Паспорт программы.
Наименование. | Программа патриотического воспитания “Мы россияне”. |
Дата принятия решения о разработке программы. | Заседание педагогического совета от, протокол № |
Авторский коллектив. | Митрошина Н.И., Пятайкина Н.Н., Степанова С.Н., Федяева Е.В. |
Основная идея программы. | Создание условий для становления гражданственности и патриотизма обучающихся как нравственных основ личности. |
Цель программы. | Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, к своему народу. |
Задачи программы. |
|
Сроки реализации программы. | 2012–2017 годы. |
Исполнители программы. | Педагоги и учащиеся. |
Кадровое обеспечение программы. | Руководитель ОУ, зам. директора по УР, зам. директора по ВР, классные руководители, воспитатели, педагоги предметники, учителя дефектологи, социальный работник, психолог. |
Ожидаемые результаты. |
|
Пояснительная записка.
Программа патриотического воспитания “Мы россияне” разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан РФ и государственной программой “Патриотическое воспитание граждан РФ” и обращена к учащимся 5–10 классов Краевого государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья “Озерской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната II вида” Алтайского края, Тальменского района.
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданского и патриотического воспитания в школе – интернате и представляет собой определенную систему организации патриотического воспитания. Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания, единства образовательной и воспитательной среды.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем, ставших особенно актуальными. Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков.
Сегодня патриотическое чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Все более заметна постоянная утрата обществом традиционно российского патриотизма. В сознании людей получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, утрачено чувство Родины. Чувство любви к Родине формируется не только под влиянием идей и опыта прошлого, но и благодаря активному участию в жизни современного общества.
Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей и не только социальную, но и духовно – нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности ощутимый вклад должна внести современная школа. Необходимо скоординировать и направить работу на все социальные и возрастные группы, семью, как главную ячейку общества.
Цели данной программы охватывают весь педагогический процесс, пронизывают все школьные структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения.
Задача педагога – формирование у учащихся чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
На подготовительном этапе работы по реализации данной программы было проведено анкетирование учащихся школы – интерната по вопросам их гражданского отношения к своей Отчизне. Как показал опрос, дети с нарушением слуха, как и слышащие, понимают, что такое Отчизна, чувствуют себя гражданами своей страны, осознают свою принадлежность к Отчизне, умеют уважать и любить свою Родину, но затрудняются дать всему этому правильную оценку.
В школе разработана система мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через учебные предметы и внеклассные мероприятия
Цель реализации программы: воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, к своему народу
Задачи:
- Создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания;
- Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
- Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны
Направления деятельности:
Моя малая Родина.
- Изучение истории своего села, района, края в ходе поисково-исследовательской работы;
- проведение экскурсий, походов, встреч с ветеранами войны и труда, интересными людьми;
- проведение мероприятий, посвященных памятным датам истории;
- работа по благоустройству здания и территории школы, территории села путем проведения субботников и трудовых десантов;
- поддержание культурных традиций школы и села в ходе участия школьников в традиционных праздниках, конкурсах, выставках.
Защитники Отечества.
- Проведение уроков мужества, военно-спортивных игр и других мероприятий;
- встречи школьников с военнослужащими, ветеранами войны;
- конкурсы рисунков и сочинений “История боевой награды”, конкурсы чтецов “О доблести, о подвигах, о славе”;
- акция “Письмо солдату”;
- проведение мероприятий по изучению военной истории Отечества.
Салют, Победа!
- Изучение летописи Великой Отечественной войны;
- участие в речевых конференциях, интеллектуальных играх;
- оказание шефской помощи ветеранам войны;
- уход за памятниками павшим воинам и могилами погибших воинов-односельчан;
- акция “Вахта памяти”.
Здоровье.
- Приобщение всех учащихся к различным формам физической культуры путем привлечения их в спортивные секции, оздоровительные группы, спортивные состязания;
- организация интересного и плодотворного досуга во внеурочное время путем проведения различных спортивно-массовых мероприятий;
- осуществление мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и антинаркотической пропаганде.
