Тип урока: урок рефлексирующего контроля.
Дидактическая цель урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).
Методические задачи урока.
Обучающие:
- Учить детей делать выводы.
- Учить оценивать знания и сравнивать с эталоном.
- Обогащать словарный запас.
Развивающие:
- Развивать универсальные учебные действия учащихся.
- Развивать монологическую речь учащихся.
- Развивать умение работать в парах, группах, самостоятельно, делать выводы.
- Развивать умение контролировать деятельность, работая в парах и группах.
- Развивать произвольное внимание, память, воображение.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Развивать интерес к языку.
Воспитывающие:
- Воспитывать патриотизм.
- Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку.
- Воспитывать желание прийти на помощь одноклассникам.
Основные дидактические методы:
- Проблемный.
- Частично-поисковый.
- Практический.
Форма организации познавательной деятельности:
- Коллективная.
- Индивидуальная.
- Работа в парах
- Работа в группах.
Место данного урока в системе уроков по теме: итоговый урок по теме “Корень. Однокоренные слова”.
Оборудование и используемые учебные пособия:
- Учебник А.В. Полякова “Русский язык” часть 2. Издательский дом “Федоров”. – 2011.
- Таблица самооценки деятельности на уроке.
- Презентация к уроку.
Технические средства: магнитофон для организации эмоциональных пауз и физкультминуток.
Комментарии.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению русского языка.
- Иметь представление о моральных нормах поведения.
Регулятивные:
- Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
- Понимать выделенные учителем ориентиры в учебном материале.
- Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
Познавательные:
- Кодировать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях.
- Осуществлять анализ объекта (с выделением 2-3 существенных признаков).
Коммуникативные:
- Воспринимать мнение других людей о грамматических явлениях.
- Понимать задаваемые вопросы.
Сценарий урока:
1. Самоопределение к деятельности
<Слайд 1>. Презентация
Урок с улыбки начинаем,
Успех всех ждет,
Мы точно знаем.
2. Актуализация и проблемное учебное действие:
Учитель. Начинаем наш урок со словарной работы.
Учитель читает загадку, вызванный ученик отгадывает и комментирует слово из словаря с непроверяемым написанием.
- Если б не было его, не сказал бы ничего.
(Язык, запоминаем безударную гласную “я” в первом слоге, ударение падает на второй слог, на гласную “ы”.) - В дом чужого не пущу, без хозяина грущу.
(Собака, запоминаем безударную гласную “о” в первом слоге, ударение падает на второй слог, на гласную “а”.) - Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
И в один из теплых дней май сережки дари ей.
(Береза, запоминаем безударную гласную “е” в первом слоге, ударение падает на второй слог, на гласную “ё”.)
- То я в клетку, то в линейку. Написать по ним
сумей-ка
Можешь и нарисовать, что такое? Я …
(Тетрадь, запоминаем безударную гласную “е” в первом слоге, ударение падает на второй слог, на гласную “а”.) - Портфель у меня не велик и не мал,
Лежит в нем задачник, букварь и …
(Пенал, запоминаем безударную гласную “е” в первом слоге, ударение падает на второй слог, на гласную “а”.) - Ребенок мужского пола.
(Мальчик, запоминаем безударную гласную “и” во втором слоге, мягкий знак в середине слова, ударение падает на первый слог, на гласную “а”.)
3. Локализация индивидуальных затруднений
Учитель. Чтобы узнать тему урока, мы
должны из записанных слов выбрать букву согласно
шифру.
Игра “Шифровальщик”. <Слайд 2>
Слово | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Буква | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 | 4 |
Учитель. Какую букву возьмем из первого слова? (Букву “К”).
Буквы из остальных слов дети выбирают по аналогии.
Учитель. Какое слово получилось? (Получилось слово “корень”.)
Работа по группам.
Первая группа смотрит значение слова “корень” в толковом словаре С.И. Ожегова.
Вторая группа смотрит значение слова “корень” в толковом словаре В.И. Даля.
Третья группа формулирует значение слова “корень” самостоятельно.
Учитель. У чего бывает корень? <Слайд 3>
Учитель. Что такое корень у зуба? (Внутренняя, находящаяся в десне часть зуба.)
Учитель. У дерева?
(Подземная часть дерева, без чего растение не может жить.)
Учитель. У слова? (Значимая часть.)
Учитель. Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Повторять, что такое корень, и какие слова называются однокоренными. Закреплять умение находить корень в словах.)
Представители первых двух групп зачитывают значение слова “корень” в толковых словарях.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель. Мы постараемся проникнуть в тайны русского языка, в его волшебство, мы перелистаем страницы волшебной мудрой книги.
5. Реализация построения проекта
1 страница “Семья слов”
Учитель. Много – много лет назад появилось на
свете слово ВОЗ. Нашли его люди и думают: “Что с
ним делать? А слово это говорит: “Посадите меня, и
я разрастусь в большое и красивое дерево”.
Посадили люди слово ВОЗ, и стало оно расти.
Сначала один росток пустила, потом второй,
третий … много ростков появилось от слова ВОЗ.
Все они на него похожи, но и слове в каждом есть.
