Урок литературного чтения по теме А.Л. Барто "Разлука"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • расширить представление детей о творчестве А.Л.Барто;
  • познакомить с новым стихотворением;
  • развивать навык выразительного чтения;
  • помочь найти и понять главную мысль стихотворения: продолжать        формировать
  • навык анализа стихотворения;
  • воспитывать любовь и уважение к мамам, стремление помогать им во всём.

Оборудование: портрет А.Л.Барто; выставка её книг, скороговорка на доске.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II.  Гимнастика для языка

– Для начала давайте поучимся говорить чётко, красиво. Для этого выучим новую скороговорку. Прочитайте скороговорку с доски про себя. Теперь будем читать вслух несколько раз, увеличивая скорость произношения.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

III. Проверка домашнего задания .

1. Вопросы:

– Что было задано на дом?
– О какой птице написал поэт в своём стихотворении?
– Интересно узнать, а что вы написали об этой птице.
– Что нового узнали ещё о ней? (чтение учениками своих рассказов, показ рисунков).

 2. Чтение стихотворения наизусть.

– Каким назвал  автор голос кукушки? Почему?
– О чём он хотел, чтобы ему напоминала кукушка?

3.  Переход к новой теме:

– Кто мне напомнит название раздела, который мы начали читать?
– Какие произведения входят в этот раздел?
– А вы любите стихи?

4. Игра «Продолжи». Я начну читать, а вы продолжайте.

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу –
Потому что он хороший.

Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Я и прямо, я и боком,
С поворотом, и с прискоком,
(И с разбега и на месте
И двумя ногами вместе)

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
– Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

– Назовите автора этих стихов?
– Как вы думаете, зачем я прочитала её стихи?

IV. Рассказ учителя о  А.Л. Барто

А.Л.Барто родилась в 1906 году в Москве. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и сменила профессию. Её стихотворения из темы «Игрушки» вышли в 1936году.

Во время войны она ездила на фронт, выступала перед бойцами, работала на заводе, в токарном цехе. А в конце войны у неё случилось горе. В мае 1945 года у неё умер сын.
Но она не переставала писать стихи для детей и о детях. Она очень много сделала для чужих детей: стала вести передачу «Найти человека». Вы смотрите по телевизору «Жди меня»?  Та передача была такой же, но по радио. Шла она в течение 9 лет и соединила 927 семей.
А.Л.Барто верила в «человечность» детей, в их доброту, душевную чуткость.

– Ребята, а какой человек может верить в чуткость других? (Если сам он добрый, чуткий). Вот посмотрите на портрет А.Л.Барто и скажите, какие черты выражены на её лице?

А.Л. Барто – одна из зачинателей литературы для детей. Она родилась в семье ветеринарного врача. Стихи стала сочинять в школе.
В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем. В некоторых стихах А.Барто высмеивает капризуль, грязнуль, праздных болтушек, забияк. Также разоблачает в героях недостаток доброты, сердечной чуткости, внимания к окружающим. Но больше всего пишет А. Барто о человеческой дружбе, взаимовыручке, товариществе, человечности.

V. Работа по новой теме

– Сегодня познакомимся с её новым стихотворением «РАЗЛУКА». Но перед чтением я выписала слова, которые встретятся в тексте и которые могут вызвать у вас затруднения.

1.Словарная работа

разлука – отлучение друг от друга на определённое время,
гаммы – последовательный ряд звуков, понижающихся или повышающихся, командировка – отъезд, связанный с работой,
витает – носится в вышине,
малость – чуть-чуть,
печально – грустно, тоскливо.

– А что такое Прилуки? (Город) Правильно, это город, который находится на Украине в Черниговской области.

2. Первичное чтение учителем.

– А сейчас я задам вам вопрос, на который вы дадите ответ после чтения стихотворения.
– Что мальчик – герой стихотворения А.Л. Барто делает для мамы, а что для себя?

3. Чтение учащимися.

– Прочитайте и скажите, почему   мама и сын были в разлуке?

4.  Беседа по содержанию стихотворения.

– Прочитайте отрывки из стихотворения, которые подходят к иллюстрациям этого стихотворения?
– Чем занимается мальчик в отсутствие мамы?
– Как вы думаете, изменилось ли мнение мальчика, что он всё делает только для мамы, к концу стихотворения?
– А кто согласен с героем?
– А что произошло дальше?
– Как наслаждается мальчик свободой?
– Нравится ли мальчику бездельничать?
– Чем начинает заниматься мальчик?
– А как видно, что мальчик тоскует?
– Что он понял?
– Каким настроением проникнуто это стихотворение – веселым или грустным? Почему вы так думаете?
– А что каждый из вас может делать для мамы и не только в день 8 марта?

5. Работа над выразительностью стихотворения.

– По настроению на сколько частей можно разделить текст? (2)
– Какие они? О чем будет говориться в 1 части, о чем будет говориться во 2 части?

1 часть – с радостью, с гордостью за маму
2 часть – грустно, показать скуку

– Давайте попробуем прочитать, показывая эти чувства.
– Прочитайте 1 часть, прочитайте 2 часть.
– Дома ещё поработаете над выразительностью стихотворения.

6. Воспитательная часть урока.

– Что вы взяли для себя из этого урока? (Надо любить, уважать, беречь маму, слушаться её).
– Да, недаром говорят: «Ближе матери друга нет». Она и обогреет, и накормит, и   посоветует, и приласкает.
– Ещё какие пословицы  о маме знаете?

(Чтение пословиц детьми).

– Послушайте, я ещё одну пословицу прочитаю.

Медведица называет своего медвежонка беленьким, а ежиха своего ёжика – мягоньким.      

– Как вы понимаете эту пословицу? (Объяснение)
– Надеюсь, вы тоже будете относиться к своей  маме с любовью и уважением, не будете её огорчать, ведь вы для них самые дорогие и любимые.

VI. Подведение итога урока

VII.  Домашнее задание

Подготовиться выразительному чтению стихотворения.