Цели:
- расширить представление детей о творчестве А.Л.Барто;
- познакомить с новым стихотворением;
- развивать навык выразительного чтения;
- помочь найти и понять главную мысль стихотворения: продолжать формировать
- навык анализа стихотворения;
- воспитывать любовь и уважение к мамам, стремление помогать им во всём.
Оборудование: портрет А.Л.Барто; выставка её книг, скороговорка на доске.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Гимнастика для языка
– Для начала давайте поучимся говорить чётко, красиво. Для этого выучим новую скороговорку. Прочитайте скороговорку с доски про себя. Теперь будем читать вслух несколько раз, увеличивая скорость произношения.
Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.
III. Проверка домашнего задания .
1. Вопросы:
– Что было задано на дом?
– О какой птице написал поэт в своём
стихотворении?
– Интересно узнать, а что вы написали об этой
птице.
– Что нового узнали ещё о ней? (чтение учениками
своих рассказов, показ рисунков).
2. Чтение стихотворения наизусть.
– Каким назвал автор голос кукушки? Почему?
– О чём он хотел, чтобы ему напоминала кукушка?
3. Переход к новой теме:
– Кто мне напомнит название раздела, который мы
начали читать?
– Какие произведения входят в этот раздел?
– А вы любите стихи?
4. Игра «Продолжи». Я начну читать, а вы продолжайте.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу –
Потому что он хороший.Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!Я и прямо, я и боком,
С поворотом, и с прискоком,
(И с разбега и на месте
И двумя ногами вместе)Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
– Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
– Назовите автора этих стихов?
– Как вы думаете, зачем я прочитала её стихи?
IV. Рассказ учителя о А.Л. Барто
А.Л.Барто родилась в 1906 году в Москве. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и сменила профессию. Её стихотворения из темы «Игрушки» вышли в 1936году.
Во время войны она ездила на фронт, выступала
перед бойцами, работала на заводе, в токарном
цехе. А в конце войны у неё случилось горе. В мае
1945 года у неё умер сын.
Но она не переставала писать стихи для детей и о
детях. Она очень много сделала для чужих детей:
стала вести передачу «Найти человека». Вы
смотрите по телевизору «Жди меня»? Та
передача была такой же, но по радио. Шла она в
течение 9 лет и соединила 927 семей.
А.Л.Барто верила в «человечность» детей, в их
доброту, душевную чуткость.
– Ребята, а какой человек может верить в
чуткость других? (Если сам он добрый, чуткий).
Вот посмотрите на портрет А.Л.Барто и скажите,
какие черты выражены на её лице?
…
А.Л. Барто – одна из зачинателей литературы для
детей. Она родилась в семье ветеринарного врача.
Стихи стала сочинять в школе.
В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её
стихам маленький человек учится жалеть,
сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем.
В некоторых стихах А.Барто высмеивает капризуль,
грязнуль, праздных болтушек, забияк. Также
разоблачает в героях недостаток доброты,
сердечной чуткости, внимания к окружающим. Но
больше всего пишет А. Барто о человеческой
дружбе, взаимовыручке, товариществе,
человечности.
V. Работа по новой теме
– Сегодня познакомимся с её новым стихотворением «РАЗЛУКА». Но перед чтением я выписала слова, которые встретятся в тексте и которые могут вызвать у вас затруднения.
1.Словарная работа
разлука – отлучение друг от друга на определённое время,
гаммы – последовательный ряд звуков, понижающихся или повышающихся, командировка – отъезд, связанный с работой,
витает – носится в вышине,
малость – чуть-чуть,
печально – грустно, тоскливо.
– А что такое Прилуки? (Город) Правильно, это город, который находится на Украине в Черниговской области.
2. Первичное чтение учителем.
– А сейчас я задам вам вопрос, на который вы
дадите ответ после чтения стихотворения.
– Что мальчик – герой стихотворения А.Л. Барто
делает для мамы, а что для себя?
3. Чтение учащимися.
– Прочитайте и скажите, почему мама и сын были в разлуке?
4. Беседа по содержанию стихотворения.
– Прочитайте отрывки из стихотворения, которые
подходят к иллюстрациям этого стихотворения?
– Чем занимается мальчик в отсутствие мамы?
– Как вы думаете, изменилось ли мнение мальчика,
что он всё делает только для мамы, к концу
стихотворения?
– А кто согласен с героем?
– А что произошло дальше?
– Как наслаждается мальчик свободой?
– Нравится ли мальчику бездельничать?
– Чем начинает заниматься мальчик?
– А как видно, что мальчик тоскует?
– Что он понял?
– Каким настроением проникнуто это
стихотворение – веселым или грустным? Почему вы
так думаете?
– А что каждый из вас может делать для мамы и не
только в день 8 марта?
5. Работа над выразительностью стихотворения.
– По настроению на сколько частей можно
разделить текст? (2)
– Какие они? О чем будет говориться в 1 части, о
чем будет говориться во 2 части?
1 часть – с радостью, с гордостью за маму
2 часть – грустно, показать скуку
– Давайте попробуем прочитать, показывая эти
чувства.
– Прочитайте 1 часть, прочитайте 2 часть.
– Дома ещё поработаете над выразительностью
стихотворения.
6. Воспитательная часть урока.
– Что вы взяли для себя из этого урока? (Надо
любить, уважать, беречь маму, слушаться её).
– Да, недаром говорят: «Ближе матери друга нет».
Она и обогреет, и накормит, и посоветует, и
приласкает.
– Ещё какие пословицы о маме знаете?
(Чтение пословиц детьми).
– Послушайте, я ещё одну пословицу прочитаю.
Медведица называет своего медвежонка беленьким, а ежиха своего ёжика – мягоньким.
– Как вы понимаете эту пословицу? (Объяснение)
– Надеюсь, вы тоже будете относиться к своей
маме с любовью и уважением, не будете её
огорчать, ведь вы для них самые дорогие и любимые.
VI. Подведение итога урока
VII. Домашнее задание
Подготовиться выразительному чтению стихотворения.