Цель:
- активизация творческих способностей учащихся,
- поддержание интереса к предметам история и технология,
- совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе.
Задачи:
- Формирование эстетического вкуса
- Совершенствование навыков работы, полученных на уроках технологии
- Способствовать развитию мелкой мускулатуры, кисти руки, отработка точности движения
- Формирование навыков безопасной работы
- Развитие мышления и речи
- Воспитание уважения к разнообразию культур
- Формирование позитивных отношений в классном коллективе
- Развитие культуры общения с одноклассниками, в процессе реализации общего дела.
Структура занятия:
Это занятие включает в себя три блока, перетекающих друг в друга.
- Первый: беседа-экскурс в историю новогоднего праздника.
- Второй: практическая часть - изготовление игрушки. Третий: анализ занятия, подведение итогов.
В основу первого блока легла работа ребят нашей школы "Новогодний подарок (история новогодних праздников и традиций)" (смотри конкурс и фестиваль "Портфолио" 2011-2012 уч.г.). Интерес ребят к данной теме дал нам идею этого занятия.
Межпредметные связи:
- История (культурология): новогодний праздник
- Музыка: Чайковский П.И. "Вальс"
- Технология: сметывание, стачивание, вырезание, склеивание
- Зоология: птицы и животные, древние животные
Оборудование и материалы: ткань флок, детали кроя, паралон, нитки, клей ПВА, иглы швейные, швейная машина, ножницы, кисточка для клея, клеёнка, игольница, различный материал для декорирования.
Наглядный материал: новогодние сувениры и украшения, различные виды дракончиков.
ЦОР: компьютерная презентация "Новогодний подарок" и видеоряд "2012 год - год Дракона".
Ход занятия
Первый блок.
Приближается праздник Новый Год, и все мы любим дарить и получать подарки. Подарки бывают разные: большие и маленькие, их можно купить в магазине, а можно сделать своими руками , вложить в них свою любовь и тепло.
- Кто из вас делал подарки? А что можно еще подарить?
- Что мы можем сделать в подарок или для украшения своего дома к празднику? (игрушку, открытку, ленты...)
Итак, сегодня мы делаем сувенир -подарок игрушку "ДРАКОНЧИК"
- А почему именно дракон? (следующий 2012 год -год Дракона по восточному календарю)
Во Вьетнаме Дракон считается символом быстрых и благоприятных перемен, которые могут произойти в его год. В Китае он символизирует самодержавную императорскую власть, сулит успехи честолюбивым и предприимчивым людям. И в то же время - поистине Дракон непредсказуем!
Дракон-2012 - чёрный водяной, обещает стать поистине победным и решающим, а значит, нам надо закалить волю и проявить все свои таланты и возможности и не бояться трудностей.
Народ Китая имеют давнюю убежденность, что они являются потомками дракона, традиция, которая прочно входит в их культуру, которая встречается во всех аспектах в китайском обществе и в сознании своего народа. В то время как в западных культурах драконов, как правило, рассматривают как символ недоброжелательности, в Китае дракон в почете за свое достоинство и власть. С первобытных времен люди считали дракона как благоприятное существо, и олицетворяло его с властью, чтобы благотворно влиять на свою жизнь. Раньше племена боролись за господство, но пришел дракон в их мир, и объединил их под общим знаменем дракона, это было принято в качестве национальной идеи. Сила таинственного существа была расценена как бога дождя, грома, радуги, и звезды. В общество, которое было основано на сельском хозяйстве и животноводстве полностью зависит от его природной среды и, в частности, климата, дракон почитается как источник всего, что было выгодно для коммунального благополучия. Эта концепция была выдержана в течение тысяч лет, поскольку все больше обожествления даровали дракону, несущий радость пророчества и чудеса. С установлением феодального общества, императоры сравнивали себя с драконом, тем самым делали его эксклюзивным символом имперского величия. Любой, кто впоследствии использовал дракона как символ умышленно или ошибочно мог обидеть своего правителя и быть приговорен к смерти. Образ дракона претерпел ряд изменений на протяжении, веков он становился все более и более могучим и красивым. Оригинальные иллюстрации на примитивных бронзовых изделиях изображали его как свирепым и таинственным, а в династии Хань (206BC - 220), он стал великолепным и красивым, а во время династии Тан(618 - 907), он был персонализированный нежный, прирученный и изящный. Из династии Сун, года (960 - 1279), Дракон стал тонким и цветочный. Есть несколько различных видов драконов по цвету, которые могут быть желтого, синего, черного, белого или красного цвета.