Вот какое дерево выросло! <Слайд 5>
Учитель. Посмотрели люди и увидели, что у всех них есть общая часть. И решили тогда люди называть их общую часть корнем. Потом на глаза попался еще один корешок ХОД, маленький, но очень юркий. И попросил он людей тоже посадить его в землю, пообещав разрастись в большое дерево. Не поверили люди, но все – таки решили и его посадить. Очень много ростков появилось от одного маленького корешка ХОД. Но все они были чем – то похожи на своего прародителя. <Слайд 5>
Учитель. Жил-был корень УЧ. И вот надоело ему одному жить на свете, и захотелось маленькому-премаленькому корешку УЧ превратиться в огромное семейство слов. Попробуйте назвать все его семейство, всех его родственников. <Слайд 5>
Работа по группам.
Первая группа составляет семью родственных
слов с корнем “ВОЗ”.
Вторая группа составляет семью родственных слов
с корнем “ХОД”.
Третья группа составляет семью родственных слов
с корнем “УЧ”.
При проверке представитель каждой группы называет слова.
2 страница “Какое слово лишнее?”
Учитель. Из сказки, которую вы сейчас услышите, выберете родственные слова.
Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседует. Водолаз с водопроводом на солнышке греется. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с водорослями разыгралась. Водичка по камешкам на одной ножке скачет. Даже сам водолей пожаловал. И все старуху воду ждут.
Вышла мудрая вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать? <Слайд 6>
Учитель. Какие слова будут родственными? (Вода, подводник, водолаз, водопровод, водитель, водоросли, водолей )
Учитель. Почему эти слова родственные?
(Они близки по смыслу и у них есть общая часть – корень.)
Учитель. Кто же оказался чужаком среди родственников воды? Почему гости не сразу приметили чужака?
(Слово “водитель” хотя и имеет общую часть “вод”, но оно другое по смыслу.)
Учитель. Помогите ему найти своих родственников? В тетради запишите слово “водитель” и подберите родственные слова. <Слайд 7>
Ученики подбирают родственные слова: водить, водительский, хоровод.
3 страница. Сгруппировать слова
<Слайд 8>
Детям предлагаются слова: барс, барсовый, барсук, барсучонок, барсучья
Учитель. Есть что – то общее у этих слов?
(Эти слова имеют общую часть “барс”)
Учитель. Можно ли их считать однокоренными? Почему?
(Эти слова не будут однокоренными, так как у них разное значение.)
Учитель. На какие группы можно разделить эти слова?
Работа в парах.
Учитель. Обсудите, сгруппируйте эти слова, и запишите слова в тетради в два столбика. Во время этой работы можно посоветоваться с соседом. <Слайд 9>
Проводится взаимопроверка.
Учитель. Почему так сгруппировали слова?
(Слова каждой группы близки по смыслу и имеют
общую часть – корень.)
Физкультминутка
Проводится под музыку.
Скачет шустрая синица -
Ей на месте не сидится!
Прыг да скок, прыг да скок,
Завертелась, как волчок!
6. Обобщение затруднений во внешней речи
Учитель. Открываем четвертую страницу.
4 страница. Пословицы и поговорки.
Учитель. Какие пословицы и поговорки со словом “корень” вы знаете? <Слайд 10>
Ученики называют пословицы и поговорки:
- Смотри в корень. Зри в корень.
- Каков корень, таков и плод.
- Корень учения горек, а плод сладок.
Учитель. Как вы понимаете смысл этих высказываний?
Ученики объясняют значения пословиц и поговорок.
Последнюю пословицу записывают в тетрадь. <Слайд 11>
5 страница. Игра “Собери слово” <Слайд 12>
Учитель. Из данных частей собрать слова.
Работа в группах.
Первая группа составляет слова у доски. Вторая группа работает в тетради.
<Слайд 13>
Учитель. Что общего у этих слов? Что такое корень?
(Эти слова близки по смыслу, у них одинаковый корень. Корень – общая часть родственных слов.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
6 страница. Для знатоков
На партах лежат карточки с заданием – вставить пропущенные буквы.
Работа в парах.
Во время этой работы можно посоветоваться с соседом.
<Слайд 14>
Учитель. Как проверить безударную гласную в корне слова?
(Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно подобрать проверочное слово.)
Пол_скать ребенка – пол_скать белье.
Пос_деть от старости – пос_деть на лавочке.
Сл_зать с дерева – сл_зать сметану.
После выполнения задания проводится проверка. <Слайд 15>
При проверке дети объясняют свой выбор – подбирают родственные слова.
8. Включение в систему знаний и повторение
Учитель. Что такое корень?
(Общая часть родственных слов.)
Учитель. Какие слова являются родственными?
(Родственные слова близки по смыслу, и у них общий корень.)
Учитель. Как найти в слове корень?
(Надо подобрать родственные слова и выделить общую часть.)
Учитель. Как проверить безударную гласную в корне слова?
(Чтобы проверить безударную гласную, надо изменить слово или подобрать родственное, чтобы на эту гласную падало ударение.)
<Слайд 17>
9. Рефлексия учебной деятельности
Учитель. В одном из произведений К. Паустовского описан лесник, который любил разбирать слова. Родник родит реку, а река льется, течет через всю родину, кормит народ… и все эти слова как бы родня между собой.
<Слайд 16>
Учитель. Что общего у слов родник, родил, родина, народ, родня?
(У них общий корень, и они являются родственными.)
10. Домашнее задание (вариативно)
Учитель. Дома надо придумать сказку с любым из данных корней: УЧ, ВОД, РОД, ХОД или придумать и записать группы слов с данными корнями.
11. Оценка урока
Детям предлагается дать оценку уроку:
Если урок понравился наклеить лепестки
Если урок оставил равнодушным наклеить лепестки
Если урок не понравился наклеить лепестки