Экология и мы.
- Осуществление мероприятий по пропаганде бережного отношения к окружающей среде, среди которых – экологические праздники, викторины, конкурсы в рамках Дней защиты от экологической опасности.
Юные таланты.
- Приобщение всех учащихся к творческой деятельности через систему урочной и внеурочной деятельности – проведение смотров, творческих отчетов, конкурсов и праздников.
Забота.
- Оказание посильной помощи ветеранам войны и труда, престарелым людям и инвалидам путем проведения тимуровской работы и акций под девизом “Спешите делать добро”.
Кадровое обеспечение программы:
Сроки реализации программы:
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость:
1. В результате реализации Программы ожидается на уровне образовательного учреждения:
- создание системы гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В результате реализации Программы ожидается на уровне развития личности учащегося:
- осознание обучающимися того, что настоящий гражданин любит свою Родину, изучает, сохраняет и преумножает ее историко-культурное, духовное наследие, верен гражданскому долгу, гордиться Родиной, готов защищать свое Отечество;
- формирование чувства гордости у подрастающего поколения за свою Родину, за ее национальную культуру, героическое прошлое;
- повышение степени готовности обучающихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга, ответственности за будущее своей страны;
- формирование активной жизненной позиции к борьбе за сохранение мира на Земле;
- рост ответственности за реальный вклад подрастающего поколения в деле процветания родного края и Отечества.
Программа отражает социальный заказ общества и государства на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как основа личности будущего гражданина России.
Этапы реализации программы:
I этап: проектный – 2012–2013 учебный год.
Цель: проектирование модели патриотического воспитания, создание системы гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении.
Основное содержание деятельности:
- изучить нормативную базу по патриотическому воспитанию;
- ознакомиться с практикой проектирования программ по патриотическому воспитанию образовательных учреждений района, края и других регионов страны;
- спроектировать модель патриотического воспитания;
- разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию на педагогическом совете школы;
- проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы;
- подобрать диагностические методики изучения эффективности деятельности по основным направления программы.
II этап: практический – 2013–2016 учебные годы.
Цель: реализация программы гражданско-патриотического воспитания.
Основное содержание деятельности:
- отработать содержание деятельности, опробовать наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;
- обогатить содержание гражданско-патриотического воспитания через участие во всероссийских, региональных проектах;
- развивать ученическое самоуправление;
- разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию;
- вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- принимать участие в районных, краевых конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию;
- проводить мониторинг реализации программы.
II этап: аналитический – 2016–2017 учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Основное содержание деятельности:
- подготовить аналитические материалы по реализации программы патриотического воспитания на основе анализа и оценки результатов работы школы, выпустить методическое пособие по данной проблеме;
- провести коррекцию затруднений в реализации программы;
- определить перспективы, пути и способы дальнейшего развития патриотического воспитания в КГБС(К)ОУ “Озерской С(К)О школе-интернате II вида”.
Механизм реализации программы.
Для решения поставленных задач используются сложившееся социально-педагогическое пространство.
При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, краевые, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами, которые регулируются положениями о районных, краевых, всероссийских конкурсах, а так же актами и положениями о школьных мероприятиях.
Вся работа строится с учетом возрастных особенностей детей и с вовлечением в нее всех субъектов воспитательно-образовательного процесса и социальных партнеров.
Оценка эффективности реализации программы.
Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных качественными и количественными параметрами.
Качественные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умения их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к самообразованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан.
3. Сформированность уважительного отношения детей к школе-интернату, классу, педагогу, совместным делам, традициям.
Количественные параметры:
- Включенность учащихся в воспитательные дела.
- Отсутствие детей с девиантным поведением.
- Активность деятельности детско-юношеской организации в реализации программы патриотического воспитания.
- Массовость и активность участия в мероприятиях по гражданско-патриотической тематике.
