Логопедические помощники

Разделы: Логопедия


Цель пособия: создание психологической готовности ребенка к формированию всех речевых умений: работа над звуками, словарем, грамматическими категориями и связной речью на логопедических занятиях.

Задачи:

  • сформировать мотив;
  • вызвать интерес к логопедическому занятию;
  • заострить и удерживать внимание детей на протяжении всего занятия;
  • способствовать сохранению в памяти полученных знаний.

Пособие предназначено для работы с детьми старшей группы. В подготовительной группе игрушки заменят схемы и символы, чтобы сделать постепенным переход от игровой деятельности к учебной.

Значимость и актуальность пособия в том, что статичность наглядности позволит ребенку сосредоточить внимание, провести сравнение. С помощью пособия можно опредметить абстрактные понятия. Моделирование различных слогов, слов с помощью звуковичков будет способствовать развитию у детей опосредованной памяти, творческого воображения и умению делать умозаключения.

В логопедической группе при организации коррекционной работы мы часто сталкиваемся с таким противоречием: с одной стороны, занятия с логопедом в детском саду, с родителями дома необходимы и очевидны. С другой – такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи требует от детей усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что «так велят взрослые» или «чтобы не ругали» Это говорит о том, что у детей не сформирована внутренняя мотивация, познавательная активность очень низкая. Допустим, что деятельность детей будет побуждаться внутренними мотивами «хочу уметь», «хочу научиться», тогда эффективность и результативность логопедических занятий окажутся выше.

Наблюдая за детьми в начале учебного года мы заметили, что дети по – разному реагируют на приглашение начать занятие. Реакция у всех детей разная: от положительной до резко отрицательной. У некоторых детей наблюдается попытка отсрочить занятие, отвлекаемость, отсутствие каких– либо вопросов о предстоящем занятии, пассивная или негативная реакция на задание, нежелание преодолевать трудности, Эти наблюдения свидетельствуют о необходимости поиска новых путей, средств и методов повышения познавательной активности детей на занятиях.

Среди условий, способствующих становлению познавательной активности, по мнению многих авторов, является игра. ФГТ также предполагает реализацию образовательных областей через игру, через игровую деятельность. Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается.

Игра обладает терапевтическим действием, используется для коррекции не только поведения ребенка, но и для выполнения своей главной функции – развивающей. «Дети легче усваивают новый материал в процессе игры» – говорил К.Д. Ушинский. И поэтому наша задача: решать проблемы ребенка с максимальной пользой в его интересах, стараться делать непосредственно образовательную деятельность более занимательным. Дети с общим недоразвитием речи быстро отвлекаются, не удерживают в памяти задания, речевое развитие значительно беднее, чем у сверстников с нормальной речью. Задача учителя – логопеда: найти такие методы и приемы, которые помогут сформировать у детей внутреннюю мотивацию, повысить у них познавательную активность и тем самым подготовить ребенка к обучению в школе. Эффективность логопедического занятия во многом зависит не только от высокой квалификации специалиста, но и от того, насколько он красочно оформил занятие и интересно преподнес задание.

С этой целью в нашей работе мы используем дидактическое пособие «Логопедические помощники». Мы все прекрасно знаем, что использование игрушек содействует расширению детского кругозора, воспитывают интерес к явлениям действительности, развивают самостоятельность. Игровые ситуации, различные сюжеты, обыгрываемые с помощью маленьких игрушек, помогают ребенку приобрести уверенность в себе и почувствовать собственные возможности. Малышам всегда хочется не только слышать и произносить звуки, но и увидеть их. Пусть смотрят, ведь они знают, что эти веселые человечки живут только в стране звуков. Шарообразность персонажей только подчеркивают их доброжелательность и миролюбие. Дети не только видят их, но могут потрогать, поиграть с ними, разыгрывая различные игровые ситуации.

