Данный урок предназначен для изучения в 9 классе курса истории России (первый концентр), является частью изучения темы «СССР в 30-е гг.», дополняет и расширяет содержание урока «Тоталитарный режим в СССР» и «Эпоха «большого скачка»». Эти темы изучаются в соответствии с содержанием обязательного минимума содержания образования в тематическом блоке «Россия в XX-XXI веке»: «Ускоренная модернизация и ее социальные последствия»
Материал данного урока предназначен для изучения последствий эпохи террора для судьбы самого многочисленного в стране класса-крестьянства, позволяет увидеть и оценить размах репрессивной политики, осознать политику коллективизации как трагедию для крестьянина, связать судьбу этих людей с судьбами миллионов узников ГУЛАГа.
В ходе урока учащиеся должны оценить и интерпретировать события и с позиции участника и с позиции наблюдателя, сделать попытку выйти за временные рамки той эпохи для того, чтобы ответить на главный вопрос урока
«Можно ли построить великую страну с помощью насилия над ее гражданами?»
Главными целями урока являются:
А.создать целостную картину исторических событий, связанных с террором против крестьянства, начавшимся в 1929 году и продолжавшимся в деревне в период коллективизации
Б.на основе многоуровневого подхода к анализу источника развивать умения проводить поиск исторической информации, анализировать и интерпретировать ее на основе собственно опыта, критически осмысливать и оценивать.
В.показать пагубность тоталитарного режима и любой идеи, ради которой гибнут невинные люди, содействовать пробуждению у учащихся чувства сострадания к невинно осужденным, пониманию приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, содействовать формированию чувства ответственности за судьбу своей страны.
План изучения темы:
1. «Великий страх» как способ решения глобальных задач в СССР.
Учащимся предлагается самостоятельно доказать и объяснить смысл первого пункта на основе анализа документов и сформулировать не менее трех объяснений смысла и необходимости террора с точки зрения государства.
Документ №1
Отрывок из пьесы А. Афиногенова «Страх»
«80% ... живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьяне – насильственной коллективизации, советский работник – непрерывных чисток, партийный работник боится обвинения в уклоне, научный работник боится обвинения в идеализме, работник техники – обвинения во вредительстве. Мы живем в эпоху великого страха».
Документ №2
Сталин в интервью немецкому писателю Э. Людвигу (1931 г.):
«Имеется некоторая небольшая часть населения, которая действительно боится Советской власти и борется с ней... Но тут речь идет не только о политике устрашения этих групп, которая действительно существует. Всем известно, что мы, большевики, не ограничиваемся здесь устрашением и идем дальше, ведя дело к ликвидации этой буржуазной прослойки».
В итоге учащиеся могут сформулировать вывод о всеобщности террора в тоталитарном государстве
1. Террор был необходим тоталитарному государству для создания всеобъемлющей репрессивной системы – «лагерной империи», «архипелага ГУЛАГ» (Солженицын). Государство истребляло не только тех, кто противодействовал его политике, или от кого можно было ожидать противодействия и «противомыслия», но и тех, кто был ему предан – для создания «подсистемы» страха
2. Террор обеспечивал систему внеэкономического принуждения.
3. Террор позволял власти принимать любые решения и гарантировал исполнение любой задачи
2. Для чего страну пугали кулацкой угрозой? (Или как решалась задача «сплошной» коллективизации)
3. Террор против крестьян - средство пополнения населения ГУЛАГа (Или как в СССР были найдены бесплатные рабочие руки)
4. События 1932-1933 гг. - голод или голодомор? (Или как колхозники были наказаны за невыполнение плана хлебозаготовок)
4.
№ 3 15 апреля 1930 г. Вывозка эшелонов с кулаками 1-й очереди 14 апреля
1930 г. закончена.
Всего снято больных – 320 чел., из них мужчин – 25, женщин – 147,
детей – 148. Примечание: Часть эшелона № 168 2-й очереди идёт соединённой с
частью эшелона М6Д71 особого назначения. Пом. нач. ТО ОГПУ Кишкин ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 97. Л. 31-32. Подлинник |
1. Какие функции выполнял орган власти, от лица которого опубликована данная сводка? Какой характер - официальный или неофициальный имеет данный документ?
2. Как в материалах учебника характеризуется эпоха, в ходе которой появился данный документ?
3. Какое решение партии способствовала появлению данного источника? Что стало причиной фактов, изложенных в документе. Назовите известные вас партийные документы, которые объясняют факты, содержащиеся в данном источнике
4.
- В какие регионы страны вывозили раскулаченных первой и второй категории?
- Соответствует ли соотношение количества кулаков первой очереди и второй очереди той обстановке, которая сложилась в деревне весной 1930 гг.?
- Соответствует ли реальным историческим событиям факты, приведенные в документе? Приведите доказательства, выяснив и объяснив,
- Из каких районов было больше всего раскулаченных? Объясните, как это связано с решениями партии об этапах коллективизации(вспомните, в каких районах в первую очередь планировалось провести коллективизацию)
- В какие регионы: Север, Восточная Сибирь, Западная Сибирь их было отправлено наибольшее количество? Почему?
5. Что вы можете сказать, исходя из содержания документа об отношении власти к тем, кого документ называет «кулаками» и «контрреволюционным элементом»?
6. Какие выводы можно сделать на основе анализа источника?
- О способах коллективизации
- О целях раскулачивания
- О последствиях политики раскулачивания для крестьян и их семей?
5. Для работы в группах можно предложить две фотографии.