Цели урока:
Образовательные:
- Сформулировать правило умножения десятичной дроби на натуральное число, на разрядную единицу 10, 100, 1000 и т. д.
- Научить применять данное правило при выполнении заданий.
Развивающие:
- Способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
- Развивать вычислительные навыки, устную речь обучающихся, логическое мышление; навыки работы с учебником;
Воспитательные:
- Создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах;
- Воспитывать активность, аккуратность, самостоятельность.
Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Оборудование: доска, учебник, компьютер, проектор.
Структура урока.
1. Проверка ранее изученного.
2. Подготовка к изучению нового материала (мотивация).
3. Изучение нового материала.
4. Первичное осмысление и применение изученного материала.
5. Физкультминутка.
6. Продолжение изучения нового материала.
7. Применение изученного материала.
8. Обобщение и систематизация полученных знаний.
9. Задание на дом.
10. Выставление оценок.
Ход урока
1. Проверка ранее изученного.
Учащиеся устно решают примеры (слайд 2, 3). Ответы примеров закодированы буквами. В результате их решения на доске появляются фамилии учёных-математиков: аль Каши, Стевин. Эти имена связаны с открытием десятичных дробей.
Устные задания:
- Выполни действия:
- 5,2+2,4;
- 8+2,97;
- 3,8+1,2;
- 4,1+12,75;
- 7,89-0,29;
- 6,49-3,38;
- 40,9-8,1;
- Стороны треугольника 4/13 см, 5/13 см, 6/13 см. Найти периметр.
- Решить уравнение:
- х+2,3=4,7;
- 6,2+х=8,3;
- у – 6,5 = 12,2.
- Собственная скорость катера 30,5 км/ч, скорость течения реки 2,3 км/ч. Найти скорость катера по течению и против течения.
Плакат:
А | Л | Ь | К | Ш | И | С | Е | В | Н | Т |
7,6 | 10,97 | 5 | 16,85 | 3,11 | 32,8 | 1 | 2,1 | 18,7 | 28,2 | 2,4 |
Учитель предлагает учащимся открыть учебник на стр. 279 и прочитать об этих учёных. После прочтения текста в учебнике с учащимися проводится небольшая беседа.(слайд 4, 5)
2. Подготовка к изучению нового материала.
Приглашение в гости.
Знайка пригласил всех жителей Солнечного города к себе в гости. Чтобы попасть к нему, нужно пройти по волшебной лестнице: поднимаясь по ней, нужно решать примеры. Незнайка тоже собрался в гости. Подойдя к лестнице, он оказался в затруднительном положении. Ему необходима помощь.
Ребята решают устно примеры, поднимаясь по лестнице (слайд 6)
- ?
- *5
- - 0,5
- +2,6
- - 0,55
- + 1,25
- 1 – 0,3
На последней ступеньке они сами встречаются с затруднением, т. к. умножать десятичную дробь на натуральное число пока не умеют. Возникла проблема.
3. Изучение нового материала.
Задача сегодняшнего урока – доказать, что дроби не смогут поставить вас в затруднительное положение. Мы уже умеем складывать и вычитать десятичные дроби, а сегодня научимся умножать десятичную дробь на натуральное число.
Вывешивается план изучения нового материала:
1. Что называют произведением десятичной дроби на натуральное число?
2. Правило умножения десятичной дроби на натуральное число.
3. Правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д.
Рассмотрим задачу. Поле имеет форму квадрата со стороной 1,83 км. Найти периметр этого поля.
Р = 1,83+1,83+1,83+1,83 =7,32 км. (слайд 7)
Для решения задачи мы нашли сумму 4-х слагаемых, каждое из которых равно 1,83. Такую сумму называют произведением числа 1,83 и натурального числа 4 и записывают 1,83*4.
Итак: Произведением десятичной дроби и натурального числа называют сумму слагаемых, каждое из которых равно этой десятичной дроби, а количество слагаемых равно этому натуральному числу.
Значение 7,32 можно получить иначе. Предлагается учащимся на стр. 281 учебника найти и прочитать, как умножить десятичную дробь 1,83 на натуральное число 4 в “столбик”. (Дети читают, один ученик выходит к доске и показывает умножение, пытаемся вместе сформулировать правило). Затем по учебнику дети читают правило, стараются запомнить и рассказать соседу по парте (слайд 8)
4. Первичное закрепление. № 1279 (1 столбик).
5. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо (махи руками),
Закачалось деревцо (наклоны в стороны),
Ветерок всё тише, тише (приседание),
Деревцо всё выше, выше (подтягивания вверх).
6. Продолжение изучения нового материала.
Устно: 25*10; 37*100; 502*100; 21*1000; 255*1000000; (слайд 9)
Пример: 2,12*10; 3,124*100.(слайд 10)
Учащиеся выполняют умножение столбиком.
Учитель предлагает учащимся посмотреть на эти два примера и ответить на вопрос: Как изменилось положение запятой при умножении на 10 и 100? Вместе пытаемся сформулировать правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д. Затем дети читают правило в учебнике на стр. 282, стараются запомнить и рассказать соседу по парте. (слайд 11)
Разбираются следующие примеры (слайд 12 )
- 0,00358*10=0,0358
- 0,00358*100=0,358
- 0,065*1000=65
- 2,9*1000=2900
7. Закрепление изученного. №1283(а, б)-устно,
№1283(в)-в тетради с комментарием.
8. Обобщение и систематизация полученных знаний.
Повторить ещё раз правило умножения десятичной дроби на натуральное число и на разрядную единицу 10, 100, 1000 и т. д. (слайд 13)
Для контроля и проверки усвоения полученных знаний учащиеся решают самостоятельно 2-3 примера по вариантам: (слайд 14, 15)
- 1 вариант: 8,2*6; 3,25*11;
- 2 вариант: 12,6*8; 6,023*13.
9. Задание на дом: п.34(правила), №1303, №1306. (слайд 16)
10. Выставление оценок.