Урок русского языка в 3-м классе по системе Л.В. Занкова. Тема: "Слова с непроизносимыми согласными"

Разделы: Начальная школа


Цели:

- знакомство с новой корневой орфограммой “непроизносимые согласные”;

- формирование умения проверять букву непроизносимого согласного;

- дальнейшее развитие умения детей сравнивать, наблюдать, делать выводы, обобщать;

- формирование интереса к родному языку;

- побуждение детей к чтению литературы;

- воспитание умения сотрудничать на уроке.

1. Актуализация знаний учащихся.

Я предлагаю вам пойти,
Со мною в путь дорогу,
И до вершины нам дойти,
Осталось уж немного.
Сегодня снова на пути
Открытия нас ждут,
А дружба, знания и труд,
К победе приведут.

(Изображена гора знаний, по которой дети будут подниматься в течение урока)

2. Повторение.

- Дети, вы готовы сегодня совершить открытия? Приступим к работе.

На доске слова:

Шиповник, лёгкий, водичка, узкий, храбрец,

тянучка, гладкий, сердечко, крепкий, ловкий.

- Прочитайте слова.

- Определите, какие орфограммы встретились?

- В какой части слова находятся эти орфограммы? Какие правила проверки надо вспомнить, чтобы верно записать эти слова?

- Что общего в способе проверки безударного гласного и парного согласного? (Ззвук ставим в сильную позицию).

- Какое задание вы хотели бы выполнить с этими словами? (Разбить на группы)

- По какому признаку это можно сделать? (Части речи и орфограммам)

- Откройте тетради. Запишите число. Правильно спишите эти слова, разделив их на группы.

- Прочитайте слова, которые вы отнесли к…

Сущ.

шиповник

водичка

храбрец

тянучка

сердечко

Безударные гласные

Прил.

лёгкий

узкий

гладкий

крепкий

ловкий

Парные согласные

- Что заметили? (Одинаковое деление на группы)

- Интересная работа.

- Продолжаем уверенно подниматься по “ горе знаний”.

3. Физминутка.

4. Актуализация знаний.

- Обратите внимание на запись.

Зверинец + поезда =звезда

Солонка + оконце = ?

- Определите способ образования слова звезда.

- Какое слово появится в этой записи вместо знака вопроса? (Солнце)

- А связаны ли между собой слова звезда и солнце? (Солнце – это звезда)

- К какой группе отнесём слово звезда, учитывая орфограмму в этом слове?

- А слово солнце? (Дети затрудняются ответить)

- Запишите это слово в тетрадь. Давайте поставим рядом со словом знак вопроса.

- Произнесите это слово.

- Вы произнесли эти слово так, как оно пишется. Но по нормам литературного произношения это слово звучит немного иначе. Попробуйте произнести (по одному). Произнесите теперь друг другу.

- Что заметили? (Звук не произносится).

- Интересно получается, звук не произносится, а буква пишется. Какой вывод можно сделать о количестве звуков и букв?

- Опасен ли этот случай при написании? (Да)

- Значит это орфограмма?

- Тогда как можно назвать орфограмму, если буква пишется, а звук не произносится?

- Давайте определимся с темой урока.

Непроизносимые согласные

- Какая задача стоит перед нами? (научиться находить слова с непроизносимым согласным и правильно их записывать)

5. Выведение правила.

- Подумайте, любые ли согласные звуки могут быть непроизносимыми? (мнения детей)

- Есть ли такие особенные звуки для этой орфограммы?

- Может текст поможет нам их определить?

Солнце садилось. Вся местность была освещена его последними лучами.

Наступил поздний вечер. Ребятишки таскали из воды окуньков.

Хорошая будет ушица! Здравствуй, весёлая пора летних каникул!

Работа в парах.

На столах у детей такой же текст

- Посовещайтесь в парах и подчеркните слова с непроизносимым согласным. Букву непроизносимого согласного обведите.

- Давайте проверим.

- Какие буквы непроизносимых согласных вы обнаружили?

- Итак, какие звуки могут быть непроизносимыми? [ д ], [ в ], [ т ]. [ л ]

- Сверим наш вывод с выводом учебника.

- Что заметили? (Нет [ в ])

- Это наше открытие и этим можно гордиться. Слово “здравствуй” нам хорошо известно.

- Как вы думаете, справитесь ли вы с работой по написанию любого слова с непроизносимой согласной? (Нет, не умеем проверять)

- Тогда переверните листок, у вас записано по одному слову из текста с непроизносимым согласным.

Работа в группах

- Подумайте, как можно доказать написание этой буквы?

- Проверка написания слов. На доске появляются слова.

Солнце – солнышко, солнечный

Местность – место, местечко, но нельзя местный

Поздний – опоздать, опоздание, но нельзя поздно

Здравствуй – здравие.

 - Итак, что же необходимо сделать, чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным?

- Подумайте в группах и сформулируйте правило проверки.

Надо подобрать однокоренное слово так, чтобы звук слышался и произносился.

- Это наши предположения. Давайте сверим их с формулировкой правила в учебнике.

- Послушайте наше правило в стихах.

Иногда согласные,
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
Чтобы звук наш непонятный
Чётко слышался опять.

- Опять поднимаемся по горе знаний.

6. Физминутка.

7. Первичное закрепление.

- Но в русском языке есть слова с непроизносимыми согласными, которые не проверяются. Эти слова нужно запомнить. Найдите в учебнике и прочитайте их так, как они пишутся. Эти слова необходимо запомнить.

- Закройте глаза и повторите написание этих слов.

- Вы хотите поиграть?

- Перед вами поле со словами. А должна получиться иллюстрация. Но она получится в том случае, если вы правильно определите на карточках в словах пропущенные буквы и положите их на нужный прямоугольник.

хвас.ливая
л.са
доброе
сер.це
почу.ствовал
плутовку
яркое
со.нце
с.астливый
заяц
Здра.ствуйте,
л.сята
поез.ка
на пл.ту
хлес.нул
веткой
грус.ное
настроение

- Проверьте ваши ответы с помощью ключа.

т
и
д в
л ч в
и
д
о
т т

- Опять поднимаемся по горе знаний.

8. Творческая работа.

- Иллюстрацию какой сказки вы видите? (Народная сказка “Лиса и заяц”)

- Если у вас получилась картинка, значит, вы правильно определили букву непроизносимого согласного.

- Вспомним главную мысль сказки.

- Что дает нам чтение сказок? (Учит различать, что такое хорошо, что такое плохо…)

- Перед вами некоторые словосочетания, с которыми вы работали. Внимательно посмотрите на слова и разделите их на две группы. По какому признаку?

хвастливая лиса
счастливый заяц
убежать в лес
поплыть на плоту

- Итак, главные герои этой сказки… (Лиса и заяц).

- Предложите задание со словосочетаниями.

- Измените формы слов так, чтобы получились предложения. Запишите, отметьте орфограммы.

8. Итог. Рефлексия.

- Итак, какое открытие мы сделали?

- Оказывается, есть слова, в которых согласные не произносятся, но пишутся. И мы учились проверять такие слова.

- Открытие совершили. Но это только начало.

- Как вы думаете, все получилось? (Мнения учеников).

- Давайте посмотрим, насколько близко каждый из вас подобрался к вершине горы. Оцените сами себя.