Вышивка ‒ праздник души

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (740 кБ)


Цели урока:

  • Развивать кругозор, эстетический вкус, фантазию и творчество учащихся.
  • Воспитывать любовь к труду, Родине, пробуждать любовь учащихся к традициям устного народного творчества

Задачи:

Образовательная:

  • познакомить с историей вышивки
  • освоить приёмы вышивки

Воспитательная:

  • вспомнить вышитые семейные реликвии

Развивающая:

  • показать образцы семейной вышивки, развивать творческие способности детей

Эпиграф к уроку:

Трудолюбивая душа должна всегда быть занята своим ремеслом.

Чем больше науки, тем умнее руки!

Оборудование к уроку:

  • Схемы вышивки;
  • Презентация;
  • Компьютер.

В ходе урока новый материал представлен в виде презентации.

План урока:

  1. Введение.
  2. Основная часть урока:
    • Презентация слово учителя
    • Практическая работа
    • Заключительная часть урока
    • домашнее задание

Ход урока

I. Организационный момент: проверка наличия учащихся, подготовка к уроку.

Презентация: слово учителя.

На доске записана тема: «Вышивка – праздник души».

Слайд №1 Титульный лист.

Слайд №2 Цели и задачи урока

Цели: развивать кругозор, эстетический вкус, фантазию и творчество учащихся. Воспитывать любовь к труду, Родине.

Задачи: изучить историю появления вышивки. Заинтересовать детей вышивкой

II. Основная часть урока

Слайд №3 Из истории

Славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц. Половина деревни пряла, ткала, вышивала. Праздничные одежды, скатерти-столешники, концы полотенец – было украшено вышитым орнаментом. Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, отмечая главные моменты его жизни.

Узорочье северорусских вышитых полотенец! Сюжет вышивки связан с темой «Встреча весны». Изображение птиц, воды, растительных элементов. Взгляни, какие дивные сказочные птицы живут в узорах вышивки – здесь и птица-пава с пышным хвостом, и могучий орел, и птица Сирин.

Праздничные, в особенности свадебные, полотенца шили из лучшего кужельного холста. Длина их была от двух – до четырёх метров, а ширина обычная для русского холста 36-38 см. Полотенцем украшали боженицу на все время свадьбы, а при поездке к венцу привязывали его к дуге повозки.

Слайд №4 Крестецкая вышивка

Крестецкая вышивка. Крестецкая белая строчка – один из видов русского народного шитья, названная по посёлку Крестцы в Новгородской области. Для крестецкой вышивки характерны строгие композиции ажурных форм на сквозном фоне. Виды крестецкой строчки: старинный гипюр, и рассыпной гипюр, где узоры образуются сочетанием сетчатых квадратиков.

Слайд №5 Гладевые швы

Гладевые швы. Вышивка гладью – это заполнение плоскости по нанесенному на материал рисунку свободного контура. Гладь применяется в народных художественных вышивках.

Александровская цветная гладь: она может быть односторонней и двусторонней. Для вышивки используются нитки мулине.

Слайд №6 Белая гладь

Белая гладь: этот вид глади отличается богатством растительных орнаментов. Узорами из растительных мотивов в виде букетов, гирлянд можно украшать блузки, ночные сорочки. Белая гладь выполняется белыми нитками мулине по тонкой ткани батисту, маркизету.

Слайд №7 Ажурная вышивка ришелье

Отличительной особенностью восточных вышивок является многообразие применяемых цветов и сложность орнамента. Великий шелковый путь способствовал распространению вышивки по Европе. В России вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в Х веке. Постепенно вышивка приобретает все более широкое распространение в украшении костюма и предметов.

Слайд №10

С ХVIII века она входит в жизнь всех слоев населения. Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение. Вышивки крестиком на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. В вышивке крестом полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы. Главным узором народных вышивок крестом является орнамент и стилизованные изображения животных и птиц. Каждый узор вышивался определенным цветом, что тоже имело символическое значение.

В разных областях России были свои особенности и приемы вышивания крестиком. Но каждая мастерица, используя те орнаменты, которые были характерны для ее края, старалась сделать их индивидуальными и неповторимыми. Существует несколько видов вышивки крестом, среди которых наиболее распространенным является односторонний простой полный крест, дающий по лицевой стороне изделия крестики, а по изнаночной – вертикальные или горизонтальные стежки. Каждый крестик выполняется 2-мя перекрещивающимися диагональными стежками, при этом нижние стежки кладутся слева направо (из левого нижнего угла квадрата в правый верхний), а верхние – справа налево (из правого нижнего угла квадрата в левый верхний). Только при соблюдении этого правила вышивка получится аккуратной.

Слайд № 11 Техника исполнения вышивки крестом

Если по узору нужно вышивать ряд сплошных крестиков по горизонтали, то косые стежки выполняют сначала в одну сторону, а затем перекрывает их вторым рядом в другую. Движение иголки указано цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и т.д. (рисунок в презентации). Если крест шьют по вертикали, то вначале по лицевой стороне делают один косой стежок (1, 2) снизу вверх направо, а на изнанке проходят горизонтально' (2, 3), выводят иголку на лицевую сторону и делают косой стежок снизу вверхнаправо (3, 4), затем снова по изнанке прямой горизонтальный стежок (4,5) и обратно по лицевой стороне косой стежок снизу вверх направо (5, 6).

Слайд №12 Инструменты и приспособления

Инструменты необходимые для вышивки: иголка, напёрсток, ткань, мулине, ножницы.

Слайд №13 Техника безопасности

Правила безопасной работы иглой.

  1. Хранить иглы в определенном месте.
  2. Не допускать потери иглы.
  3. Запрещается брать иглу в рот, вкалывать её в одежду.
  4. Сломанную иглу сдать учителю.
  5. При шитье применять наперсток.
  6. Нельзя откусывать нитку зубами.

Слайд №14 Техника безопасности работы с ножницами.

  1. Хранить ножницы в определенном месте.
  2. Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать их, держа за сомкнутые лезвия кольцами вперёд.
  3. Не оставлять ножницы раскрытыми.

Физминутка:

  1. Наклоны вправо и влево.
  2. Наклоны головы вправо и влево.

Слайд №15 Практическая работа

Задание №1 Научиться выполнять вышивку крестом по заданному рисунку.

Задание №2 По желанию можете выполнить вышивку гладью по заданному рисунку.

Слайд №16 Целебное рукоделие

Правильно организованные и строго дозированные занятия способствуют восстановлению и укреплению здоровья. Существует такой медицинский термин «трудотерапия». Вышивание восстанавливает душевное равновесие, помогает при воспалении суставов и связок. Своеобразной гимнастикой для глаз при близорукости является вышивание крестом. Этим же полезно заняться при аллергическом дерматите.

III. Подведение итогов урока:

Оценивание работ учащихся.

Выделить хорошие работы, отметить просчеты, в чем их причина.

Домашнее задание: продолжить работу дома. Уборка рабочих мест.

Заключительная часть вывод: вышивка крестиком является прекрасным и увлекательным видом рукоделия, приносящий радость. Мне было очень приятно работать с вами, вы умеете быстро включаться в работу. Спасибо!

Используемая литература:

  1. Альбом с игровыми заданиями Вышивка» Л.М. Сорокина, 1985.
  2. Журнал школа и производство 2002, №8.
  3. Кружки художественной вышивки Н.С. Сафонова.
  4. Русское народное искусство М. Ильин.
  5. Самоделки из текстильных материалов. Г.И. Перевертень.