Тип урока – обобщающее повторение.
Форма организации работы – групповая и индивидуальная.
Цели:
1) закрепить и обобщить изученный материал; выявить общие черты в природе
изученных материков; установить причины сходства и различия;
2) продолжить формирование у уч-ся навыков коллективной работы, умений работы с
географическими картами;
3) развивать интерес к предмету, логическое мышление, память, творческое
воображение, чувство взаимопомощи
Учебно-наглядный комплекс:
- Физ. карта полушарий.
- Атласы и контурные карты для 7 класса.
- Телевизор, видео, DVD, диски.
- Горные породы и минералы.
- Видеофрагменты по материкам.
- Конверты с плодами культурных растений.
- Пазлы материков (Африка, Австралия, Южная Америка).
План урока:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя, сообщение темы и целей урока.
Ребята, мы с вами в течение длительного времени путешествовали по материкам Южного полушария. Назовите их. Богата и живописна природа этих материков, самобытны народы, населяющие их. Исследуя обширные территории и познавая загадки материков, мы с вами понемногу готовились к игре, которую сегодня и проводим. Игра – марафон “Южные материки”, надеюсь, поможет нам определить, как внимательны вы были во время путешествий по материкам, позволит нам обобщить изученный материал, выявит лучших знатоков географии и поможет вам ответить на гл. вопрос игры “Каковы общие черты природы этих материков? В чем причины сходства и различия материков?
III. Ход игры:
1. Представление команд и капитанов. Жеребьевка.
(“Удача”, “Виктория”, “Успех”.)
Станция “интеллектуальная”.
Каждая команда получает по одному вопросу:
1-я команда – Когда, кем и при каких обстоятельствах была открыта Америка?
2-я команда – Где находятся единственные в мире крупнейшие разломы на суше?
3-я команда – Кто дал название животному кенгуру. Что оно означает?
Станция “геологическая”.
Наша экспедиция вглубь материков пополнилась новой коллекцией горных пород и минералов. Поэтому задание вам предлагаю такое:
– распознать горные породы и сопоставить с картами атласа, чтобы попробовать определить месторождения этих полезных ископаемых на материках. Командам предлагаются: 1) каменный уголь (Австралия), 2) медная руда (Анды) , 3) каменная роза.(Сахара.)
Станция “математическая”.
Капитаны команд получают конверты с цифрами: 6671, 5895, 2230.
Определить, какому геогр. Объекту из рубрики “Самый, самый, самый” относится эта цифра, показать его на карте.(Нил -6671 км, Килиманджаро -5895 м, Косцюшко – 2230 м)
Станция “любознательная”.
Вы сейчас увидите красивые уголки нетронутой природы материков. Определите, какой район вам показан, где он находится, и что вы о нем знаете?
1) Пустыни Австралии (видеопоказ).
2) Амазонская сельва (диск).
3) Саванны Африки.(видеопоказ).
Станция “игровая”.
Капитаны команд играют в игру “Узнай силуэт”. Сложи пазлы и получишь материк. Назови крайние точки этого материка. (Африка, Австралия, Южная Америка)
В это время команды играют в игру “5-ый лишний”:
1) Мадагаскар, Тасмания, Сахара, Галапагос, Новая Гвинея.
2) Титикака, Намиб, Эйр, Танганьика, Виктория.
3) Амазонка, Муррей, Ориноко, Атлас, Конго.
Станция “почтовая”.
Всем командам дано по 5 геогр. объектов. Ваша задача – НЕ ОШИБИТЬСЯ АДРЕСОМ и правильно нанести их на чистую контурную карту.
1-я ком. – Драконовы горы, Оринокская низменность, Суэцкий канал, п-ов
Кейп-Йорк, Эфиопское нагорье.
2-я ком. – Бразильское плоскогорье, Красное море, п-ов Сомали, Магелланов
пролив, п-ов Арнемленд.
3-я ком. – Амазонская низменность, Большой Водораздельный хребет, г. Анды,
Панамский канал, Гвинейский залив.
Станция “биологическая”.
Команды получают пакеты. Задание: определить растение, его родину и материк, где культивируют это растение?
(В пакетах – картофель, зерна кофе и какао.)
Станция “спасательная”.
Каждая команда – диспетчерский пункт Планетарной Службы Спасения. Сюда к вам поступают сообщения от попавших в опасную ситуацию людей и терпящих бедствие с просьбой о помощи. Вам надо по географическим координатам определить район и стихийное бедствие, имеющее место в этом районе. Объясните причины возникновения такого явления и скажите, как можно помочь этим людям.
1) 10 ю.ш.; 70 з.д. (Анды – сейсмичность).
2) 20 с.ш.; 5 з.д. (Сахара – самум, засуха, жара).
3) 5 ю.ш.; 65 з.д. (Амазонская сельва – наводнение).
Станция “политическая”.
Ответьте на вопросы:
1-я ком –
а) Назовите столицу Австралии.
б) Почему организация ЮНЕСКО занесла новую столицу Бразилии в Список Всемирного
Культурного Наследия?
2-я ком. –
а) Кто является коренными жителями Австралии?
б) Какая страна Южной Америки носит название, связанное с ее местоположением в
экваториальных широтах?
3-я ком.–
а) Какое животное изображено на государственном гербе Австралии?
б) В какой стране Южной Америки появилось пончо – короткий плащ из
прямоугольного куска ткани с отверстием посередине?
Станция “что такое? кто такой?”
Дать объяснение следующим словам (на крыльях доски – столбиком слова):
Окапи Мулат Вельвичия |
Туареги Кебрачо Вади |
Бата Пампа Коала |
IV. Итоги марафона.
Заканчивая игру, подведем итоги. Но прежде скажите, какими общими чертами природы наделены все 3 материка? Почему они имеют так много общего? А почему флора и фауна Австралии так не похожа на другие материки?
Обобщение знаний, выводы.
Выставление оценок.