Развитие моторных и сенсорных процессов "Будьте внимательны!"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: Продолжить работу по развитию психомоторных процессов у учащихся:

  • восприятия, внимания и памяти;
  • фантазии и воображения;
  • способности к образному мышлению, установлению простых причинно-следственных связей;
  • эмоционально-волевой сферы.

Воспитательная цель: Воспитывать умение работать в группе; положительное отношение к своему психологическому здоровью.

На примере сказочных героев показать значимость таких психических процессов, как внимание, память, воображение, мышления.

Оборудование: Компьютер, презентация, карточки с заданиями, разрезные сюжетные картинки, цветные карандаши и фломастеры, куклы: Незнайка, Баба – Яга, домик.

Ход занятия

I. Приветствие. Дети встают в круг, взявшись за руки.

– Давайте поприветствуем друг друга улыбкой! И также поприветствуйте гостей! Сегодня замечательная погода, надеюсь, что и настроение у всех тоже прекрасное. Сегодня у нас необычное занятие. Вы узнаете почему.

Беседа. Для чего человеку нужна память? Почему человек должен быть внимательным? Зачем человеку мыслить? Фантазировать? (Ответы детей.)

Если человек будет внимательный, будет развивать свою память, ум: он будет здоров!

Будет хорошо учится!

II. Вхождение в занятие.

Раздается телефонный звонок. Звонит неизвестный сказочный герой и приглашает ребят в гости.

– Кто же это звонил?
– Раз нас приглашают, значит, следует принять приглашение в гости.
– Но скорее всего, это не совсем обычное приглашение. Вы не боитесь опасностей и трудностей?
– необходимо быть очень внимательными, иметь хорошую память, а также суметь найти выход из любой трудной ситуации. Вы готовы идти в гости? (ответы). Тогда в путь!

III. Задания на внимание. (Рисунок рассеянного человека.)

– И кто же нас встречает?

Психолог зачитывает четверостишие:

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный с
С улицы Бассейной.
(С.Я. Маршак)

– Ребята, а знаете, почему он так оделся? Он просто очень невнимательный.

Я надеюсь, что вы не такие. Левый ботинок не обуваете на правую ногу? Рубашку наизнанку тоже не надеваете?

Словарная работа. (Слайд 6)

III. Основной этап.

Игра “Веселый пасьянс”. (Музыкальное сопровождение Р. Блаво. ) (Слайд 7, 8)

Детям раздают части сюжетных картинок “Сказки”, из которых дети должны собрать целую.

Вспомнить и назвать героев из мультфильмов и сказочных героев.

Упражнение на развитие воображения. “Помоги Незнайке”. (Слайд 9)

(Карандаши, незаконченные рисунки.)

– Здравствуйте, кто я?
Ну-ка, угадай-ка.
Как зовут меня, друзья?
Меня зовут… (Незнайка)

– Из какой сказки и кто автор? (Н.Носов.)
– Помните, Незнайка пытался освоить различные профессии, даже мечтал стать художником, но ничего хорошего из этого не вышло. Ведь чтобы нарисовать даже небольшой рисунок необходимо, чтобы было хорошо развито воображение.
– Обратите внимание, он начал рисовать, а что из этого может получиться дальше, он не знает. Помогите ему, пожалуйста.

Детям дают недорисованные элементы (полукруг, овал, углы и т.п.) используя фломастеры, учащиеся превращают элемент в рисунок: зонт, гриб, ежик, солнышко, каска, мячик и т.д.

– Ребята, скажите, что у вас получилось? (Ответы детей.)

Молодцы! – У вас хорошо развито воображение и вы умеете фантазировать!

Инсценировка “Пантомима”. (Слайд 10)

А вот интересно сможете ли вы оживить какую-нибудь картину или рассказ? Т.е. изобразить предмет или явление? Давайте попробуем.

Я вам сейчас прочитаю рассказ, который сочинил Незнайка, а вы попробуйте изобразить то, что вы услышите. Я прочитаю его вам дважды. Вы сначала подумайте, как и что будете изображать, а при повторном чтении покажете.

“Была зима. Выпало много снега. Ребята решили слепить снеговика. Сначала они скатали один ком, затем второй, третий. Из угольков сделали глазки, из морковки нос, из веточки рот. Из ведра сделали шляпу. Целую зиму, простоял снеговик, застыл от мороза.

