Национально-региональный, этнокультурный компонент по изобразительному искусству в начальных школах Республики Адыгея

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


В соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования преподавание изобразительного искусства должно обеспечить сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края.

Постижение духовных ценностей, заключенных в художественной культуре адыгов и других народов региона, может многое дать не только для понимания культурно-исторической системы понятий, национального образа мира, воспитания художественного вкуса, но и для создания прочной основы формирования культуры межнационального общения.

Национально-региональный компонент в преподавании изобразительного искусства в начальной школе – это специально отобранный содержательный материал этнохудожественной культуры адыгов и других народов Адыгеи и Кубани, который интегрируется в федеральную примерную учебную программу для изучения.

Основной целью реализации НРК является приобщение учащихся к богатому наследию адыгской художественной культуры, художественным ценностям современного изобразительного и прикладного искусства Адыгеи и Кубани, воспитание и развитие на этой основе гармоничной и эстетически развитой личности.

Важным направлением работы учителя ИЗО в процессе реализации НРК должна стать разработка авторского урока искусства, основанного на следующих принципах: приоритете ценности растущего человека; учете индивидуальных личностных способностей детей; повышение интереса и увлеченности на уроке; создание условий для переживания и сопереживания художественного образа в процессе его восприятия и посильного практического созидания; ярко выраженный приоритет диалогической формы организации урока перед монологической; использование различных вариантов типа и структуры урока – образа в зависимости от содержания режиссерской и исполнительской функции его участников – учителя и учеников: урок-сказка, урок-мастерская, урок-поиск, урок-исследование, урок-экскурсия.

С целью повышения эффективности уроков ИЗО по реализации НРК учителю необходимо интегрировать в процесс обучения разные виды народного искусства адыгов (прикладное искусство, музыку, танец, поэзию), применяя современные мультимедийные технологии обучения.

В соответствии с принципами художественной педагогики учитель ИЗО может творчески подойти к реализации содержания НРК, данном в примерном тематическом планировании, внося в него обоснованные изменения и дополнения с учетом личного видения изучаемого материала, наличия дидактических пособий и современных электронных носителей информации.

Примерное тематическое планирование содержания материалов НРК по изобразительному искусству в начальной школе (1-4 классы).

Тема занятия. Содержание курса Характеристика деятельности учащихся
I четверть.  
Изображение осенней природы Адыгеи.

Красота природы Адыгеи, Кубани, разных уголков России. Дерево как одно из красивейших созданий природы. Многообразие осенних, золотисто-желтых оттенков разных деревьев. Культ священных деревьев у адыгов. Красота кавказской природы в картинах художников Адыгеи и Кубани (А.М. Куанов, В.М. Мехед, В.М. Нихотин, С.М. Умаров, Б.И. Воронкин, А.А. Хапишт (и др.)

Форма кроны и листьев разных деревьев. Осевая симметрия в строении листа дерева.

Учебное задание:

Первый вариант. Изображение в цвете веточки дерева с тремя листочками (трилистник).

Второй вариант. Изображение дерева (липы, ясеня, ивы) в осеннем наряде.

Материалы: белая бумага, кисть, акварель или гуашь.

Видеть и чувствовать красоту в гармонии осенних красок родной природы.

Осознавать, что природные растительные формы являются основой образования орнаментальных мотивов как у адыгов, так и у других народов России и Мира.

Передавать на плоскости с помощью цвета красоту осеннего дерева или отдельных листочков в форме трилистника.

Овладевать первичными навыками изображения на листе бумаги мотива трилистника или конкретного дерева (липы, дуба, ивы).

Адыгейский растительный орнамент ленточного типа.

Истоки растительного орнамента адыгов. Роль мифологии, культовых ритуалов и обрядов почитания растений в образовании орнамента из растительных элементов. Мотив трилистника как символ жизни и плодородия в ленточном узоре адыгов. Мотив трилистника в современной геральдике Адыгеи (Герб г. Майкопа). Понятие симметрии в рисовании трилистника. Метр и ритм как закономерности образования ленточного узора.

Учебное задание: Изображение карандашом и красками адыгейского ленточного узора на основе метрического чередования мотива трилистника.

Материалы: белая бумага, карандаш, акварель, гелевая ручка.

