Цели:
- закреплять навыки работы с многозначными числами;
- умение решать задачи;
- организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению понятия о бюджете;
- воспитывать интерес к математике.
Оборудование: треугольники (остроугольные).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
Учитель: На доске записаны примеры. В тетрадь вы записываете только ответы всех примеров:
100 + 0 =
107 – 7 =126 – 26 =
100 + 100 =40 + 20 =
50 – 20 =
Найдите и запишите сумму ответов для каждого столбика. Какие ответы получились? (Переворачиваю геометрические фигуры.)
– Какие геометрические фигуры вы видите?
Дети: круг, треугольник, квадрат.
У.: Какая фигура лишняя?
Д.: Круг, так как это не многоугольник.
У.: Посмотрите на числа внутри фигур. Чем они похожи? Чем различаются? Какое число «лишнее?»
Д.: Все числа оканчиваются 0. «Лишнее»-90, т.к. оно двузначное.
У.: Найдите значение выражения.
(300 – 200 – 90) : 2 = 5
– Сколько получилось?
У.: Я вам желаю сегодня работать с радостью, с удовольствием, тогда и результат вашей работы будет оценен высоким баллом.
У.: А сейчас ответьте на мои вопросы (задачи на развитие логического мышления).
- Тройка лошадей пробежала путь 30км. Сколько км пробежала каждая лошадь?
- Петух, стоя на одной ноге весит: 5 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах?
- Множества.
- Ребусы:
III. Сообщение темы урока.
У.: Сегодня на уроке мы будем закреплять умение решать задачи и примеры с многозначными числами, а также расширим представления о налогах и бюджете. Тема урока: Сложение и вычитание чисел.
IV. Скажите, пожалуйста, что такое налоги?
Д.: Налоги – это платежи, которые государство берет с граждан и организаций
У.: Кто следит за своевременным и полным внесением налогов?
Налоги – это основной источник доходов государства. Государство получает доходы не только от налогов, но и от торговли с другими государствами; а также от продажи нефти, газа. Но много у государства расходов.
Давайте посмотрим, из каких статей доходов и расходов складывается бюджет государства, края, города.
На доске таблица. Изучим её.
Итак, дети, список расходов и доходов государства, учреждения, семьи называется бюджетом. Он составляется на определенный срок.
У.: Что же такое бюджет? Прочитайте.
(Дети читают.)
– Бюджет составляют в семье на каждый месяц. Давайте проверим бюджет какой-то условной семьи. Для этого решим задачу:
Ответ: 0 руб. осталось.
У.: Какие расходы могут быть в семье?
Дети отвечают.
У.: Вывод каждой семье нужно уметь правильно расходовать заработанные деньги.
V. Физкультминутка
а) Упражнения для мышц рук и туловища;
б) Упражнения для глаз.
VI. Закрепление пройденного материала.
У.: Семейный бюджет мы уже рассчитали. Теперь попробуем распределить деньги государства. Кто же контролирует расходование бюджета?
Выбираем президента, губернатора, мэра.
I ур. (группа I) государственная дума и президент будут рассчитывать бюджет страны
II ур. (группа II) краевая дума и губернатор – краевой бюджет.
II ур. (группа III) городская дума и мэр города – городской бюджет.
Президент, губернатор, мэр города проверяют с помощью «ключа» правильность выполнения.
– Итак, молодцы, все правильно рассчитали бюджет страны, края, города.
VII. Подведение итогов работы над новым материалом
У.: Дети, составление правильного бюджета и его выполнение зависит от того, как платят налоги. Поэтому, каждый человек, каждая организация должны исправно и честно платить налоги.
VIII Итог урока
У.: Какие виды работы вы выполняли на уроке? Что нового узнали? Что такое бюджет?
Дети, а сейчас возьмите у вас на парте лежат красные и синие прямоугольники. На одном из них запишите, на что государство по вашему мнению должно в первую очередь выделять деньги.
Ваши пожелания мы вложим в конверт и отдадим нашему президенту, а потом отправим президенту Медведеву.
Дети, если вам на уроке было интересно и все понятно вы запишите свое пожелание на красном прямоугольнике.
Вложим все в большой конверт, заклеиваем его и вручаем президенту, которого выбрали на уроке.
Домашнее задание:
– Узнайте у родителей, как в вашей семье рассчитывается бюджет и на какой срок.