Математическая игра "Проще простого"

Разделы: Математика


Данная игра проведена в рамках «Недели математики». Игра построена на принципе телевизионной  игры «Проще простого».

Цели игры:

  • повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор;
  • развить у обучающихся  интерес к занятиям математикой;
  • развитие культуры общения.

Правила игры:

В основе игры лежит принцип «крестиков-ноликов». В программе ( в каждом из трех  раундов)  участвуют два игрока, один из которых играет за «крестики», а другой – за «нолики». Полем для игры является конструкция-клетка (находящаяся в центре актового зала), разделённая на девять квадратов, в каждом из которых находится человек (учителя школы, не являющиеся математиками).

Право первого хода определяла монетка. Игроки поочерёдно выбирали квадрат, который будет участвовать в текущем ходе. Человеку, находящемуся в нём, задаётся вопрос с тремя вариантами ответа.

После выбора «человека в клетке» игрок должен либо согласиться, либо не согласиться с ним. В случае верного выбора в клетке поднимался флажок определенного цвета, а в противном случае – значок другого цвета  (голубой флажок – нолик, красный – крестик). Раунд продолжался до тех пор, пока в игровом поле не была образована линия из трёх флажков одного цвета, либо ничья.

В ходе игры  играется три раунда, по итогам которых  в каждом раунде определяется победитель. Победители в раундах получают призы: сертификаты победителей игры . Все участники: сертификаты участников. Далее,  с помощью жребия из победителей раундов выбирается игрок, который  играет в суперигру. Победитель суперигры получает диплом победителя

1 раунд

1. Сколько человек посещало школу Пифагора, если половина их изучала математику, четверть природу, седьмая часть проводила время в размышлении, и кроме того, было еще 3 женщины. 

а) 120;  б) 28;  в) 58.

2. Именем какой французской женщины-математика был назван декоративный цветок.

а) Хризантема;  б) Лилия;  в) Гортензия. 

3. Масса полного бидона с молоком 7кг, а наполненного наполовину 4кг. Какова масса бидона?

а) 0,5кг;    б) 1кг;    в) 1,5кг

4.«Конус» в переводе с греческого означает:

а) сосновая шишка;   б) волчок;   в) вулкан

5. Квадрант – это:

а) координатная четверть;   б) геометрическая фигура;  в) степень

6. На сковороде могут одновременно жариться 2 котлеты. Каждую котлету нужно обжарить с двух сторон, при этом для обжаривания ее с одной стороны требуется 2 мин. За какое наименьшее время можно поджарить 3 котлеты?

а) за 6 мин;    б) за 8 мин;    в) за 12 мин

7. С корабля надо высадить 80 пассажиров. Какое наименьшее количество семиместных лодок понадобится, чтобы всех пассажиров доставить на берег?

а) 12;   б) 11;   в) 10

8. Какое математическое обозначение было введено благодаря типографской опечатке?

а) знак %; б)  знак √; в) знак ∞

9. Найдите одну треть неизвестного числа, о котором мы знаем, что при умножении его на 4 получается 48.

а) 8;   б) 12;   в) 4

Между 1 и 2  раундами проводится  игра со зрителями. Приглашаются  желающие. Вспомните пословицы и поговорки, в которых упоминаются числа. Побеждает тот, кто последним называет  пословицу или поговорку.

2 раунд

1. Какая теорема в старину называлась «Теоремой невесты»?

а) теорема Фалеса;    б) теорема  Пифагора;   в) теорема Виета

2. «Сектор» в переводе с греческого означает:

а) кусок;   б) угол;   в) резец

3. Металлическая проволока длиной 30см согнута в форме прямоугольника. Если длина этого прямоугольника равна 9см, то чему равна его ширина?

а) 6 см;    б) 21 см;    в) 12 см

4. Каждая область знаний – физика, химия, биология, социология, геодезия и т.д. имеет свои объекты изучения, устанавливает свойства и взаимосвязи этих объектов. Как называется «связь» в математике?

а) множество;   б) функция;   в) движение

5. Что означает с древнеарабского слово «алгебраист»?

а) ученый-математик; б) чертежник; в) костоправ.