Выражать свое эстетическое отношение к орнаментальной культуре адыгов, красоте орнаментации различных бытовых предметов.

Понимать элементарные основы симметрии на примерах трилистника разных растений Адыгеи (клевера, ореха, акации).

Овладевать графическими навыками рисования симметричного мотива трилистника и его раскрашивания акварелью или гуашью.

Характеризовать красоту природы Адыгеи и Кубани.

II четверть.  
Зооморфно-растительный орнамент адыгов.

Культ животных в бытовой культуре адыгов.

Почитание вола (быка) адыгами как сильного и красивого животного. Сокровища всемирно известного Майкопского кургана с фигурками золотых бычков.

Символическое изображение профилей голов бычков на гербе г. Майкопа. От культового, магического изображения рогатого животного к декоративному.

Стилизация как выразительное средство в составлении каймы зооморфного орнамента.

Учебное задание:

Изображение адыгского орнамента в полосе на основе чередования мотива в виде парного роговидного завитка с однолистником в центре (закладка для книги).

Понимать смысл знаков – образов народного искусства адыгов и знаково-символический язык орнаментального искусства народов Северного Кавказа.

Использовать силуэт как основу декоративного мотива в процессе составления и изображения ленточного орнамента.

Овладевать навыками стилизации элементов природных форм в процессе рисования адыгейского ленточного орнамента (рога быка, коровы), листья деревьев (яблони, ясеня).

Народный орнамент славян Адыгеи и Кубани в искусстве кузнечного ремесла.

Искусство ковани в традициях славянского населения Адыгеи и Кубани. Кузнечное ремесло в изготовлении художественных кованых изделий из металла: ажурных оград, крылечек домов, оконных и дверных решеток.

Красота кованых из металлического прута разного сечения орнаментальных украшений в виде завитков, розеток, медальонов. Разновидности кованого ленточного орнамента и особенности его построения.

Учебное задание: Рисование в полосе эскиза узора на основе чередования несложного по рисунку симметричного завитка.

Материалы: бумага, простой карандаш, гелевая ручка с черной пастой

Знать традиции художественного ремесла своего региона (Адыгеи и Кубани).

Создавать элементарные композиции на заданную тему: “Орнамент ковани (Адыгеи и Кубани)”.

Получать первичные навыки орнаментального изображения с помощью гибкой, выразительной линии.

Овладевать навыками линейного построения узора на основе чередования одинаковых симметричных завитков.

III четверть.  
Геометрические узоры адыгейской циновки.

Циновка как бытовая вещь и произведение народного прикладного искусства адыгов. Разновидности циновок по их предназначению (циновка как спальная принадлежность, как молитвенный коврик, как украшение жилища). Художественные средства декоративного оформления циновки (геометрический узор, красота переплетения стеблей, цвет). Национальный музей Республики Адыгея – хранитель лучших образцов художественного ремесла адыгов (плетение циновки, золотого шитья, ювелирного искусства). Мастерство выведения геометрического орнамента циновки в творчестве известного адыгейского художника-прикладника З.Л. Гучева.

Учебное задание: Выполнение схематичного эскиза орнаментации циновки посредством чередования геометрических фигур (ромба, квадрата).

Материалы: бумага в клетку, гелевая ручка, цветные карандаши.

Различать произведения народных художественных ремесел по видам, стилю и технике исполнения (плетение циновки, тесьмы, золотое шитье).

Знать и называть основные музеи Республики Адыгея, где хранятся ценности прикладного творчества народов Адыгеи (Национальный музей, Музей Искусства народов Востока).

Изготавливать эскизы циновок по образцам традиционного и современного ремесла адыгов и других народов Северного Кавказа.

Овладевать навыками рисования геометрического орнамента различными материалами

Адыгейский героический эпос “Нарты” в сказаниях адыгского писателя Аскера Гадагатля.

Сказания героического эпоса “Нарты” – художественная энциклопедия адыгских народов. Волшебная сказка как наиболее популярный вид сказочного эпоса адыгов. Воспевание красоты цвета в адыгском нартском сказании “Сэтэтай – цветок”, опубликованного в книге А. Гадагатля “Серп Тлепша”. Понятие красивого в описании природы на родном языке адыгов: дунаер дахэ (красивая природа), мэз дах (красивый лес), чъыг дах (красивое дерево), нэфшъэгъо дах (красивый рассвет). Сказания и сказки адыгов в иллюстрациях известных художников д.м. меретукова, ф.м. петуваша, т.м. ката, а.а. хапишта.

