Основными целями моей педагогической деятельности в сфере работы с одаренными детьми являются: выявление и поддержка наиболее способных учеников средних и старших классов; обеспечение школьникам возможности приобретать углубленные знания в области истории и обществознания в условиях современных меняющихся требований к будущим специалистам этих профилей; совершенствование методического обеспечения, разработка и использование в учебном процессе новых перспективных обучающих методов и технологий.
Задачами работы с одаренными детьми считаю:
- Вызвать заинтересованность ребенка к изучаемому материалу с помощью правильно использованных способов построения урока и методов подачи информации;
- Помочь одаренным детям раскрыть свои способности, удовлетворить амбиции и стремление к знаниям;
- Повысить их образовательный уровень.
Начиная с пятого класса, использую дифференциацию обучения, что позволяет выстроить индивидуальную траекторию успеха, подбор ребенку адекватных его способностям и возможностям методов и средств обучения. Использование дифференциации на основе интересов учащихся и уровня их обученности, предоставления им свободы выбора в выполнении разных заданий повышает самостоятельность учащихся, позитивно влияет на эмоционально-волевую сферу личности, а, следовательно, укрепляет здоровье.
В процессе работы выстраиваю индивидуальную траекторию успешности ученика по таким параметрам: общеучебные и предметные умения (Приложение А, схема 1), а также составляю лист творческого роста. Рассмотрим его на примере того же ученика (Приложение А, таблица 1).
Эффективное руководство творческой деятельности учащихся зависит от соблюдения таких условий, как тщательный отбор видов творческих заданий применительно к этапу усвоения знаний и выработки умений и навыков; продумывание и соблюдение последовательности их выполнения; учет особенностей возрастного развития учащихся и их интеллектуальных возможностей; учет специфики учебного предмета и характера изучаемого материала.
Для развития творческих способностей огромное значение имеет хорошо организованная систематическая исследовательская работа учащихся, которая способствует:
- профессиональному самоопределению детей;
- получению предпрофессиональной подготовки.
Организацию исследовательской работы выстраиваю поэтапно:
I этап – подготовительный (5-6 классы): у ребят формируются навыки научной организации труда, быстрого чтения, обучения их работе с учебниками и словарями; выявляются наиболее способные к творчеству ученики.
II этап – развивающий (7-8 классы): у учащихся совершенствуются навыки научной организации труда, активно расширяется кругозор. Занимаясь по программе «Академия юного исследователя», ученики осваивают специфику работы с первоисточниками и при желании приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности (например, становятся экскурсоводами).
III этап – собственно исследовательский (9-11 классы): непосредственно научно-исследовательская деятельность учащихся, в ходе которой ведется разработка как общешкольных тем, так и индивидуальных проектов учащихся.
Я выделяю ряд этапов руководства творческой самостоятельной деятельности учащихся, в том числе самостоятельной индивидуальной работы:
- Планирование учителем творческих самостоятельных работ учеников. На данном этапе устанавливаю сроки проведения работ творческого характера, тщательно выбираем тему, обсуждаем, чтобы она была интересна ученику, материал, выделяем основные вопросы в зависимости от специфики учебного материала и способностей ребят.
- Подготовка учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера с использованием следующих приемов: указание списка литературы, составление плана, анализ предшествовавших работ, индивидуальная беседа и др.
- Третий этап «Руководство творческой работой учащихся в процессе ее выполнения» включает в себя систематические консультации, проверку конспектов и тезисных планов, их анализ.
- Завершение работы, ее оценка.
На основании поставленной цели и задач работы с одаренными детьми, в своей деятельности применяю разные образовательные технологии с тем, чтобы они в комплексе могли помочь каждому ученику получить в соответствии с его природой наилучший обучающий и развивающий результат. Для формирования навыков и умений, выработки ценностей используются интерактивные методы: технологии уровневого, развивающего развития, информационно-коммуникативные и игровые технологии.
Для себя я выделяю в каждом классе условную группу учащихся, способную справляться с материалом за короткий срок с более высоким качеством и оказывать помощь другим. Учащиеся с более высоким уровнем знаний излагают найденный дополнительный материал и выполняют задание творческого характера (например, создают презентации по вопросам домашнего задания).
Часто применяю двухуровневое тестирование, которое показывает, насколько хорошо усвоен материал и какую оценку заслужил учащийся. Первый уровень – обучающее тестирование, второй уровень – контрольный тест. На обучающем тестировании разрешается пользоваться учебной литературой и работать коллективно. Для организации контроля веду сводную ведомость.