6. Оля родилась на 5 лет раньше Марии. В каком году родилась Оля, если Марии в 1995 году было 10 лет?

а) в 1975г;    б) в 1980г;    в) в 1985г

7. Радикал – это знак:

а) умножения;   б) процента;   в) арифметического корня

8. Сколько нечетных чисел расположено между 18 и 28?

а) 5;     б) 6;    в) 7

9. Жан и Пьер участвуют в велогонке. Они стартуют вместе и едут в одном направлении. Жан проезжает один круг за 6 минут, а Пьер за 4 минуты. Через сколько минут после старта Пьер догонит Жака ?

а) 24 мин;    б) 12 мин;    в) 10 мин

Между 2 и 3 раундами проводится  игра со зрителями. Приглашаются  желающие. Каждому из них  нужно сосчитать до 30 по порядку, только вместо чисел, которые делятся на 3, говорить: «Не собьюсь!»

3 раунд

1. Величайшая заслуга этого древнегреческого ученого в том, что он подвел итог построению геометрии и придал изложению столь совершенную форму, что на две тысячи лет его труд стал энциклопедией геометрии. Кто он ?

а) Архимед;   б) Пифагор;   в) Евклид

2. «Призма» в переводе с греческого означает:

а) отпиленное;   б) прямоугольное;   в) объемное

3. Масса трех чемоданов 28 кг. Масса Таниного чемодана такая же, как масса двух других чемоданов вместе. Какова масса Таниного чемодана

а) 14кг;    б) 7кг;    в) 22кг

4. Кому принадлежат слова: «Математика – царица наук, арифметика – царица математики»?

а) Блез Паскалю; б) Карлу Фридриху Гауссу;  в) Леонарду Эйлеру

5. Витя задумал число и сказал ребятам: «Это число меньше 15. Вы называете его, когда считаете четверками.  Вы называете его, когда считаете тройками. Какое это число?

а) 9;   б) 12;   в) 24 

6. В сумке у кенгуру 3 белых, 2 черных и 5 серых носков. Кенгуру хочет, не глядя в сумку, наверняка взять 2 носка одного цвета. Какое наименьшее число носков придется вытащить кенгуру из сумки?

а) 2;    б) 4;    в) 7

7. Сколько нулей в записи числа, выражающего произведение всех натуральных чисел от 10 до 20?

а) 3;     б) 2;    в) 4

8. Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости?

а) стереометрия;   б) геометрия;   в) планиметрия

9. Какое слово по-гречески означает «натянутая тетива»?

а) гипотенуза;   б) катет;   в) проекция

Далее, с помощью жребия из победителей раундов выбирается игрок, который  играет в суперигру.

Суперигра (вопрос от ведущего):  В древности учение об этом математическом понятии было в большом почете у пифагорийцев. С ним они связывал мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во всей Вселенной. Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, искусстве, и является условием правильного, наглядного и красивого построения или воображения. Современная запись определения этого понятия с помощью  математических знаков была введена знаменитым немецким математиком 17 века Готфридом Вильгельмом Лейбницем. В 19-м предложении 7-ой  книги Евклид доказывает основное свойство этого математического понятия. Его использовали для решения различных задач и в древности, и в средние века, легко  и быстро  с его помощью решаются задачи и настоящее время. О каком математическом понятии идет речь? (Ответ: Пропорция).

Далее обучающиеся рассказывают о том, где применяются пропорции, сопровождая свой рассказ презентацией. (Приложение 1). (А можно  расширить количество выступлений: рассказать о «золотом сечении»)

Поздравляем победителя суперигры,  победителей и участников игры. Фотография на память.

Мероприятие заканчивается чаепитием  всех участников.

Литература

  1. Лиман М.М. «Школьникам о математике и математиках». – М., Просвещение, 1981.
  2. Глейзер Г.И. «История математики в школе». – М., Просвещение, 1981.
  3. Бланк М.Б., Бланк Г.Д. «Математика после уроков». – М., Просвещение, 1971.
  4. Виленкин Н.Я. и др. «За страницами учебника математики». – М., Просвещение, АО «Учебная литература», 1996.