Данная игра проведена в рамках «Недели математики». Игра построена на принципе телевизионной игры «Проще простого».
Цели игры:
- повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор;
- развить у обучающихся интерес к занятиям математикой;
- развитие культуры общения.
Правила игры:
В основе игры лежит принцип «крестиков-ноликов». В программе ( в каждом из трех раундов) участвуют два игрока, один из которых играет за «крестики», а другой – за «нолики». Полем для игры является конструкция-клетка (находящаяся в центре актового зала), разделённая на девять квадратов, в каждом из которых находится человек (учителя школы, не являющиеся математиками).
Право первого хода определяла монетка. Игроки поочерёдно выбирали квадрат, который будет участвовать в текущем ходе. Человеку, находящемуся в нём, задаётся вопрос с тремя вариантами ответа.
После выбора «человека в клетке» игрок должен либо согласиться, либо не согласиться с ним. В случае верного выбора в клетке поднимался флажок определенного цвета, а в противном случае – значок другого цвета (голубой флажок – нолик, красный – крестик). Раунд продолжался до тех пор, пока в игровом поле не была образована линия из трёх флажков одного цвета, либо ничья.
В ходе игры играется три раунда, по итогам которых в каждом раунде определяется победитель. Победители в раундах получают призы: сертификаты победителей игры . Все участники: сертификаты участников. Далее, с помощью жребия из победителей раундов выбирается игрок, который играет в суперигру. Победитель суперигры получает диплом победителя
1 раунд
1. Сколько человек посещало школу Пифагора, если половина их изучала математику, четверть природу, седьмая часть проводила время в размышлении, и кроме того, было еще 3 женщины.
а) 120; б) 28; в) 58.
2. Именем какой французской женщины-математика был назван декоративный цветок.
а) Хризантема; б) Лилия; в) Гортензия.
3. Масса полного бидона с молоком 7кг, а наполненного наполовину 4кг. Какова масса бидона?
а) 0,5кг; б) 1кг; в) 1,5кг
4.«Конус» в переводе с греческого означает:
а) сосновая шишка; б) волчок; в) вулкан
5. Квадрант – это:
а) координатная четверть; б) геометрическая фигура; в) степень
6. На сковороде могут одновременно жариться 2 котлеты. Каждую котлету нужно обжарить с двух сторон, при этом для обжаривания ее с одной стороны требуется 2 мин. За какое наименьшее время можно поджарить 3 котлеты?
а) за 6 мин; б) за 8 мин; в) за 12 мин
7. С корабля надо высадить 80 пассажиров. Какое наименьшее количество семиместных лодок понадобится, чтобы всех пассажиров доставить на берег?
а) 12; б) 11; в) 10
8. Какое математическое обозначение было введено благодаря типографской опечатке?
а) знак %; б) знак √; в) знак ∞
9. Найдите одну треть неизвестного числа, о котором мы знаем, что при умножении его на 4 получается 48.
а) 8; б) 12; в) 4
Между 1 и 2 раундами проводится игра со зрителями. Приглашаются желающие. Вспомните пословицы и поговорки, в которых упоминаются числа. Побеждает тот, кто последним называет пословицу или поговорку.
2 раунд
1. Какая теорема в старину называлась «Теоремой невесты»?
а) теорема Фалеса; б) теорема Пифагора; в) теорема Виета
2. «Сектор» в переводе с греческого означает:
а) кусок; б) угол; в) резец
3. Металлическая проволока длиной 30см согнута в форме прямоугольника. Если длина этого прямоугольника равна 9см, то чему равна его ширина?
а) 6 см; б) 21 см; в) 12 см
4. Каждая область знаний – физика, химия, биология, социология, геодезия и т.д. имеет свои объекты изучения, устанавливает свойства и взаимосвязи этих объектов. Как называется «связь» в математике?
а) множество; б) функция; в) движение
5. Что означает с древнеарабского слово «алгебраист»?
а) ученый-математик; б) чертежник; в) костоправ.
