Урок по теме "Умножение десятичной дроби на натуральное число"

Разделы: Математика


Цели урока:

Образовательные:  

  • Сформулировать правило умножения десятичной дроби на натуральное число, на разрядную единицу 10, 100, 1000 и т. д.
  • Научить применять данное правило при выполнении заданий.

Развивающие:

  • Способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • Развивать вычислительные навыки, устную речь обучающихся, логическое мышление; навыки работы с учебником;

Воспитательные:

  • Создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах;
  • Воспитывать активность, аккуратность, самостоятельность.

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Оборудование: доска, учебник, компьютер, проектор.

Структура урока.

1. Проверка ранее изученного.

2. Подготовка к изучению нового материала (мотивация).

3. Изучение нового материала.

4. Первичное осмысление и применение изученного материала.

5. Физкультминутка.

6. Продолжение изучения нового материала.

7. Применение изученного материала.

8. Обобщение и систематизация полученных знаний.

9. Задание на дом.

10. Выставление оценок.

Ход урока

1. Проверка ранее изученного.

Презентация.

Учащиеся устно решают примеры (слайд 2, 3). Ответы примеров закодированы буквами. В результате их решения на доске появляются фамилии учёных-математиков: аль Каши, Стевин. Эти имена связаны с открытием десятичных дробей.

Устные задания:

- Выполни действия:

  • 5,2+2,4;
  • 8+2,97;
  • 3,8+1,2;
  • 4,1+12,75;
  • 7,89-0,29;
  • 6,49-3,38;
  • 40,9-8,1;

- Стороны треугольника 4/13 см, 5/13 см, 6/13 см. Найти периметр.

- Решить уравнение:

  • х+2,3=4,7;
  • 6,2+х=8,3;
  • у – 6,5 = 12,2.

- Собственная скорость катера 30,5 км/ч, скорость течения реки 2,3 км/ч. Найти скорость катера по течению и против течения.

Плакат:

А Л Ь К Ш И С Е В Н Т
7,6 10,97 5 16,85 3,11 32,8 1 2,1 18,7 28,2 2,4

Учитель предлагает учащимся открыть учебник на стр. 279 и прочитать об этих учёных. После прочтения текста в учебнике с учащимися проводится небольшая беседа.(слайд 4, 5)

2. Подготовка к изучению нового материала.

Приглашение в гости.

Знайка пригласил всех жителей Солнечного города к себе в гости. Чтобы попасть к нему, нужно пройти по волшебной лестнице: поднимаясь по ней, нужно решать примеры. Незнайка тоже собрался в гости. Подойдя к лестнице, он оказался в затруднительном положении. Ему необходима помощь.

Ребята решают устно примеры, поднимаясь по лестнице (слайд 6)

  • ?
  • *5
  • - 0,5
  • +2,6
  • - 0,55
  • + 1,25
  • 1 – 0,3

На последней ступеньке они сами встречаются с затруднением, т. к. умножать десятичную дробь на натуральное число пока не умеют. Возникла проблема.

3. Изучение нового материала.

Задача сегодняшнего урока – доказать, что дроби не смогут поставить вас в затруднительное положение. Мы уже умеем складывать и вычитать десятичные дроби, а сегодня научимся умножать десятичную дробь на натуральное число.

Вывешивается план изучения нового материала:

1. Что называют произведением десятичной дроби на натуральное число?

2. Правило умножения десятичной дроби на натуральное число.

3. Правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д.

Рассмотрим задачу. Поле имеет форму квадрата со стороной 1,83 км. Найти периметр этого поля.

Р = 1,83+1,83+1,83+1,83 =7,32 км. (слайд 7)

Для решения задачи мы нашли сумму 4-х слагаемых, каждое из которых равно 1,83. Такую сумму называют произведением числа 1,83 и натурального числа 4 и записывают 1,83*4.

Итак: Произведением десятичной дроби и натурального числа называют сумму слагаемых, каждое из которых равно этой десятичной дроби, а количество слагаемых равно этому натуральному числу.

Значение 7,32 можно получить иначе. Предлагается учащимся на стр. 281 учебника найти и прочитать, как умножить десятичную дробь 1,83 на натуральное число 4 в “столбик”. (Дети читают, один ученик выходит к доске и показывает умножение, пытаемся вместе сформулировать правило). Затем по учебнику дети читают правило, стараются запомнить и рассказать соседу по парте (слайд 8)

4. Первичное закрепление. № 1279 (1 столбик).

5. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо (махи руками),
Закачалось деревцо (наклоны в стороны),
Ветерок всё тише, тише (приседание),
Деревцо всё выше, выше (подтягивания вверх).

6. Продолжение изучения нового материала.

Устно: 25*10; 37*100; 502*100; 21*1000; 255*1000000; (слайд 9)

Пример: 2,12*10; 3,124*100.(слайд 10)

Учащиеся выполняют умножение столбиком.

Учитель предлагает учащимся посмотреть на эти два примера и ответить на вопрос: Как изменилось положение запятой при умножении на 10 и 100? Вместе пытаемся сформулировать правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д. Затем дети читают правило в учебнике на стр. 282, стараются запомнить и рассказать соседу по парте. (слайд 11)

Разбираются следующие примеры (слайд 12 )

  • 0,00358*10=0,0358
  • 0,00358*100=0,358
  • 0,065*1000=65
  • 2,9*1000=2900

7. Закрепление изученного. №1283(а, б)-устно,

№1283(в)-в тетради с комментарием.

8. Обобщение и систематизация полученных знаний.

Повторить ещё раз правило умножения десятичной дроби на натуральное число и на разрядную единицу 10, 100, 1000 и т. д. (слайд 13)

Для контроля и проверки усвоения полученных знаний учащиеся решают самостоятельно 2-3 примера по вариантам: (слайд 14, 15)

  • 1 вариант: 8,2*6; 3,25*11;
  • 2 вариант: 12,6*8; 6,023*13.

9. Задание на дом: п.34(правила), №1303, №1306. (слайд 16)

10. Выставление оценок.