, 12%, 8%.
– Найти: 5% от 400, 10% от 600, 3% от 152, 120% от 480.
– Найти число, если 70% его равны 560, 18% его равны 90, 8% его равны 16.

Новая тема.

Для каждого ученика приготовлена таблица (размером 1/2 листа А4).

Тип задачи
Схема задачи __ __ __% __ __ __% __ __ __%
Условие задачи
Напишем в левом верхнем углу 100%, а рядом напишем соответствующее число
Составим пропорцию
Найдем неизвестный член пропорции
Ответ

Учитель: “Ребята, как вы уже поняли, тема нашего урока “Проценты”. Сегодня на уроке мы будем решать задачи на проценты по особому алгоритму с помощью пропорции. У каждого из вас на парте лежит таблица. Давайте рассмотрим ее данные”

(Идет знакомство с таблицей.)

Учитель: “Я предлагаю вам составить задачу на проценты по следующим данным: в нашем классе 30 учащихся и из них 18 девочек.”

(Ученики предлагают разные варианты.)

Учитель: “Запишем схему задачи 30 18 __%.

Составьте условие задачи”

Задача: В шестом классе 30 учеников. Девочек – 18. Сколько процентов от числа учащихся составляют девочки?

(Ребята вместе с учителем заполняют таблицу.)

Тип задачи
Схема задачи 30 18 __% __ __ __% __ __ __%
Условие задачи В шестом классе 30 учеников. Девочек – 18. Сколько процентов от числа учащихся составляют девочки?
Напишем в левом верхнем углу 100%, а рядом напишем соответствующее число 100% – 30

Х% – 18

Составим пропорцию
Найдем неизвестный член пропорции
Ответ Девочки составляют 60% от всех учащихся класса.

После заполнения первой колонки учитель предлагает ученикам такие задания:

а) Составьте обратные задачи, используя схемы:

30, 18, __%; __, 18, 60%; 30, __, 60%.

б) Сформулируйте обратные задачи.

в) Запишите составленные задачи.

г) Решите эти задачи.

Учитель поэтапно вместе с учащимися разбирает оставшиеся типы задач. Условия и решения записываются в таблицу.

Учитель: “Итак, мы рассмотрели три типа задач. Попробуем им дать названия. В качестве подсказки предлагаю вспомнить схему, которую использовали при решении задач на приведение к единице:

Закрывая последовательно “окошки” схемы, ученики дадут названия типам задач.

Получается следующая таблица:

Тип задачи Нахождение процентного отношение Нахождение числа по проценту Нахождение процента от числа
Схема задачи 30 18 __% __ 18 60% 30 __ 60%
Условие задачи В шестом классе 30 учеников. Девочек– 18. Сколько процентов от числа учащихся составляют девочки? В классе 18 девочек, что составляет 60% всех учащихся класса. Сколько учащихся в классе? В классе 30 учащихся. Девочки составляют 60% от всех учащихся класса. Сколько девочек в классе?
Напишем в левом верхнем углу 100%, а рядом напишем соответствующее число 100% – 30

Х% – 18

100% – у

60% – 18

100% – 30

60% – z

Составим пропорцию
Найдем неизвестный член пропорции
Ответ Девочки составляют 60% от всех учащихся класса. В классе 30 учеников. В классе 18 девочек.

Физкультминутка.

Закрепление новых знаний.

1. По предложенным схемам определите(устно) типы задач:

100% – 5,4

30% – х

100% – 368(т)

а% – 14,72(т)

100% – 500(км)

56% – х(км)

100% – х(руб.)

7% – 21(руб.)

100% – 165(м)

У% – 10(м)

100% – у(ц)

30% – 1,62(ц)

2. а) Вес на Луне составляет 16% веса этого же тела на Земле. Сколько будет весить на Луне космонавт, если на Земле он весит 70 кг?

Решение: 100% – 70 кг.

16% – х кг.

Ответ: Космонавт будет весить 11,2 кг.

б) Составьте и решите обратную задачу на нахождение числа по его проценту по следующей схеме:

100% – х кг (на Земле)
16% – 11, 2 кг (на Луне)

в) Вычислите свой вес на Луне.

Дополнительные задачи.

  1. С цены товара была сделана скидка 15 руб., что составляет 25% первоначальной цены товара. Чему равна первоначальная цена товара? Сколько стоит товар после уценки?
  2. Рабочий изготовил 240 деталей, выполнив норму на 120%. Сколько деталей должен был изготовить рабочий по норме?
  3. За первый час автобус прошел 30%, за второй – 35% расстояния от деревни до города, а за третий – 70 км. Каково расстояние от деревни до города?

Итог урока.

Повторить алгоритм составления пропорции:

Объяснить решение следующих видов задач: