Роль классного руководителя в воспитательной системе

Разделы: Классное руководство


“В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были
не просто понятны, но и стали бы целью жизни
каждого человека, предметом собственных
стремлений и личного счастья”.

И.В.Свадковский

Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество. Включение детей в новый, необычайно привлекательный для них вид деятельности — учение — делает школу центром жизни ребенка. Школа для младшего школьника, особенно на первых порах - это прежде всего учитель, который учит его, оценивает его успехи, приходит на помощь при неудачах. Сверстники ещё не играют значительной роли при определении того, что хорошо и что плохо общественное мнение как регулятор поведения и взаимоотношений между детьми только формируется. Самооценка развита недостаточно, ученик не может еще самостоятельно оценить свои возможности и результаты усилий. Всё это может сделать взрослый, прежде всего учитель, который выступает высшим авторитетом во всех делах. Учитель начальных классов как классный руководитель работает в особых условиях с детьми от 7 до 11 лет. Учитель должен быть и наставником, и помощником, и защитником, и другом, который призван помочь ребёнку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной, творческой личностью, способной изменить мир.

Ребёнок, переступивший порог школы, часто с трудом адаптируется к новым условиям жизни. К нему предъявляется много требований на уроке и во внеурочное время, а он ещё не имеет достаточных психологических ресурсов и даже физических сил для выполнения этих требований. В педагогике такое явление называется “школьный шок”. Наступает шок у части детей по разным причинам; но одной из этих причин является следующее: нескладывающиеся отношения с новым детским коллективом. Перед классным руководителем стоит одна из важных задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника. Эффективность работы классного руководителя в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности.

Но классный руководитель призван не только создавать благоприятную эмоциональную обстановку в классе, но и постоянно изучать детей, фиксировать их психические новообразования. Одинаковый подход к детям совершенно неуместен. Классный руководитель предусматривает новые этапы в развитии личности младшего школьника и постоянно изменяет содержание и формы работы с детьми, планирует содержание работы детского коллектива. “У каждого ребёнка есть определенные способности и таланты. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, – это умное руководство со стороны взрослых”, – пишет Н.Т. Винокурова.

Основная задача планирования — так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. План воспитательной работы направлен на организацию деятельности детского коллектива, как со стороны классного руководителя, так и со стороны самих детей. Классный руководитель в начальной школе - это человек, который занимает главное место в жизни ребенка (после мамы). Ведь учитель не только учит, а еще воспитывает. Причем, воспитательные моменты проходят постоянно: на уроке, на перемене, в столовой, на экскурсии. Даже когда ребенок уходит домой, ему говоришь: " Правильно переходи дорогу..." Когда планируешь воспитательную работу, всегда думаешь, как бы ее сделать интереснее, полезнее. Я считаю, что классный руководитель в начальной школе - это ВОСПИТАТЕЛЬ для ребёнка. Большое значение в работе классного руководителя имеет его дневник, в котором он фиксирует фактологический материал, касающийся классного коллектива, а также анализ результатов наблюдений за классом, отдельными воспитанниками, их семьями. В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В связи с этим повышается роль школы, классного руководителя в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Кто же поможет ребёнку раскрыть его индивидуальные особенности, создаст условия для самоопределения и самореализации? Такую помощь может оказать классный руководитель. Таким образом, роль классного руководителя в воспитании творческой личности ребёнка столь же значима и необходима, как и роль семьи. Именно классный руководитель находится ближе всего к ребёнку, рассматривает возникающие проблемы с позиции ребёнка, оказывает ему помощь. Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является “центром” организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив учащихся; это – координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социолога. Деятельность классного руководителя в современной школе необходимо оценивать именно с такой позиции. В.А.Сухомлинский: “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка”.

Совместная деятельность классного руководителя, учащихся и родителей позволила разработать своеобразную воспитательную систему класса. Созданная система помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу. Система воспитательной работы разработана с учётом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям.

Цель воспитательной системысоздание условий для воспитания творческой личности с активной жизненной позицией.

Задачи:

  • Способствовать формированию гуманных отношений в классном коллективе.
  • Содействовать развитию познавательных интересов и творческих способностей через систему внеклассных мероприятий.
  • Воспитывать трудолюбие, надёжность, порядочность, умение преодолевать жизненные трудности.

