“В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были
не просто понятны, но и стали бы целью жизни
каждого человека, предметом собственных
стремлений и личного счастья”.
И.В.Свадковский
Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество. Включение детей в новый, необычайно привлекательный для них вид деятельности — учение — делает школу центром жизни ребенка. Школа для младшего школьника, особенно на первых порах - это прежде всего учитель, который учит его, оценивает его успехи, приходит на помощь при неудачах. Сверстники ещё не играют значительной роли при определении того, что хорошо и что плохо общественное мнение как регулятор поведения и взаимоотношений между детьми только формируется. Самооценка развита недостаточно, ученик не может еще самостоятельно оценить свои возможности и результаты усилий. Всё это может сделать взрослый, прежде всего учитель, который выступает высшим авторитетом во всех делах. Учитель начальных классов как классный руководитель работает в особых условиях с детьми от 7 до 11 лет. Учитель должен быть и наставником, и помощником, и защитником, и другом, который призван помочь ребёнку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной, творческой личностью, способной изменить мир.
Ребёнок, переступивший порог школы, часто с трудом адаптируется к новым условиям жизни. К нему предъявляется много требований на уроке и во внеурочное время, а он ещё не имеет достаточных психологических ресурсов и даже физических сил для выполнения этих требований. В педагогике такое явление называется “школьный шок”. Наступает шок у части детей по разным причинам; но одной из этих причин является следующее: нескладывающиеся отношения с новым детским коллективом. Перед классным руководителем стоит одна из важных задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника. Эффективность работы классного руководителя в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности.
Но классный руководитель призван не только создавать благоприятную эмоциональную обстановку в классе, но и постоянно изучать детей, фиксировать их психические новообразования. Одинаковый подход к детям совершенно неуместен. Классный руководитель предусматривает новые этапы в развитии личности младшего школьника и постоянно изменяет содержание и формы работы с детьми, планирует содержание работы детского коллектива. “У каждого ребёнка есть определенные способности и таланты. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, – это умное руководство со стороны взрослых”, – пишет Н.Т. Винокурова.
Основная задача планирования — так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. План воспитательной работы направлен на организацию деятельности детского коллектива, как со стороны классного руководителя, так и со стороны самих детей. Классный руководитель в начальной школе - это человек, который занимает главное место в жизни ребенка (после мамы). Ведь учитель не только учит, а еще воспитывает. Причем, воспитательные моменты проходят постоянно: на уроке, на перемене, в столовой, на экскурсии. Даже когда ребенок уходит домой, ему говоришь: " Правильно переходи дорогу..." Когда планируешь воспитательную работу, всегда думаешь, как бы ее сделать интереснее, полезнее. Я считаю, что классный руководитель в начальной школе - это ВОСПИТАТЕЛЬ для ребёнка. Большое значение в работе классного руководителя имеет его дневник, в котором он фиксирует фактологический материал, касающийся классного коллектива, а также анализ результатов наблюдений за классом, отдельными воспитанниками, их семьями. В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В связи с этим повышается роль школы, классного руководителя в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Кто же поможет ребёнку раскрыть его индивидуальные особенности, создаст условия для самоопределения и самореализации? Такую помощь может оказать классный руководитель. Таким образом, роль классного руководителя в воспитании творческой личности ребёнка столь же значима и необходима, как и роль семьи. Именно классный руководитель находится ближе всего к ребёнку, рассматривает возникающие проблемы с позиции ребёнка, оказывает ему помощь. Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является “центром” организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив учащихся; это – координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социолога. Деятельность классного руководителя в современной школе необходимо оценивать именно с такой позиции. В.А.Сухомлинский: “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка”.
Совместная деятельность классного руководителя, учащихся и родителей позволила разработать своеобразную воспитательную систему класса. Созданная система помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу. Система воспитательной работы разработана с учётом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям.
Цель воспитательной системы – создание условий для воспитания творческой личности с активной жизненной позицией.
Задачи:
- Способствовать формированию гуманных отношений в классном коллективе.
- Содействовать развитию познавательных интересов и творческих способностей через систему внеклассных мероприятий.
- Воспитывать трудолюбие, надёжность, порядочность, умение преодолевать жизненные трудности.