Учебное задание:

Выполнение иллюстрации к нартскому сказанию сэтэнай – цветок.

Материалы: акварель или гуашь, белая бумага, карандаши, кисть.

Осознавать художественно-эстетическую значимость народного фольклора адыгских народов Кавказа.

Понимать смысл и значение отдельных терминов из области художественной культуры (эпос, иллюстрация, красота, композиция).

Откликаться эмоционально на проявления прекрасного в окружающей природе, в работах художников Адыгеи, чувствовать красоту цветового богатства и разнообразие форм растений (цветов, плодов, трав).

Овладевать техникой смешивания красок для получения составных цветов и оттенков с целью передачи в рисунке локального цвета предметов и растений.

I четверть.  
Композиция (построение) адыгейского узора в круге.

Орнамент в круге (розетка) как декоративный мотив с древности распространенный в орнаментальных композициях адыгов и других народов Кавказа. Особенности орнаментации адыгейских женских головных уборов (шапочек) замкнутым круговым орнаментом с использованием зооморфно-растительных мотивов (трилистников, роговидных завитков животных).

Учебное задание:

Выполнение эскиза орнаментации донышка адыгейской женской шапочки с двумя осями симметрии и повторяющимся мотивом роговидных завитков с листочком посередине.

Материалы: белая бумага, кисть, краски, карандаш.

Эмоционально, эстетически воспринимать красоту орнаментации адыгейской женской шапочки по представленным образцам.

Овладевать навыками построения замкнутого кругового орнамента с двумя осями симметрии.

Осваивать приемы создания кругового орнамента на основе повтора мотива (модуля), состоящего из роговидных завитков и листочков растений.

Развивать навыки работы карандашом и красками.

II четверть.  
Композиция (построение) адыгейского узора в квадрате. Учебный дизайн-проект.

Применение адыгейского народного орнамента в украшении современной упаковки. Адыгейский мотив орнамента крестообразной формы с отверстием в центре. Промышленная декоративная графика. Образцы украшения упаковочных коробок для торта, пряника конфет. Понятие раппорта, повторяющегося элемента узора.

Учебное задание:

Художественное оформление упаковочной коробки для торта “Моя Адыгея”. Дизайн-проект. Размер коробки 15х15х8 см. Верх коробки украшается замкнутым растительно-зооморфным орнаментом, боковая часть – ленточным, с растительными элементами узора. Работают по двое над одним проектом.

Материалы: картон, цветная бумага, фольга, клей, карандаш, ножницы. Техника исполнения – аппликация из фольги и цветной бумаги.

Овладевать первичными навыками художественного проектирования упаковочной коробки с использованием традиционных мотивов адыгейского народного орнамента.

Уметь сотрудничать со сверстником в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объясняя замысел декоративного оформления, уметь выполнять работу в границах заданного проекта.

Развивать художественно-композиционные навыки в проектировании гармоничной декоративно-выразительной упаковки.

III четверть.  
Татарский народный орнамент.

Цветочно-растительный орнамент как основной в декоративно-прикладном искусстве татар. Основные мотивы цветочно-растительных композиций татарского орнамента: степные цветы (тюльпан, незабудка, гвоздика); луговые (колокольчик, ромашка, василек); садовые (астры, георгины, хризантемы, пионы). Волнообразный побег, обогащенный цветами и листьями как наиболее распространенный и простой мотив татарского ленточного, растительного узора. Распространенный элемент татарского орнамента – трилистник, выполняет соподчиненную роль, сочетаясь с другими мотивами.

Учебное задание: Рисование каймы для украшения скатерти с использованием цветочно-растительных мотивов татарского орнамента (мотивы трилистника и тюльпана, трилистника и ромашки).

Материалы: бумага, акварель, гелевая ручка, карандаш.

Выражать эмоциональное, эстетическое отношение к татарской орнаментальной культуре, красоте украшения тканей и различных бытовых предметов.

Совершенствовать навыки рисования ленточного, татарского орнамента основанного на стилизации и чередовании цветочно-растительных мотивов.