6. Оля родилась на 5 лет раньше Марии. В каком году родилась Оля, если Марии в 1995 году было 10 лет?
а) в 1975г; б) в 1980г; в) в 1985г
7. Радикал – это знак:
а) умножения; б) процента; в) арифметического корня
8. Сколько нечетных чисел расположено между 18 и 28?
а) 5; б) 6; в) 7
9. Жан и Пьер участвуют в велогонке. Они стартуют вместе и едут в одном направлении. Жан проезжает один круг за 6 минут, а Пьер за 4 минуты. Через сколько минут после старта Пьер догонит Жака ?
а) 24 мин; б) 12 мин; в) 10 мин
Между 2 и 3 раундами проводится игра со зрителями. Приглашаются желающие. Каждому из них нужно сосчитать до 30 по порядку, только вместо чисел, которые делятся на 3, говорить: «Не собьюсь!»
3 раунд
1. Величайшая заслуга этого древнегреческого ученого в том, что он подвел итог построению геометрии и придал изложению столь совершенную форму, что на две тысячи лет его труд стал энциклопедией геометрии. Кто он ?
а) Архимед; б) Пифагор; в) Евклид
2. «Призма» в переводе с греческого означает:
а) отпиленное; б) прямоугольное; в) объемное
3. Масса трех чемоданов 28 кг. Масса Таниного чемодана такая же, как масса двух других чемоданов вместе. Какова масса Таниного чемодана
а) 14кг; б) 7кг; в) 22кг
4. Кому принадлежат слова: «Математика – царица наук, арифметика – царица математики»?
а) Блез Паскалю; б) Карлу Фридриху Гауссу; в) Леонарду Эйлеру
5. Витя задумал число и сказал ребятам: «Это число меньше 15. Вы называете его, когда считаете четверками. Вы называете его, когда считаете тройками. Какое это число?
а) 9; б) 12; в) 24
6. В сумке у кенгуру 3 белых, 2 черных и 5 серых носков. Кенгуру хочет, не глядя в сумку, наверняка взять 2 носка одного цвета. Какое наименьшее число носков придется вытащить кенгуру из сумки?
а) 2; б) 4; в) 7
7. Сколько нулей в записи числа, выражающего произведение всех натуральных чисел от 10 до 20?
а) 3; б) 2; в) 4
8. Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости?
а) стереометрия; б) геометрия; в) планиметрия
9. Какое слово по-гречески означает «натянутая тетива»?
а) гипотенуза; б) катет; в) проекция
Далее, с помощью жребия из победителей раундов выбирается игрок, который играет в суперигру.
Суперигра (вопрос от ведущего): В древности учение об этом математическом понятии было в большом почете у пифагорийцев. С ним они связывал мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во всей Вселенной. Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, искусстве, и является условием правильного, наглядного и красивого построения или воображения. Современная запись определения этого понятия с помощью математических знаков была введена знаменитым немецким математиком 17 века Готфридом Вильгельмом Лейбницем. В 19-м предложении 7-ой книги Евклид доказывает основное свойство этого математического понятия. Его использовали для решения различных задач и в древности, и в средние века, легко и быстро с его помощью решаются задачи и настоящее время. О каком математическом понятии идет речь? (Ответ: Пропорция).
Далее обучающиеся рассказывают о том, где применяются пропорции, сопровождая свой рассказ презентацией. (Приложение 1). (А можно расширить количество выступлений: рассказать о «золотом сечении»)
Поздравляем победителя суперигры, победителей и участников игры. Фотография на память.
Мероприятие заканчивается чаепитием всех участников.
Литература
- Лиман М.М. «Школьникам о математике и математиках». – М., Просвещение, 1981.
- Глейзер Г.И. «История математики в школе». – М., Просвещение, 1981.
- Бланк М.Б., Бланк Г.Д. «Математика после уроков». – М., Просвещение, 1971.
- Виленкин Н.Я. и др. «За страницами учебника математики». – М., Просвещение, АО «Учебная литература», 1996.