У ворот шумит народ.
Где тут необычный огород?
Говорят, что там растет
И цветочная рассада,
И салатик, и лучок.
Смотрят все на огород,
И уходят, открыв рот.
Актуальность проекта:
Педагогическая диагностика Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.
Но в осенне-зимний период у детей угасает интерес к развитию растений, так как нет наглядности, а у детей наглядно-образное мышление. Для решения этой проблемы был создан “огород на окне”, который позволяет вести наблюдения за ростом и развитием растений, проводить экспериментальную работу по выявлению факторов, влияющих на рост и развитие растений и получение устойчивых трудовых умений и навыков по уходу за культурами огорода.
Характеристика проекта:
- По форме – государственный.
- По классу – монопроект.
- По типу – социальный (познавательный).
- По виду – экологический, учебно-образовательный.
- По длительности – среднесрочный (1 год).
Цель исследования: Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.
Задачи:
– формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
– расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
– привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию
растений;
– развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую
деятельность;
– воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
– активизировать речь и обогащать словарь детей;
– развивать эмоциональную отзывчивость;
– формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Участники проекта: педагоги ДОУ, дети, родители, педагоги станции юннатов.
Продукты проекта: диагностические материалы, рисунки, выставки, дневник наблюдения, фотографии.
Предполагаемые результаты:
- знать строение растений и их многообразие, способы ухода за растениями, получение семян из растений;
- уметь делать причинно-следственные умозаключения, отображать в рисунках результаты наблюдений, осваивать трудовые навыки по уходу за культурами;
- появление стойкого интереса к развитию растений, бережного отношения к растениям.
Методы исследования: диагностика, наблюдение, моделирование.
Этапы реализации проекта:
1. Диагностический.
- Входящая диагностика.
- Выявление проблемы
2. Подготовительный.
- Деятельность педагога:
– определение цели;
– определение задач;
– описание конечного результата;
– изучение дополнительной литературы;
– изготовление модели трудового процесса;
– изготовление схем и методических таблиц;
– подбор оборудования для проведения опытов;
– разработка планируемой деятельности;
– обрисовка общей сюжетной канвы. - Деятельность детей:
– вхождение в проблему;
– принятие задач4
– вживание в ситуацию;
– объединение детей в рабочие группы.
3. Практический.
- Деятельность педагога:
– направление и контроль за осуществлением проекта;
– проведение серий опытов на выявление потребностей растений во влаге, тепле и свете;
– проведение игр экологического содержания;
– проведение экологических занятий;
– словесное обсуждение и проигрывание ситуаций;
– проведение экологических досугов, праздников;
– наблюдение в мини-огороде и огороде. - Деятельность детей:
– формирование специальных знаний, умений, навыков для достижения цели;
– уход и посадка растений;
– экспериментирование;
– разные виды игр;
– стимулирование педагогом самостоятельной деятельности;
– создание проблемных ситуаций;
– задания для самостоятельных наблюдений;
– подготовка атрибутов, костюмов для праздников и развлечений. - Совместная деятельность взрослых и детей:
– рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику4
– работа с календарем огородника, дневником наблюдения;
– работа с моделями;
– просмотр фильмов о растениях4
– сбор коллекций семян;
– рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах;
– труд на огороде.
4. Итоговый.
- Сравнение прогнозируемого с полученным.
- Презентация проекта.
5. Распространение.
- Ознакомление педагогов ДОУ и района с удачно выполненной работой.
- Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.
Формы и методы реализации проекта:
Экологические занятия; игры экологического содержания; словесные обсуждения и проигрывание ситуаций; трудовой отряд маленьких огородников; огородная библиотека; лаборатория юного огородника; инсценировки, театрализованные представления; наблюдения; опыты; выставка детских рисунков.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Месяц. | Тема. |
Октябрь. | Первичная диагностика детей. Приобретение инвентаря, оборудования, семян. Беседа об овощах. Д/и “Вершки и корешки”. Чтение х/л. |
Ноябрь. | Настольная игра “Что где растет?”. Беседа “Все начинается с семечки”. Опыт с корнеплодами. Рассматривание иллюстраций с изображением сбора урожая. Рисование “Во саду ли, в огороде”. Чтение х/л. |
Декабрь. | Составление рассказов об овощах по моделям. Д/и “Что сначала, что потом?”. Опыт по знакомству со свойствами почвы. Э/и “Распределение плодов по форме и вкусу”. Ситуация “Айболит рассказывает о пользе овощей и фруктов”. Отгадывание загадок. |
Январь. | Опыт “Установить необходимость почвы для жизни
растений”. Посадка лука, семян злаков. Посев петрушки и укропа. Зарисовка в дневнике наблюдений. Чтение х/л. |
Февраль.
|
Опыт “Нужен ли корешкам воздух?”. Беседа “Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений”. Посев семян лекарственных трав (настурция, календула, ромашка). Составление рассказов о растениях по моделям. Уход за растениями. Спортивное развлечение “Дружные огородники”. Чтение х/л. |
Март. | Посев семян цветов, перца, душистого горошка для
выращивания рассады. Посадка лука-севка. Д/и “Чудесный мешочек”. Наблюдение за всходами. Уход за растениями. Зарисовка в дневник наблюдений. Беседа “Какие растения можно вырастить на подоконнике”. Чтение х/л. |
Апрель. | Посев семян помидоров, арбузов в горшочки. Закрепление трудового процесса по уходу за растениями по моделям. Составление рассказов из личного опыта “Я ухаживаю за огородом на окне”. Уход за растениями. Зарисовка в дневник наблюдений. Беседа о лекарственных травах. Чтение х/л. |
Май. | Приготовление грядок для посадки рассады овощных
культур. Создание уголка лекарственных трав. Раскрашивание картинок “Во саду ли, во огороде”. Подготовка клумб для цветочной рассады. Досуг “Чудеса в огороде”. Чтение х/л. |
Июнь-июль. | Высадка рассады в огород, цветники. Уход за посадками (полив, рыхление, прополка). Оформление альбома “Наши наблюдения”. Повторная диагностика детей. Подготовка к экологическому празднику (изготовление атрибутов, костюмов). |
Август-сентябрь. | Сбор урожая. Сбор семян. Оформление фотовыставки для презентации. Выставка-ярмарка с участием родителей “Дары осени”. Экологический праздник “Осенины”. Презентация проекта. |