Урок обучения грамоте "Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • повторить характеристики звуков гласных и согласных, ударных слогов, умение выполнять звуковой анализ слов, чтение слов, определение их лексического значения, умение составлять слова из слогов;
  • познакомить с историей появления слова «капуста»;
  • развивать умение слышать звуки, читать слова, предложения осмысленно, произвольное внимание;
  • воспитание организованности интереса к чтению, чувство товарищества.

Форма урока: урок-соревнование.

Оборудование: наглядность: «слоговые бусы», рисунки «соль», «просо», «лента обеих команд», «коса», планки для чтения слогов.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (внимание: хлопки – ритм)

II. Сообщение темы и цели урока, условий соревнования, 2 команды.

III. Работа по закреплению изученного

1) «Звукарики» взялись за руки

– Что общего? (1 группа) (Гласные)
– Что умеют делать? (Петь, образуют слоги, ударные, безударные)
(2 группа) (Согласные) (Глухие, твердые или мягкие)
– Каких звукариков нет? (Звонкие)

2) Звуковые планки (разминка)

3) Рисунки (учебник стр.76)

– Что на рисунке? (Такса и такси)
– Такса – порода собак.
– Такси – машина для перевозки людей. (Звукобуквенный анализ слов – коллективно 2 слова)
– Чем похожи слова? Чем отличаются? (Ударением и последним звуком).

4) Игра «Кто больше?»

Составление слов из слоговых бус (стр.76) (сироп, стакан, росы, рота, тара, отара)
– Печатаем слова с проговариванием.

5)  а) Чтение 1 столбика слов про себя

– с гласной у                                         Соты – домики, куда пчелы собирают мед.
– с гласной о
– цепочкой

б) Чтение 2 столбика слов.

– просо – зерновая культура (на юге страны, из пшенной муки блины, лепешки)
– (по времени – корень слов)

в) чтение 3 столбика слов.

Краса, красота, красотка – о ком или о чем можно так сказать?)

Физкультминутка

6)  Чтение предложений. (1-2 предложения).

– Что узнали о Никите? Об Ане?
(исправь рисунки)

Коса – инструмент, чтобы косить траву.
Коса – сплетенные волосы.                                                    Схема 2-го предложения,
– Какая коса у Нины?                                                        в тетради – правила.

7)  Чтение текста.

– О ком рассказ? – Прочитай название.

а)        – А при чем же котенок?
б)        чтение про себя
в)        чтение по предложениям

– Почему кота так назвали? (Маленький, беспомощный, бесхитростный)

  • Как понять «Уноси, красотка, ноги» (Кот может поймать).
  • А кто это говорит?
  • Зачем он это говорит сороке? (Хочет ее предупредить) По времени

– Что узнали о сороке?

IV. Чтение текста Надеждиной «Почему ее назвали капустой» (читает учитель)

– Соединить рисунок со словом, (учащиеся)

Тетрадь: капитан, капитель, капюшон, капуста.

– Какая буква после к – «а». Почему? (От слова «капут»)

V. Итог урока

– Что повторили на уроке? (Гласные, согласные, читали слоги, слова, предложения, текст).
– Что узнали нового? (Как появилось слово капуста, от латинского «капут»).

VI. Задание на дом

Чтение рассказов.. Слова из бус.*