№ п/п | Мероприятия | Период исполнения | Ответственный | |||
Направления деятельности по патриотическому воспитанию школьников. | ||||||
1. Моя малая Родина |
||||||
1. | Выставка детских работ из природного материала “Люблю тебя, мой край родной” | сентябрь ежегодно |
воспитатели | |||
2. | Конкурс рисунков “Край, которым я горжусь” | сентябрь ежегодно |
воспитатели | |||
3. | Вахта “Чистый двор” | постоянно | Зам. директора по В.Р. | |||
4. | Вечер “Пою тебе, мой край родной” | октябрь | воспитатели | |||
5. | Викторина “Что я знаю об Алтае” | октябрь | воспитатели | |||
6. | Часы общения “Моя малая Родина” | октябрь | воспитатели | |||
7. | Классные часы “По страницам истории Алтая” | октябрь | классные руководители | |||
8. | Поход на озеро “Кащейка” | октябрь май |
классные руководители, учитель физкультуры |
|||
9. | Акция “День пожилого человека” | октябрь | воспитатели | |||
10. | Посещение музея | ноябрь | воспитатели, учитель истории |
|||
11. | Речевая конференция “Наше наследие” | ноябрь | учителя дефектологи | |||
12. | Развлекательная программа “Встреча старого нового года” | январь | руководитель музея “Горница” | |||
13. | Конкурс проектов “Мой дом, моя семья”
|
апрель | воспитатели, классные руководители |
|||
14. | Внеклассное чтение по произведениям алтайских писателей и поэтов | в течение года | воспитатели | |||
15. | Фольклорный вечер “Посиделки” | декабрь | руководитель музея “Горница” | |||
2. Защитники Отечества |
||||||
1. | Акция “Письмо солдату” | январь | воспитатели. учителя русского языка |
|||
2. | Игра “Зарница” | февраль | учитель физкультуры | |||
3. | Конкурс “А ну-ка, парни” | февраль | воспитатели | |||
4. | Вечер отдыха “Браво, юноши!” | февраль | воспитатели | |||
5. | Часы общения “Есть такая профессия – Родину защищать” | февраль | воспитатели | |||
6. | Уроки мужества | февраль | классные руководители | |||
7. | “Время выбрало нас”. Встреча с ветеранами афганской и чеченской войн. | март | воспитатели | |||
8. | Встреча с курсантами кадетами | апрель | зам. директора по В.Р. | |||
Конкурс рисунков “Поздравительная открытка солдату” | февраль | учитель рисования | ||||
10. | Конкурс чтецов “О доблести, о подвигах, о славе” | февраль | воспитатели | |||
11. | Серия презентаций “Вооруженные силы России” | февраль | воспитатели | |||
3. Салют, Победа |
||||||
1. | Акция “Память сердца” | май | зам. директора по В.Р. | |||
2. | Конкурс рисунков и плакатов “День Победы” | май | учитель рисования | |||
3. | Акция “Письмо ветерану” | май | учителя русского языка | |||
4. | Урок мужества “В жизни всегда есть место подвигу” | май | классные руководители | |||
5. | Беседы и часы общения “Давным-давно окончилась война” | май | воспитатели | |||
6. | Пробег Мира (к 9 мая) | май | учителя физкультуры | |||
7. | Возложение венков к памятнику воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны | май | зам. директора по В.Р. | |||
8. | Поздравления ветеранов Великой Отечественной войны с Днем Победы на дому | май | воспитатели | |||
9. | Конкурс стихов “Этих дней не смолкнет слава” | май | учителя дефектологи | |||
10. | Концерт “Салют, Победа” | май | музыкальный руководитель |
|||
4. Здоровье |
||||||
1. | Организация спортивных секций | сентябрь | учителя физкультуры, руководители секций |
|||
2. | День здоровья | октябрь декабрь май |
учителя физкультуры, руководители спортивных секций |
|||
3. | Всемирный день здоровья | апрель | учителя физкультуры, руководители спортивных секций |
|||
4. | Кросс “Золотая осень” | сентябрь | учителя физкультуры | |||
5. | Соревнования по шашкам | декабрь | учителя физкультуры | |||