I. Реализация цели и задач обеспечивается сотрудничеством всех участников воспитательного процесса.
На становление жизненных позиций младшего школьника особое влияние имеет детское самоуправление. Так как форма организации жизнедеятельности детей и взрослых в школе № 1 является страна “Деторандия”, то классы – это города.
4 “А” класс – город “Мастерград”. Создавая органы классного самоуправления, я ставила перед собой следующую цель: привлечение каждого ребёнка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого потенциала детей. Основу самоуправления составляют сменные творческие группы – управление образования и науки, управление экологии и краеведения, управление спорта и туризма, управление права и порядка, управление информации, управление культуры и досуга, которые решают все важнейшие вопросы жизнедеятельности класса.
Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит и к происходящему в стране
ІІ. Творческая деятельность как системообразующий фактор
Все ориентировочные мероприятия исходят из детских желаний, предложений управлений. Каждый год в сентябре ребята высказывают пожелания, что они хотят увидеть в этом году, куда сходить, что сделать, какие праздники или беседы их интересуют. Затем дома каждый из детей вместе с родителями обсуждают и записывают свои желания о проведении того или иного мероприятия. Суммируя всё желаемое, я привожу это в систему. При такой организации совместной деятельности дети становятся раскованными, общительными, доброжелательными. Они активно посещают все мероприятия, так как сами же их и предложили. Основой моей воспитательной системы стали следующие виды творческой деятельности.
Учебно-познавательная
Важно научить учащихся быть самостоятельными, легко адаптироваться в жизни, противостоять сложным жизненным обстоятельствам, быть в постоянном поиске новых знаний. Развивать у детей творческие, интеллектуальные способности. Для этого проводятся следующие мероприятия:
- Интегрированные уроки
- Предметные недели
- Брей-ринги
- Турниры знатоков
- Классные огоньки
- Конкурсы стихов, рисунков, поделок
- Предметные консультации, “Мастер-классы” для родителей
Ценностно-ориентированная
В настоящее время необходимо формировать у подрастающего поколения ценностное отношение к таким понятиям, как семья, Отечество, развивать интерес к своим национальным корням, стремление продолжать традиции своего народа, изучать историю города Шимановска, сёл Шимановского района, воспитать чувство ответственности за дальнейшую судьбу Родины, уважительное отношение к родным и близким.
Реализация этой деятельности осуществляется через внеклассные мероприятия:
- Экскурсии в музеи
- Экскурсии в библиотеки города
- Встречи с ветеранами войны
- Народные праздники
- “Наше хобби”
- Выставки рисунков
- Операция “Милосердие”
- Диспут “Гражданственность”
Спортивно-ориентированная
Основная цель – это сохранение и укрепление здоровья ребят класса, формирование стремления к здоровому образу жизни. С этой целью разработаны и проведены следующие мероприятия:
- Соревнование “Путешествие в Спортландию”
- Походы
- Игра “ Зов джунглей”
- Соревнование “ Мама, папа, я – спортивная семья”
- Родительское собрание “Досуг ребёнка”
- Конкурсы сильнейших
III. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы
В качестве критериев эффективности функционирования воспитательной системы я отнесла:
- Развитость познавательного потенциала ребёнка
- Нравственная направленность личности
- Креативность личности ребёнка
- Готовность учащихся участвовать в различных проектах
- Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества
Диагностический инструментарий
Предмет диагностики | Методики | Сроки |
Нравственная воспитанность учащихся | Тест Н. Е. Щурковой “Размышляем о жизненном опыте” | I четверть |
Креативность учащихся | Тест “Творческая активность учащихся. Чувство новизны” | II четверть |
Изучение удовлетворённости школьной жизнью | Методика А.А Андреевой “Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью” | III четверть |
Направленность интересов | Методика “Цветик-семицветик” | IV четверть |
Воспитанность | Методика “Репка” | IV четверть |
Содружество детей взрослых, связанных реализацией ценностных задач воспитания, совместной деятельностью, безусловно, способствует воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией. Общими усилиями окружающий мир для моих учеников становится ближе, понятнее, богаче, интереснее. Л.Толстой: “Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет любовь и к делу, и к ученикам, он совершенный учитель”.