При индивидуально-дифференцированном подходе составляются или подбираются дифференцированные задания, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанные с увеличением объёма и сложности задания.
Учебная деятельность учащихся старших классов средней (полной) школы отличается от учебной деятельности учеников неполной средней школы. Поэтому учебный процесс строится таким образом, чтобы создать ученику необходимые для этого условия. В связи с этим необходимо научить старшего школьника активизировать свое самостоятельное мышление.
За время обучения в школе старшеклассник овладевает методами и приемами самостоятельного усвоения знаний с тем, чтобы в дальнейшем использовать их в следующем учебном заведении.
Учитывая то, что некоторые учащиеся выбирают гуманитарное направление при поступлении после окончания школы, я этих ребят объединяю в группы и, исходя из этого, даю индивидуальные задания.
Я провожу контроль и учет знаний учащихся, выбравших итоговую аттестацию, имея перед собой заранее приготовленные таблицы (Приложение Б, таблица 1).
Учащийся должен самостоятельно оценить трудность работы, вычленить объект, в котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что же надо сделать, чтобы повысить свой уровень. Таким образом, он приучается исследовать свою деятельность и создавать мотивы для перестройки учебной деятельности.
Используя технологию развивающего обучения, я предлагаю выполнение творческих заданий практически к каждому уроку. Примерами могут служить подготовка доклада, выступления, обсуждение дискуссионного вопроса. Творческое задание мотивирует учащихся, придает смысл обучению.
В своей деятельности также использую информационно-коммуникативные технологии. Использование компьютерной техники возможно на каждом этапе урока: при объяснении нового материала учитель координирует и направляет урок в нужное русло, а «рассказывает» материал компьютер. С учетом индивидуальных особенностей материал на одну и ту же тему может быть представлен с различным уровнем сложности. Преимущество имеет тот факт, что такое обучение интерактивно (диалог, лекция – беседа, тест, др.). Восприятие материала идёт по всем каналам «текст – звук – видео – цвет».
Для лучшего и более качественного усвоения материала использую два ведущих интерактивных метода обучения – с помощью игровой деятельности учащихся и в форме дискуссии. Такие нетрадиционные уроки способствуют улучшению знаний учащихся и запоминанию полученной информации на более долгий срок.
В форме дискуссии мною были построены и
проведены уроки в старших классах «Глобализация:
за и против», «Выборы: моя жизненная позиция», на
которых ученики отстаивали свою точку зрения,
заранее подготовив аргументацию, факты и
доказательства в пользу своего убеждения. Также
в дискуссионной форме был проведен урок в 10
классе на тему «Наполеон: гений или злодей?», где
ребята рассматривали личность и деятельность
Наполеона как противоречивую политическую
фигуру. Успешным и результативным в плане
усвоения материала является использование
приема игры. Интересная игра повышает умственную
активность ребенка, и он может решить более
трудную задачу, чем на занятии. Знания,
приобретаемые в игре, становятся для каждого
ученика личностно значимыми, эмоционально
окрашенными, что помогает ему глубже понять,
лучше «почувствовать» изучаемую эпоху.
Например, урок обществознания «Кто он, лидер:
вчера и сегодня?» в 11 классе был проведен мною в
форме деловой игры, в процессе которой ученики
рассматривали ту или иную политическую личность
в соответствии с исторической эпохой, при этом
определенные ученики выступили перед классом в
роли некоторых политических лидеров, а также в
роли исследователей, биографов и журналистов,
которые старались с объективной точки зрения
глазами современников дать оценку политической
деятельности каждого правителя.
Из видов деловой игры периодически я использую
урок, выстроенный как игра-обсуждение, в
ходе которой ребята воссоздают воображаемую
ситуацию современности со спором, дискуссией,
Например, совместно в 9-11 классах был проведен
урок-обсуждение по обществознанию, для
проведения которого заранее ребятам было дано
задание выступить от лица той или иной
политической партии РФ, представить выборную
программу и, соответственно, отстоять свою
партию, показав ее роль и результат деятельности
на политической арене.
Наиболее увлекательным, эмоциональным и
успешным для развития творческих способностей
детей является урок в форме ретроспективной
театрализованной игры, которая моделирует
ситуацию, ставящую учащихся в позицию очевидцев
и участников событий в прошлом, каждый ученик
получает роль представителя определенной
общественной группы или даже исторической
личности. В 11 классе был успешно проведен урок на
тему «И жизнь, и слезы, и любовь» о жизни
декабристов в ссылке. Каждый ученик получил
возможность не просто рассказать о ком-либо из
декабристов, но и выступить в его образе, от его
лица. Для урока были подготовлены
соответствующие декорации, арендованы из
Минусинского драматического театра костюмы
эпохи 19 века. Сам урок проходил в полутьме, при
свечах, а «герои» 19 века рассказывали о своей
судьбе в форме воспоминаний.