Развивать навыки работы акварелью и гелевой ручкой в процессе изображения выразительной декоративной композиции.

IV четверть.  
Национальный фольклор адыгов. Сказания нартского эпоса.

Сказания и сказки как ведущие жанры народной прозы адыгов. Сказания героического эпоса “Нарты” – художественная энциклопедия адыгских народов. Нартское сказание о том, как появились камыль и пхачич. Нартский богатырь Ащамез по преданию – создатель адыгских музыкальных инструментов – камыля (флейты) и пхачича (трещотки). Сказания и сказки адыгов в иллюстрациях художников Адыгеи: Д.М. Меретукова, Ф.М. Петуваша, Т.М. Ката, кубанского художника А.А. Хапишта.

Учебное задание: Выполнение рисунка – иллюстрации на тему нартского сказания “Как появились камыль и пхачич” по книге А.Гадагатля “Серп Тлепша”.

Материалы: белая бумага, карандаш, акварель, гелевая или шариковая ручка.

Овладевать навыками выбора сюжета иллюстрации по теме нартского сказания и графического изображения содержательной, интересной композиции рисунка.

Понимать и использовать выразительные возможности линии, штриха, пятна для создания художественно-образной иллюстрации.

Осваивать приемы работы разными графическими материалами: карандашом, гелевой и шариковой ручкой, акварелью.

Третий класс.  
I четверть.  
Искусство золотого шитья Адыгеи и республик Северного Кавказа. Беседа.

Древние истоки золото-швейного искусства адыгов. Легенда нартского эпоса о мастерице-золотошвее Сэтэнай. Способы адыгского золотого шитья: “в прикреп” или выкладкой (“дышъэ идагъ”) – самая древняя и сложная техника вышивания золотом; вышивка гладью (“шыхьар идагъ”) – более новая и простая техника вышивания. Роль золотошвейного искусства в эстетическом украшении адыгейского женского празничного костюма и других бытовых вещей (сумочек, кисетов, футляров, подчасников, вееров и др.). Значение орнамента в золотошвейном ремесле вышивальщицы. Образцы золотого шитья адыгов, включая тканье галуна и плетения басонных изделий, в собрании Национального музея в г. Майкопе.

Откликаться эмоционально на красоту произведений золотошвейного искусства адыгов на гармоническое совершенство адыгейского женского праздничного костюма, украшенного золотошвейной орнаментальной вышивкой.

Знать произведения декоративно-прикладного искусства адыгов и других народов Адыгеи, хранящихся в Национальном музее Республики Адыгея в г. Майкопе.

Выражать свое отношение к произведениям прикладного искусства в устной беседе, высказывании, или небольшом сочинении (эссэ).

II четверть.  
Греческий геометрический орнамент меандр.

Стиль геометрического орнамента меандр как строгая симметрия и правильность греческого орнамента, составленного из простой комбинации вертикальных и горизонтальных линий и прямых углов. Меандр – греческое название извилистой реки в Малой Азии стало прототипом названия орнамента: меандр – изломанная под прямым углом линия, образующая ряд одинаковых связанных друг с другом, движущихся в одном направлении мотивов. Меандр как гармоническое совершенство греческого ленточного орнамента.

Учебное задание: Рисование на бумаге в клетку греческого геометрического орнамента меандр.

Материалы: бумага в клетку, фломастер или шариковая ручка, цветные карандаши.

Овладевать приемами точного красивого графического изображения каймы геометрического узора средствами линейного рисунка.

Передавать с помощью ритма линий движение и эстетическую выразительность рисунка.

Развивать чувство ритма и композиционные навыки построения декоративного изображения.

III четверть.  
Народный орнамент Дагестана.

Орнаментальное искусство в художественных ремеслах Дагестана. Кубачи – центр художественной обработки металла и развития выразительного кубачинского орнамента.

Основные разновидности кубачинского народного узора: “лум” (обрамление, кайма), “тутта” (дерево), “мархарай” (заросли), “миндурма” (клетчатый). “Лумла накъиш” – орнамент вытянутый в виде узорного пояса или ленты, означает “каемчатый орнамент”. “Лум” – орнамент в виде узких полосок. Растительные мотивы в кубачинском орнаменте – стилизованные изображения цветов, трав, листьев, стеблей.