В пособие входят игрушки, связанные крючком: Звукознайкин со своими друзьями Звуковичками. Девочки с бантами разного цвета изображают гласные звуки (звук [ А ] с красным бантом, звук [ У] с желтым бантом, звук [ О] с оранжевым, звук [И ] с белым, звук [Ы] с коричневым бантом и звук [ Э] – с серым бантом). Мальчики в цилиндрах согласные звуки (твердые звонкие и глухие, мягкие звонкие и глухие, отличаются цветом цилиндра и наличием колокольчика, символами согласных звуков по Ткаченко) и Звукознайкин, который правильно, красиво говорит, откроет детям страну звуков. При первичном знакомстве со звуком, опираясь на положение губ, наличие колокольчика, цвет бантика, цвет цилиндра ребенок запоминает и в дальнейшем смело характеризует звук. Далее дети начинают определять количество и последовательность слогов, слов, учатся находить место звука в слове и делать звуковой анализ односложных слов. Этот материал демонстрационный, а у детей на столах раздаточный – аналог звуковичков (бумажный). Таким образом, с помощью наших логопедических помощников дети усваивают сложный материал по развитию навыков фонематического анализа и синтеза.

Пособие используется как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. На каждом занятии детей встречают персонажи: на занятиях по звукопроизношению дети встречаются со Звукознайкиным и его друзьями Звуковичками; по формированию лексико-грамматических средств – Словознайкин. Обучать детей рассказывать будет Сказочница. По мелкой моторике со своими играми к детям придет Паучок, а в подготовительной группе познакомит детей с буквами Гном Грамотей. Игрушки используются на занятиях, как:

  • сюрпризный момент (к нам пришел гость, мы пришли в гости);
  • игрушечные персонажи приходят на занятие со своими играми, заданиями:
  • предлагают отгадать, о чем мы сегодня будем говорить на занятии;
  • рассказывает сказку, проводит беседу;
  • игрушечный персонаж может спросить, похвалить, проверить;
  • можно вводить игрушечного персонажа на какой-то этап занятия для выполнения нескольких заданий.

Игрушечный персонаж выполняет разные функции: «помогает», «проверяет» правильность выполнения задания, иногда и сам просит о помощи. С помощью данных приемов можно преподносить ребенку речевой материал, вызывать желание повторять его снова и снова. На занятии очень важна роль взрослого. При озвучивании игрушечного персонажа дети должны видеть искренность, эмоциональность логопеда (говорить за каждого персонажа характерным голосом, передвигать игрушки в соответствии с текстом). Задача логопеда: не дать детям усомниться в том, что герой-то не живой, тогда дети примут правила игры и будут с удовольствием подчиняться им, хотя они и знают, что это всего лишь игрушка. В течение всего занятия не забывать обращаться к своим героям: что-то оценить, дать задание, проверить выполненное задание.

Если в начале занятия логопед сам манипулировал с игрушками, придумывал и проигрывал разные истории, то постепенно ребенок от пассивного слушателя переходил к активным действиям с игрушками, придумывая свои истории, свои задания для детей. Например: отгадайте какой слог или слово я загадала, какой звук убежал в начале слова и т.д., моделируя различные слова с игрушками и придумывая разные истории про звуки. Например: «день рождение звука [Ш]» – на день рождение приходят с подарками и все подарки должны быть на звук [Ш]; «Пришла посылка» – в посылке пазлы. Собери, какое время года получилось, расскажи о ней, от кого это письмо и т.д. На индивидуальных и подгрупповых занятиях с этим пособием можно провести фонетические игры.

Апробация пособия проводилась в старшей группе МБДОУ №2 «Золотая рыбка» в течение года с 15 детьми, имеющими логопедическое заключение ОНР третьего уровня. Игрушечные персонажи помогли повысить продуктивность логопедических занятий. Сократилось время каждого этапа работы над звуком, что способствовало успешной коррекции звукопроизношения. Также мы отметили, что произошло повышение уровня лексико-грамматического строя речи, связной речи. Дети уже смело придумывали разные истории, связно и последовательно пересказывали рассказы. К концу года положительный настрой отмечался у большинства детей на протяжении всего занятия, дети стали проявлять большую речевую активность, чаще стали интересоваться темой предстоящего занятия.

При использовании данного пособия отмечалась положительная динамика в формировании познавательной активности.

Используя игровые ситуации и приемы с игрушечными персонажами, мы повысили интерес к логопедическим занятиям, что позволило в свою очередь повысить качество и эффективность коррекционной работы учителя-логопеда.

Приложение 1, Приложение 2,
Приложение 3, Приложение 4
, Приложение 5

Литература:

  1. Борисова Е.А. Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем.– Биробиджан, 2005.
  2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: издательский центр Владос, 2001.
  3. Репина З.А, Буйко В.И. Уроки логопедии.