- А что вы знаете, где слышали про дракона? (русские народные сказки)
- Как его часто называют в русских сказках (змей-Горыныч)
- А как вы думаете какой он может быть? (злой, добрый, большой, маленький, с крыльями и без них).
Второй блок.
Мы с вами шьем доброго дракошу, чтобы он всем в наступающем году приносил удачу и радость.
А сейчас настраиваемся на работу и слушаем сказку про одного доброго дракончика. И мы поможем запомнить ему некоторые правила.
Жил-был Дыракон, который был неаккуратный, неопрятный и очень любил разбрасывать свои вещи. Однажды он пригласил в гости друга Дракончика. Дракон решил одеть свой новый костюм ,но обнаружил, что пуговица оторвалась и её нужно пришить. Он начал шить и уколол лапу. Рассердился Дыракон, обиделся на иголку, сломал её и бросил.
Позвонили в дверь. Дракончик пошел было к двери, но игла вонзилась ему в лапу. Но друг не оставил Дыракона в беде. Он помог ему извлечь обломок иглы из лапы и перебинтовал её. И сказал, что иглы нужно хранить в игольнице. Поэтому друзья собрали все разбросанные иголки, вытащили из одежды и воткнули их в игольницу. С тех пор Дыракон никогда не разбрасывал свои вещи и всегда выполнял правила при работе с инструментами. А друзья стали называть его Дракошей , а обидную букву "Ы" забыли.
- Так какие же правила должен был выполнить дракончик?
(правила техники безопасности при работе с иглой)
- А какие правила вы еще знаете?
(правила техники безопасности при работе с ножницами)
Объяснение технологии выполнения игрушки.
Самостоятельная работа по изготовлению игрушки (практическая часть).
Физкультминутка: пальчиковая игра "Древнее ущелье".
Раз-два-три-четыре
Дело было в Древнем мире.
Поднимая тумбы-ноги,
Шел без тропки, без дороги
Через древние леса
Древний ящер-динозавр.
Шел, задумавшись, и вдруг
Услыхал, какой-то звук.
Поднял мрачные глаза
Прямо к небу динозавр:
Из-под самой темной тучи
Тоже ящер, но ...летучий
Закричал ему:
- Привет! - Нет, тебе привета нет!
Кто летает - мне не друг!
Ты ж не бабочка, не жук.
И ужимками своими
Ты моё позоришь имя.
Что за бред - летучий ящер!
Видно, ты не настоящий!
Динозавр продолжил грозно:
- Я солидный, Я серьёзный.
Звери всей большой земли
От меня произошли:
Волк и заяц,
Тигр и слон.
Ну а ты, дружок, смешон!
Но услышал он в ответ:
- Звери - да, а птицы - нет!
Птицы всей большой земли
От меня произошли.
И колибри, и синицы,
И пингвин - он тоже птица.
Даже птичий царь - орел
От меня произошел!
Коль не так - меня едва ли
Птеродактилем назвали.
Мы с тобою предки, ящер.
Ты - бегущих, я - летящих.
Предки всякие нужны
Предки всякие важны!
Третий блок
Сегодня мы сделали основную часть работы в создании игрушки.
Дома продумайте, как можно украсить своего Дракошу и чем именно, ведь в оформлении можно использовать разные материалы.
А сейчас давайте вспомним, что мы сегодня узнали.
1) Кроссворд: отгадай ключевое слово.
1 - что Дед Мороз оставляет под ёлкой?
2 - дракон в русских народных сказках?
3 - другое название царя?
4 - одна из стран, о которых мы сегодня говорили?
5 - 12 месяцев вместе?
6 - какого цвета дракон 2012 года?
2) Игра "Какой дракончик": на каждую букву слова ДРАКОН придумать положительный признак предмета (из всех предложенных вариантов, дети коллективно выбирают то слово, которое будет записано на доске).
Д-обрый
Р-адостный
А-ккуратный
К-расивый
О-обаятельный
Н-овогодний
Используемая литература.
- Энциклопедия обрядов и обычаев. СПб.: "Респекс",1996.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа - СПб.: "Акцидент", 1997.
- Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр и оригами для детей и взрослых. - СПб Кристалл, 1997.
- Русские народные сказки.
- http://ru.wikipedia.
Материалы Интернета.