Учебное задание: Рисование кубачинского орнамента “лумла накъиш”.

Материалы: белая бумага, карандаш, акварель, гелевая ручка.

Овладевать графическими навыками рисования нового по типу и особенностям стилизации кубачинского народного узора.

Определять по изобразительным мотивам и особенностям их стилизации отличительные черты адыгейского и кубачинского узоров, выделять их среди других орнаментов народов Кавказа.

Осваивать приемы красивого и ритмичного чередования растительных мотивов кубачинского узора.

Геральдика Адыгеи. Изображение герба г. Майкопа или гербов других административных территорий Республики Адыгея (г. Адыгейска, Тахтамукайского или Теучежского районов).

Герб – отличительный знак государства города, изображаемый на флагах монетах, печатях. Герб г. Майкопа, его композиция и символика. Авторы герба – художники А. Винс, А. Паршин. Символика герба: трилистник – символ жизни и плодородия, головы быков – символы земли и силы. Культовые изображения головы быка на предметах быта в адыгейской культуре. Симметрия и стилизации в композиции герба г. Майкопа.

Учебное задание: Выполнение эскиза декоративного оформления герба г. Майкопа. Смешанная техника.

Материалы: цветная бумага, краски, гелевая ручка.

Примечание: геральдика – система правил, регулирующих составление и использование гербов.

Ориентироваться в новых терминах и понятиях, относящихся к области искусства, понимать их смысл и значение, включать их в словарный оборот (геральдика, герб).

Овладевать навыками построения симметричной геральдической композиции.

Использовать различные художественные материалы для передачи выразительного, контрастного изображения символических образов герба г. Майкопа или герба г. Адыгейска.

IV четверть.  
Изобразительное искусство Адыгеи и Кубани. Пейзаж и натюрморт. Беседа об искусстве.

Жанры пейзажа и натюрморта в живописи Адыгеи и Кубани. Отражение в творчестве художников Адыгеи и Кубани различных состояний, богатства и разнообразия растительного мира, необыкновенной красоты природы Кавказа. Художественные образы предметов быта, даров природы Адыгеи и Кубани, их красочность и пластичность в натюрмортах адыгейских и кубанских мастеров живописи. Знакомство с отдельными картинами пейзажного жанра и натюрморта художников Адыгеи (В.М. Мехед, Б.И. Воронкин, Э.Н. Овчаренко. Е.Г. Пелипенко, С.М. Умаров, В.Е. Нихотин, А.Г. Манакьян, А.М. Куанов) и Кубани (С.В. Дудко, А.Г. Серенко, Н.М. Бабаш, П.С. Калягин, А.А. Хапишт). Художественно-выразительные средства произведений живописи художников Адыгеи и Кубани (цвет колорит, цветовая гамма, рисунок, композиция, манера письма).

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений живописи художников Адыгеи и Кубани, посвященных пейзажу и натюрморту.

Рассматривать и сравнивать картины – пейзажи, натюрморты, рассказывать о разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, приподнятое, возвышенное, грустное, таинственное, нежное и т.д.).

Запоминать и знать имена известных художников-пейзажистов и мастеров натюрморта Адыгеи и Кубани.

Четвертый класс.  
I четверть.  
Адыгейский народный орнамент в современной архитектуре (мозаичное панно).

История мозаики: от Древней Греции до Новейшего времени. Вклад великого русского ученого М.В. Ломоносова в развитие мозаичного искусства. Адыгейский народный орнамент в современной архитектуре. Украшение фасадов зданий, автобусных остановок, интерьеров. Профессия художник-монументалист. Оптическое смешение цвета в мозаичных панно. Законы цвета в искусстве мозаики. Материалы и техника мозаики.

Учебное задание: Оформление декоративного панно в технике бумажной мозаики для украшения стены автобусной остановки по мотивам адыгейского орнамента.

Коллективная работа. Над одним панно работают по двое или четверо.

Материалы: белая и цветная бумага, карандаш, клей, ножницы.

Осваивать навыки нового способа изображения декоративной композиции в технике бумажной мозаики (нарезка ножницами из цветной бумаги мелких квадратных заготовок и их наклеивание по заранее выполненному рисунку орнамента).

Развивать творческую фантазию в придумывании декоративной композиции панно по мотивам зооморфно-растительного адыгейского орнамента.