Наступила весна. Стало припекать солнышко. И снеговик начал понемногу таять. Сначала голова, затем руки, ноги, и наконец, весь растаял. Он превратился в веселый звонкий ручеек, который весело бежал по полям, лесам, лугам. Напоил всю землю. И вскоре из почвы проклюнулся маленький росток. Теплые лучи ласково согревали его. С каждым днем росток тянулся к солнцу. И в конце лета он превратился в яркий красивый цветок”.

– Молодцы, ребята. Вы можете стать не только хорошими художниками, но из вас могут получиться настоящие артисты театра и кино.

Ребята! Развивают нашу память стихи, а также движения, ведь их тоже нужно запоминать.

IV . Физкультминутка: (Слайд 11)

Раз, два, три, четыре, пять
Можем все мы показать.
Это локти – их коснемся,
Вправо, влево повернемся.
Это плечи – их коснемся,
Вправо, влево повернемся.
Если мы вперед нагнемся
То коленей мы коснемся.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все мы можем показать.

IV Упражнения на развитие памяти.

Домик Бабы – Яги…

Психолог стучится. …

Выходит Баба– Яга под музыку.

– Куда это ты Бабуся-Ягуся собралась?
– Ой, не помню! Кажется в школу! Нет в магазин! А, вспомнила, на почту!
– А зачем ты на почту собралась?
– Кажется, хлеба купить! Ой, нет, вспомнила, пригласительные билеты на свой прощальный вечер гостям отослать. Уезжаю я.
– А куда ты собралась уезжать.
– Кажется в деревню к бабушке. Нет, вспомнила. За границу, в Лукоморье.
– Зачем?
– Поступать…. Куда же я собралась поступать? А, в институт Дремучих наук. Хочу быть умной, знаменитой.

Психолог: Уважаемая Баба-Яга, да у тебя совсем плохая память, как же ты собираешься там учиться? Приходи на наши с ребятами занятия – и память у тебя станет великолепной.

– И не подумаю! Не нужна мне память. Все, что мне необходимо запомнить я записываю на листочек.

Вот список приглашенных гостей: Леший, Кощей Бессмертный, Царевна – лягушка, Красная Шапочка, Буратино, Мальвина, Водяной, Спящая Красавица, Мальчик с пальчик, Снежная Королева. Вот они все 10 гостей. (Слайд 12)

Вот видите, мне память совсем не нужна, записала все на листочек и живу себе спокойно. Надо всем разослать пригласительные билеты, если кому не пришлю, обидятся. Ну, ладно, задержалась я тут с вами, пора мне.

(Кладет листочек в карман, незаметно теряет, психолог поднимает.)

Психолог: А ты можешь без бумажки повторить весь свой список?

Баба-Яга: Нет, а зачем? Я лучше по бумажке. (Ищет листочек, но не может найти.)

– Ой, я забыла, куда ее положила! Что же мне делать? Памяти – то у меня совсем нет.

Психолог: А вот у наших ребят есть. Дети, давайте поможем бабушке вспомнить, кого она должна пригласить на свой прощальный вечер.

(Дети называют всех героев, указанных в списке.)

Психолог: Баба-Яга, теперь скажи, нужна в жизни память?

Баба-Яга: Да, теперь я точно могу сказать, что без памяти очень трудно жить. И я, конечно, тоже буду тренировать свою память.

Упражнение “Зарядка для ума!”. (Слайд 13)

Баба-Яга: Ребята, я хочу дать вам задания, которые мне задал психолог, Давайте сделаем их вместе.

1. Скопируй точки по образцу. (2 задание может быть дополнительным.)

2. Будь внимателен! Расставь значки и составь слова.

Приложение 2

VI. Итог занятия с использованием клубка ниток. (Слайд 14,15).

Дети передают клубок и говорят, что им понравилось?

Что было самым интересным?

Что было самым трудным?

(Дети высказываются по поводу занятия, передавая клубок по кругу и держась за нитку.)

Психолог благодарит за активное дружное участие каждого ребенка:

– Я превращу ваш один клубок в несколько необычных клубочков.

(“Превращает” клубок в апельсины и раздает всем ребятам.)