Смысл такой игры для школьников заключается не
только в воспроизведении прошлых эпох, но и в
последующем обсуждении этих сцен всем классом.
Дети распознают время и место исторического
явления и его участников – представителей
определенных социальных слоев по действиям
героев представления.
Создание театрализованных игр – один из самых интересных для детей гуманитарного склада ума. Вместе с тем это важное средство умственного развития. В такой игровой ситуации учитель, с одной стороны, проверяет знания учащихся на конкурсной основе, с другой – дает возможность эти знания «применить» в условиях имитации далекого прошлого, тем самым углубляя и расширяя знания о нем. Соревновательный дух подобной игры «зажигает» ребят, и стремление к познанию истории практически становится беспредельным ради разрешения игровой ситуации.
В своей работе я использую и альтернативные формы образования. Именно в рамках АФО ученик имеет возможность выбрать для себя оптимальные формы деятельности, в которых чувствует себя наиболее уверенно и успешно. Поиск информации, создание текстов, решение творческих задач, связанных с наличием определенных способностей, организация деятельности группы, контакты с людьми, работа с компьютером – вот далеко неполный перечень, которые АФО дают ребенку. Более того для ученика возможна смена деятельности, их совмещение.
Еще один важный момент связан с тем, что ученики совместно с учителем на равных с ним участвуют в планировании деятельности, в распределении обязанностей, в непосредственной организации работы. Как правило, перед ними ставится задача, а способы ее решения выбираются ими самостоятельно.
Интересным видом АФО, которые я применяю в своей работе, является проведение информационных марафонов.
Первый шаг в работе – поиск информации по подготовленным заранее вопросам, связанным с названной темой. Подобранные вопросы, позволяют учащимся освоить информационное поле по выбранной тематике. Кроме ответов на вопросы, учащиеся должны были указать источники информации. На этом этапе оценивается правильность и корректность указания информационных источников.
Следующий этап работы связан с презентацией изученной темы, ее своеобразием. Для успешного выполнения задач этого этапа учащимся было необходимо как владение определенными пользовательскими навыками, так и умение систематизировать и обобщать информацию и представлять ее компактно и целостно.
Третий этап представляет собой непосредственную работу над проектом. Учащиеся выбирают более узкую тему из того широкого информационного поля, которое они получили, отвечая на вопросы по теме, проработав материал «вглубь» и представить его в следующих формах: плакат, презентация, выступление. Выполнение этого задания опиралось как на владение разнообразными пользовательскими навыками, так и информационные и творческие умения. В ходе работы нужно было создавать собственные тексты, делать плакаты, выступать перед аудиторией.
Таким образом, процесс не только интеллектуального и творческого развития учащихся, но и личностного совершенствования связан с формированием коммуникативных навыков, которые так необходимы в дальнейшем обучении учащихся.
В быстроизменяющемся информационном мире
умение адаптироваться и постоянно пополнять
свой интеллектуальный багаж – основное условие
успешной реализации личности.
Поэтому в основе моей работы лежит такая
организация учебного процесса, при которой не
должно быть пустого времяпровождения. Я
стремлюсь, чтобы каждая минута урока должна
быть посвящена учению (не обучению, а именно
учению) – процессу, в котором каждый ученик
понимает, что он сам делает успехи в учебе, сам
узнает много нового интересного, сам творит и,
конечно, ему в этом помогают учителя. Не
заставляют, а делают так, чтобы он захотел
учиться. Используя разные современные
образовательные технологии (технологии
уровневого, развивающего обучения,
информационно-коммуникативные и игровые
технологии), стараюсь показать учащимся, как
ставить перед собой конкретные задачи и решать
их, применяя определенные знания и умения и
приобретая новые, получать в итоге вполне
определенный результат – продукт творческой
деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Андриенко А.В., Игнатова В.В., Деянова Л.Г. Приобщение личности к научно-исследовательской деятельности: Монография. – Красноярск: СибГТУ, 2002. – 147 с.
- Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов). – Научно-практический журнал «Завуч», № 6, 2005.
- Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. – М.: 5 за знания, 2008. – 224 с.
- Лебедева С.А., Тарасов С.В. Организация исследовательской деятельности в гимназии. – Журнал «Исследовательская деятельность».
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.
- Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей/Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005. – 96 с.