6. | Соревнования по теннису | декабрь | учителя физкультуры | |||
7. | Соревнования по волейболу | декабрь | учителя физкультуры | |||
8. | Соревнования по биатлону | декабрь | учителя физкультуры | |||
9. | Соревнования по пионерболу | декабрь | учителя физкультуры | |||
10. | Соревнования по армрестлингу | декабрь | учителя физкультуры | |||
11. | Соревнования по-спортивному дартсу | декабрь | учителя физкультуры | |||
12. | Соревнование “Воспитатель, учитель и я – дружная семья” | март | воспитатели | |||
13. | Спортивные часы | в течение года | воспитатели | |||
14. | Тематические классные часы по профилактике вредных привычек | в течение года | воспитатели | |||
15. | Антинаркотическая акция “Родительский урок” | март | социолог психолог |
|||
16. | Конкурс рисунков “Нет вредным привычкам” | апрель | учитель ИЗО воспитатели |
|||
5. Экология и мы |
||||||
1. | Экологический десант по очистке окрестности озера “Кащейка” | сентябрь май |
классные руководители, воспитатели |
|||
2. | Акция “Живи дерево” | сентябрь | воспитатели | |||
3. | Экологический десант по благоустройству территории Храма. | апрель май |
зам. директора по В.Р. | |||
4. | Экологический десант по благоустройству памятника участникам Великой Отечественной войны | май | зам. директора по В.Р. | |||
5. | Десант по уборке территории “Островок чистоты” | апрель май |
зам. директора по В.Р. | |||
6. | Выставка рисунков и плакатов “Сохраним родную природу” | март | учитель ИЗО, воспитатели |
|||
7. | Беседы и классные часы “Здоровый мир – здоровый человек” | апрель | классные руководители воспитатели |
|||
8. | Викторина “Край родной навек любимый” | май | руководитель музея “Горница” | |||
9. | Вечер “Зеленые посиделки” | май | руководитель музея “Горница” | |||
6. Экология и мы |
||||||
1. | Работа объединений дополнительного образования художественно – эстетического направления | в течение года | руководители объединений | |||
2 | Праздники первого и последнего школьного звонка | сентябрь май |
зам. директора по В.Р. | |||
3. | Праздничный концерт, посвященный Дню учителя. | октябрь | воспитатели | |||
4. | Праздник “Осенний бал” | октябрь | воспитатели | |||
5. | Праздник “День матери” | октябрь | воспитатели | |||
6. | Конкурс “Алло, мы ищем таланты” | декабрь | музыкальные руководители | |||
7. | Праздник “Новогодний бал – маскарад” | декабрь | музыкальные руководители, воспитатели |
|||
8. | Праздник “День святого Валентина” | февраль | воспитатели | |||
9. | Конкурс “А ну-ка, парни”” | февраль | воспитатели | |||
10. | Праздник “Масленица” | март | руководитель музея “Горница” | |||
11. | Конкурс “А ну-ка, девочки” | март | воспитатели | |||
12. | Выставка детских работ | в течение года | учителя ИЗО, трудового обучения |
|||
13. | Конкурс рисунков “Моя любимая мама” | октябрь | воспитатели | |||
14. | Выставка “Рождественский сувенир” | ноябрь | зам. директора по В.Р. | |||
15. | Конкурс новогодней игрушки | декабрь | учителя ИЗО, трудового обучения |
|||
16. | Конкурс рисунков ко Дню защитников Отечества | февраль | воспитатели | |||
17. | Конкурс поделок “Я дарю любимой маме” | март | воспитатели | |||
7. Забота |
||||||
1. | Месячник пожилого человека | октябрь | воспитатели | |||
2. | Вечер встречи “Праздник мудрых и достойных” | октябрь | воспитатели | |||
3. | Акция “Спешите делать добро” | ноябрь | классные руководители воспитатели |
|||
4. | Акция “Живи книга” | декабрь | классные руководители, воспитатели |
|||
5. | Акция “Шефская помощь” | январь | классные руководители, воспитатели |
|||
6. | Акция “Неделя добра” | в течение года | классные руководители, воспитатели |