Интегрированное внеклассное занятие "2012 год - год Дракона"

Разделы: История и обществознание, Технология, Внеклассная работа


Цель:

  • активизация творческих способностей учащихся,
  • поддержание интереса к предметам история и технология,
  • совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе.

Задачи:

  • Формирование эстетического вкуса
  • Совершенствование навыков работы, полученных на уроках технологии
  • Способствовать развитию мелкой мускулатуры, кисти руки, отработка точности движения
  • Формирование навыков безопасной работы
  • Развитие мышления и речи
  • Воспитание уважения к разнообразию культур
  • Формирование позитивных отношений в классном коллективе
  • Развитие культуры общения с одноклассниками, в процессе реализации общего дела.

Структура занятия:

Это занятие включает в себя три блока, перетекающих друг в друга.

  • Первый: беседа-экскурс в историю новогоднего праздника.
  • Второй: практическая часть - изготовление игрушки. Третий: анализ занятия, подведение итогов.

В основу первого блока легла работа ребят нашей школы "Новогодний подарок (история новогодних праздников и традиций)" (смотри конкурс и фестиваль "Портфолио" 2011-2012 уч.г.). Интерес ребят к данной теме дал нам идею этого занятия.

Межпредметные связи:

  • История (культурология): новогодний праздник
  • Музыка: Чайковский П.И. "Вальс"
  • Технология: сметывание, стачивание, вырезание, склеивание
  • Зоология: птицы и животные, древние животные

Оборудование и материалы: ткань флок, детали кроя, паралон, нитки, клей ПВА, иглы швейные, швейная машина, ножницы, кисточка для клея, клеёнка, игольница, различный материал для декорирования.

Наглядный материал: новогодние сувениры и украшения, различные виды дракончиков.

ЦОР: компьютерная презентация "Новогодний подарок" и видеоряд "2012 год - год Дракона".

Ход занятия

Первый блок.

Приближается праздник Новый Год, и все мы любим дарить и получать подарки. Подарки бывают разные: большие и маленькие, их можно купить в магазине, а можно сделать своими руками , вложить в них свою любовь и тепло.

- Кто из вас делал подарки? А что можно еще подарить?

- Что мы можем сделать в подарок или для украшения своего дома к празднику? (игрушку, открытку, ленты...)

Итак, сегодня мы делаем сувенир -подарок игрушку "ДРАКОНЧИК"

- А почему именно дракон?  (следующий 2012 год -год Дракона по восточному календарю)

Во Вьетнаме Дракон считается символом быстрых и благоприятных перемен, которые могут произойти в его год. В Китае он символизирует самодержавную императорскую власть, сулит успехи честолюбивым и предприимчивым людям. И в то же время - поистине Дракон непредсказуем!

Дракон-2012 - чёрный водяной, обещает стать поистине победным и решающим, а значит, нам надо закалить волю и проявить все свои таланты и возможности и не бояться трудностей.

Народ Китая имеют давнюю убежденность, что они являются потомками дракона, традиция, которая прочно входит в их культуру, которая встречается во всех аспектах в китайском обществе и в сознании своего народа. В то время как в западных культурах драконов, как правило, рассматривают как символ недоброжелательности, в Китае дракон в почете за свое достоинство и власть. С первобытных времен люди считали дракона как благоприятное существо, и олицетворяло его с властью, чтобы благотворно  влиять на свою жизнь. Раньше племена боролись за господство, но пришел дракон в их мир, и объединил их под общим знаменем дракона, это  было принято в качестве национальной идеи.  Сила таинственного существа была расценена как бога дождя, грома, радуги, и звезды. В общество, которое было основано на сельском хозяйстве и животноводстве полностью зависит от его природной среды и, в частности, климата, дракон почитается как источник всего, что было выгодно для коммунального благополучия. Эта концепция была выдержана в течение тысяч лет, поскольку все больше обожествления  даровали дракону, несущий радость пророчества и чудеса.  С установлением феодального общества, императоры сравнивали себя с драконом, тем самым делали его эксклюзивным символом имперского величия. Любой, кто впоследствии использовал дракона как символ умышленно или ошибочно мог обидеть своего правителя и быть приговорен к смерти. Образ дракона претерпел ряд изменений на протяжении, веков он становился все более и более могучим и красивым. Оригинальные иллюстрации на примитивных бронзовых изделиях изображали его как свирепым и таинственным, а в династии Хань (206BC - 220), он стал великолепным и красивым, а во время династии Тан(618 - 907), он был  персонализированный нежный, прирученный и изящный. Из династии Сун, года (960 - 1279), Дракон стал тонким и цветочный. Есть несколько различных видов драконов по цвету, которые могут быть желтого, синего, черного, белого или красного цвета.