Сотрудничать в процессе создания общей декоративной композиции.

II четверть.  
Узорные войлоки Адыгеи и республик Северного Кавказа.

Знакомство с искусством войлочного ковроделия адыгских народов Северного Кавказа. Ремесло обработки шерсти – традиционной промысел адыгов.

Орнаментация войлочного коврика – сочетание разных по форме и размеру геометрических фигур: ромба, квадрата, треугольника. Основа композиции – центральное поле с крупными тремя и более ромбами. По периметру – кайма из мелких треугольников. Применение в украшении ковра стилизованного бараньего рога как символа мужества, силы и нравственной стойкости. Цветовая гамма в традиционном ковроделии – монохромная (черный, серый, белый – естественная окраска шерсти).

Учебное задание: Декоративное оформление эскиза войлочного коврика с двумя осями симметрии. Художественный дизайн-проект. Техника исполнения – аппликация.

Материалы: бумага четырех оттенков (красного, синего, черного и белого), клей, простой карандаш, ножницы.

Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов декоративного оформления войлочных ковров Адыгеи и республик Северного Кавказа (Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии).

Знать и объяснять основные варианты композиционного решения войлочного коврика с двумя осями симметрии с выделением основного изобразительного мотива в центре композиции.

Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в проектировании эскиза декоративного оформления войлочного коврика.

III четверть.  
Графика Адыгеи и Кубани. Беседа об искусстве.

Отражение в работах художников-графиков эпического и сказочного фольклора региона. Сказания адыгейского эпоса “Нарты” и сказки народов Адыгеи и Кубани в иллюстрациях адыгейских и кубанских художников (А.М. Берсиров, Д.М. Меретуков, Ф.М. Петуваш, Т.М. Кат, А.А. Хапишт, С.П. Новгородова, Ю. Кириченко и др.

Средства художественной выразительности графических работ художников Адыгеи и Кубани (линия, штрих, пятно). Способы исполнения и воспроизведения художниками Адыгеи и Кубани графического произведения:

уникальная графика (рисунок карандашом, тушью-пером или кисточкой); печатная графика (гравюра на линолеуме, дереве (ксилография) или металле (офорт).

Использование электронных средств (мультимедиа) или интернет ресурсов в проведении беседы.

Понимать и самостоятельно оценивать замысел художника, воплощенный в станковой или книжной графике, различать основные способы воспроизведения графической работы.

Воспринимать и выражать свое эстетическое отношение к произведениям графики художников Адыгеи и Кубани.

Знать и называть фамилии художников-графиков Адыгеи и Кубани, их отдельные работы; определять средства художественной выразительности графики.

IV четверть.  
Культ священных рощ и деревьев в народных обычаях адыгов. Закон “Культ красоты и гармонии” в своде нравственных законов “Адыгэ хабзэ”.

Многовековые традиции адыгов поклонения богу и богине леса “мэзытхьэ” и “мызыгуащэ”, почитания деревьев как божественного дара, как проявления высшей красоты и гармонии. Отражение у адыгов особого почтительного отношения к дереву в национальном фольклоре, поэме “Песнь дерева”. Экскурсия в ближайший лес или парк с целью любования красотой деревьев.

Учебное задание: Выполнение творческой коллективной работы на тему: “Священная роща адыгов” или “Священное дерево адыгов”. Группа наиболее способных детей (из 3–4 человек) работают на большом листе (формат А2), рисуя сказочную рощу или красивое дерево, а остальные учащиеся рисуют и раскрашивают птиц, насекомых, зверей, разные предметы (оружие, одежду) и наклеивают их в предназначенных на панно местах. Лес оживает, наполняясь птицами, зверями, насекомыми и вещами. На выполнение задания отводится 2 урока.

Материалы: бумага белая (формат А2 или А1) краски, карандаши, гелевая ручка, клей, ножницы.

Использовать свои наблюдения, зрительные впечатления в процессе изображения красивых деревьев, птиц, насекомых.

Откликаться эмоционально на красоту народных обычаев адыгов и других диаспор Адыгеи, чтить и уважать их этнокультурные традиции.

Использовать различные художественные материалы для изображения выразительного образа священной рощи адыгов.

Создавать коллективное панно на тему народных обычаев адыгов.