I. Реализация цели и задач обеспечивается сотрудничеством всех участников воспитательного процесса.

На становление жизненных позиций младшего школьника особое влияние имеет детское самоуправление. Так как форма организации жизнедеятельности детей и взрослых в школе № 1 является страна “Деторандия”, то классы – это города.

4 “А” класс – город “Мастерград”. Создавая органы классного самоуправления, я ставила перед собой следующую цель: привлечение каждого ребёнка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого потенциала детей. Основу самоуправления составляют сменные творческие группы – управление образования и науки, управление экологии и краеведения, управление спорта и туризма, управление права и порядка, управление информации, управление культуры и досуга, которые решают все важнейшие вопросы жизнедеятельности класса.

Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит и к происходящему в стране

ІІ. Творческая деятельность как системообразующий фактор

Все ориентировочные мероприятия исходят из детских желаний, предложений управлений. Каждый год в сентябре ребята высказывают пожелания, что они хотят увидеть в этом году, куда сходить, что сделать, какие праздники или беседы их интересуют. Затем дома каждый из детей вместе с родителями обсуждают и записывают свои желания о проведении того или иного мероприятия. Суммируя всё желаемое, я привожу это в систему. При такой организации совместной деятельности дети становятся раскованными, общительными, доброжелательными. Они активно посещают все мероприятия, так как сами же их и предложили. Основой моей воспитательной системы стали следующие виды творческой деятельности.

Учебно-познавательная

Важно научить учащихся быть самостоятельными, легко адаптироваться в жизни, противостоять сложным жизненным обстоятельствам, быть в постоянном поиске новых знаний. Развивать у детей творческие, интеллектуальные способности. Для этого проводятся следующие мероприятия:

  • Интегрированные уроки
  • Предметные недели
  • Брей-ринги
  • Турниры знатоков
  • Классные огоньки
  • Конкурсы стихов, рисунков, поделок
  • Предметные консультации, “Мастер-классы” для родителей

Ценностно-ориентированная

В настоящее время необходимо формировать у подрастающего поколения ценностное отношение к таким понятиям, как семья, Отечество, развивать интерес к своим национальным корням, стремление продолжать традиции своего народа, изучать историю города Шимановска, сёл Шимановского района, воспитать чувство ответственности за дальнейшую судьбу Родины, уважительное отношение к родным и близким.

Реализация этой деятельности осуществляется через внеклассные мероприятия:

  • Экскурсии в музеи
  • Экскурсии в библиотеки города
  • Встречи с ветеранами войны
  • Народные праздники
  • “Наше хобби”
  • Выставки рисунков
  • Операция “Милосердие”
  • Диспут “Гражданственность”

Спортивно-ориентированная

Основная цель – это сохранение и укрепление здоровья ребят класса, формирование стремления к здоровому образу жизни. С этой целью разработаны и проведены следующие мероприятия:

  • Соревнование “Путешествие в Спортландию”
  • Походы
  • Игра “ Зов джунглей”
  • Соревнование “ Мама, папа, я – спортивная семья”
  • Родительское собрание “Досуг ребёнка”
  • Конкурсы сильнейших

III. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы

В качестве критериев эффективности функционирования воспитательной системы я отнесла:

  • Развитость познавательного потенциала ребёнка
  • Нравственная направленность личности
  • Креативность личности ребёнка
  • Готовность учащихся участвовать в различных проектах
  • Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества

Диагностический инструментарий

Предмет диагностики Методики Сроки
Нравственная воспитанность учащихся Тест Н. Е. Щурковой “Размышляем о жизненном опыте” I четверть
Креативность учащихся Тест “Творческая активность учащихся. Чувство новизны” II четверть
Изучение удовлетворённости школьной жизнью Методика А.А Андреевой “Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью” III четверть
Направленность интересов Методика “Цветик-семицветик” IV четверть
Воспитанность Методика “Репка” IV четверть

Содружество детей взрослых, связанных реализацией ценностных задач воспитания, совместной деятельностью, безусловно, способствует воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией. Общими усилиями окружающий мир для моих учеников становится ближе, понятнее, богаче, интереснее. Л.Толстой: “Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет любовь и к делу, и к ученикам, он совершенный учитель”.