- А что вы знаете, где слышали про дракона? (русские народные сказки)

- Как его часто называют в русских сказках (змей-Горыныч)

- А как вы думаете какой он может быть? (злой, добрый, большой, маленький, с крыльями и без них).

Второй блок.

Мы с вами шьем доброго дракошу, чтобы он всем в наступающем году приносил удачу и радость.

А сейчас настраиваемся на работу и слушаем сказку про одного доброго дракончика. И мы поможем запомнить ему некоторые правила.

Жил-был Дыракон, который был неаккуратный, неопрятный и очень любил разбрасывать свои вещи. Однажды он пригласил в гости друга Дракончика. Дракон решил одеть свой новый костюм ,но обнаружил, что пуговица оторвалась и её нужно пришить. Он начал шить и уколол лапу. Рассердился Дыракон, обиделся на иголку, сломал её и бросил.

Позвонили в дверь. Дракончик пошел было к двери, но игла вонзилась ему в лапу. Но друг не оставил Дыракона в беде. Он помог ему извлечь обломок иглы из лапы и перебинтовал её. И сказал, что иглы нужно хранить в игольнице. Поэтому друзья собрали все разбросанные иголки, вытащили из одежды и воткнули их в игольницу. С тех пор Дыракон никогда не разбрасывал свои вещи и всегда выполнял правила при работе с инструментами. А друзья стали называть его Дракошей , а обидную букву "Ы" забыли.

- Так какие же правила должен был выполнить дракончик?

(правила техники безопасности при работе с иглой)

- А какие правила вы еще знаете?

(правила техники безопасности при работе с ножницами)

Объяснение технологии выполнения игрушки.

Самостоятельная работа по изготовлению игрушки (практическая часть).

Физкультминутка: пальчиковая игра "Древнее ущелье".

Раз-два-три-четыре
Дело было в Древнем мире.
Поднимая тумбы-ноги,
Шел без тропки, без дороги
Через древние леса
Древний ящер-динозавр.
Шел, задумавшись, и вдруг
Услыхал, какой-то звук.
Поднял мрачные глаза
Прямо к небу динозавр:
Из-под самой темной тучи
Тоже ящер, но ...летучий
Закричал ему:
- Привет! - Нет, тебе привета нет!
Кто летает - мне не друг!
Ты ж не бабочка, не жук.
И ужимками своими
Ты моё позоришь имя.
Что за бред - летучий ящер!
Видно, ты не настоящий!
Динозавр продолжил грозно:
- Я солидный, Я серьёзный.
Звери всей большой земли
От меня произошли:
Волк и заяц,
Тигр и слон.
Ну а ты, дружок, смешон!
Но услышал он в ответ:
- Звери - да, а птицы - нет!
Птицы всей большой земли
От меня произошли.
И колибри, и синицы,
И пингвин - он тоже птица.
Даже птичий царь - орел
От меня произошел!
Коль не так - меня едва ли
Птеродактилем назвали.
Мы с тобою предки, ящер.
Ты - бегущих, я - летящих.
Предки всякие нужны
Предки всякие важны!

Третий блок

Сегодня мы сделали основную часть работы в создании игрушки.

Дома продумайте, как можно украсить своего Дракошу и чем именно, ведь в оформлении можно использовать разные материалы.

А сейчас давайте вспомним, что мы сегодня узнали.

1) Кроссворд: отгадай ключевое слово.

1 - что Дед Мороз оставляет под ёлкой?

2 - дракон в русских народных сказках?

3 - другое название царя?

4 - одна из стран, о которых мы сегодня говорили?

5 - 12 месяцев вместе?

6 - какого цвета дракон 2012 года?

2) Игра "Какой дракончик": на каждую букву слова ДРАКОН придумать положительный признак предмета (из всех предложенных вариантов, дети коллективно выбирают то слово, которое будет записано на доске).

Д-обрый

Р-адостный

А-ккуратный

К-расивый

О-обаятельный

Н-овогодний

Используемая литература.

  1. Энциклопедия обрядов и обычаев. СПб.: "Респекс",1996.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа - СПб.: "Акцидент", 1997.
  3. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр и оригами для детей и взрослых. - СПб Кристалл, 1997.
  4. Русские народные сказки.
  5. http://ru.wikipedia.

Материалы Интернета.

  1. http://project.1sept.ru/work.php?id=595238