Цели урока:
- повторить характеристики звуков гласных и согласных, ударных слогов, умение выполнять звуковой анализ слов, чтение слов, определение их лексического значения, умение составлять слова из слогов;
- познакомить с историей появления слова «капуста»;
- развивать умение слышать звуки, читать слова, предложения осмысленно, произвольное внимание;
- воспитание организованности интереса к чтению, чувство товарищества.
Форма урока: урок-соревнование.
Оборудование: наглядность: «слоговые бусы», рисунки «соль», «просо», «лента обеих команд», «коса», планки для чтения слогов.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент (внимание: хлопки – ритм)
II. Сообщение темы и цели урока, условий соревнования, 2 команды.
III. Работа по закреплению изученного
1) «Звукарики» взялись за руки
– Что общего? (1 группа) (Гласные)
– Что умеют делать? (Петь, образуют слоги,
ударные, безударные)
– (2 группа) (Согласные) (Глухие, твердые
или мягкие)
– Каких звукариков нет? (Звонкие)
2) Звуковые планки (разминка)
3) Рисунки (учебник стр.76)
– Что на рисунке? (Такса и такси)
– Такса – порода собак.
– Такси – машина для перевозки людей. (Звукобуквенный
анализ слов – коллективно 2 слова)
– Чем похожи слова? Чем отличаются? (Ударением
и последним звуком).
4) Игра «Кто больше?»
Составление слов из слоговых бус (стр.76) (сироп,
стакан, росы, рота, тара, отара)
– Печатаем слова с проговариванием.
5) а) Чтение 1 столбика слов про себя
– с гласной у Соты – домики, куда пчелы собирают мед.
– с гласной о
– цепочкой
б) Чтение 2 столбика слов.
– просо – зерновая культура (на юге страны, из
пшенной муки блины, лепешки)
– (по времени – корень слов)
в) чтение 3 столбика слов.
Краса, красота, красотка – о ком или о чем можно так сказать?)
Физкультминутка
6) Чтение предложений. (1-2 предложения).
– Что узнали о Никите? Об Ане?
(исправь рисунки)
Коса – инструмент, чтобы косить траву.
Коса – сплетенные
волосы.
Схема 2-го предложения,
– Какая коса у
Нины?
в тетради – правила.
7) Чтение текста.
– О ком рассказ? – Прочитай название.
а) – А при чем же котенок?
б) чтение про себя
в) чтение по предложениям
– Почему кота так назвали? (Маленький, беспомощный, бесхитростный)
- Как понять «Уноси, красотка, ноги» (Кот может поймать).
- А кто это говорит?
- Зачем он это говорит сороке? (Хочет ее предупредить) По времени
– Что узнали о сороке?
IV. Чтение текста Надеждиной «Почему ее назвали капустой» (читает учитель)
– Соединить рисунок со словом, (учащиеся)
Тетрадь: капитан, капитель, капюшон, капуста.
– Какая буква после к – «а». Почему? (От слова «капут»)
V. Итог урока
– Что повторили на уроке? (Гласные, согласные,
читали слоги, слова, предложения, текст).
– Что узнали нового? (Как появилось слово
капуста, от латинского «капут»).
VI. Задание на дом
Чтение рассказов.. Слова из бус.*