Развивающие упражнения на уроках русского языка по программе "Начальная школа XXI века". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тема: Как устроен наш язык?

Цель: развитие мыслительных операций: обобщение, выделение существенных признаков.

Найди в ряду лишнее слово, объясни свой выбор. Допиши свой ряд слов, в котором произношение и написание не совпадают.

а) тропинка, лесной, кусты, снежинка
б) сугроб, зайчишка, скользкий, гладкий
в) лучший, сердце, известный, ненастный

Цель: развитие умения устанавливать закономерности, развитие зрительного (слухового) внимания.

На доске записаны слова: девоч..ка, прос..ба, ден..ги, руч..ка, шапоч..ка, тросточ..ка, мален..кий, стал..ной, мал..чик, оч..ки, свеч..ка, бол..шая, бор..ба, внуч..ка, ден..ги, восем..
Задания:

а) Продолжи ряды:

Мальчик, …
Шапочка, …

б) Все слова диктует учитель (развитие слухового внимания), дети записывают слова в два столбика

мальчик                         шапочка

Цель: развитие умения классифицировать, развитие внимания

Запиши слова в два столбика:

Об..ем, об..едки, бел..е, с..ехал, сухар..ик, крыл..я, мурав..и, брат..я, с..езд, под..ем, под..ехали, девоч..ка, суч..я, с..ежился, п..ет, книжеч..ка, в..юн, бул..ка.
Все ли слова выписал? Объясни почему.

Цель: развитие фонематического слуха, слухового внимания.

Учитель читает слова, дети определяют количество букв и звуков в словах, хлопают. (Один ряд выполняет задание, остальные–проверяют, затем работает другой ряд).
Коньки, лось, Игорь, якорь, мост, кустики, тополь, сердечко, сугроб, Иван, лейка, луч, декабрь, мед, яблоко.

Цель: развитие внимания, умения точного выполнения задания (для сильных обучающихся при выполнении задания – ограничение во времени).
Обучающиеся должны быстро и точно вычеркнуть в предложенном тексте часто встречающуюся букву О (учитывается затраченное время и количество допущенных ошибок; чем меньше величина этих показателей, тем выше отметка).
Для тренировки переключения и распределения внимания задание следует изменить: зачеркнуть одну букву вертикальной чертой, а другую – горизонтальной. (Усложнение: одну букву зачеркивать, другую – подчеркивать, третью – обводить).

Цель: развитие мышления (операция исключение лишнего, выделение существенных признаков).

Какое слово «лишнее»? Объясни почему.

1) тетрадь                              лошадь                             бежать
кровать                                  гость                                честь

2) строить                              читать                             просить
чистить                                 умный                             беречь

3) новый                                белый                             тяжелый
стол                                       горячий                           яркий

4) смешной                           зеркало                            снег
книга                                     туман                               стекло

Цель: развитие зрительного (слухового) внимания, умения классифицировать.

Даны слова: огонек, блестеть, темный, розовый, небо, часовщик, строить, гореть, широкий, мерцать, распевать, пенал, прозрачный, котенок, пассажир, мелкий, вышивать, клубок, хрустальный.
Раздели слова в три столбика:

а) без подсказки
б) с подсказкой: продолжи столбики
огонек                         блестеть                          темный
………                         ………..                           ………

Варианты: слова на доске (зрительное внимание), учитель читает слова, дети записывают в соответствующий столбик (слуховое внимание).

Цель: развитие зрительного внимания (точности, сосредоточенности), скорости мыслительных процессов, скорости восприятия.

1. Найди и исправь ошибки:

а) малоко, мороз, питух, завод, заец, лисица, руский, сарока, работа, хорошо.
б) одежда, варабей. Пасуда, ребята. Лапата, сапоги, мидведь, машина, город, диревня.

2. Исправь ошибки, там, где они есть (на доске или на индивидуальные карточки):

Верефка, ножка, изгиб, парат, обложка, замаска, пражка.

3. Выпиши слова с безударной гласной О.

В.да, гр.чи, н.ра, ст.да, хв.лить, с.лить, д.лекий, м.сты, м.рской, ст.рик, д.машний, ог.ньки, д.рить, б.льной, тр.ва, х.дить.

4. Выбери слова с парной согласной Д.

Лимоно., компо., отря., портре., самока., снегопа., велосипе., сосе., запа.

5. Зачерки приставки, которых не бывает:

По, па, пад, зо, от, ост, пере, пери, да, об, аб, на, над, нод, о, а.

6. Найди слова, в которых пишется Ж:

Дворня.ка, стекля.ка, рыбе.ка, сте.ка, фля.ка, варе.ка, промока.ка, подру.ка.

Цель: развитие ассоциативного мышления, обогащение словарного запаса.

Составь все возможные словосочетания:

Большой, глубокая, красные, глупые, солнце, крокодил, астры, река, котята.

Цель: развитие мыслительных операций (анализа и синтеза), внимания.

Найди лишнее слово, объясни свой выбор:

а) лесник, лес, лестница, лесовик
б) моряк, море, морской, уморился
в) нож, ножка, ножовка, ножницы
г) горка, горел, пригорок, горняк

Цель: развитие внимания, понятийного аппарата, ассоциативного мышления, обогащения словарного запаса.

1. Найди слову пару:

твердый –                (низкий, мягкий, высокий, сладкий, маленький, старый, большой,
высокий –                трусливый, слабый, красивый, ночной)
большой –
сильный –
горький –
молодой –
храбрый –

2. Выбери слово близкое по значению:

Медленный       (робкий, неторопливый, храбрый, неспешный)
Отважный         (мужественный, сомневающийся, робкий, храбрый)
Придумай свою историю (сказку), используя эти слова.

3. Придумай сказку, используя слова:

Радостный, ненастная, счастливый, сердце, ужасный, вкусный.
(совершенствование приемов запоминания)

Цель: развитие умения классифицировать, развитие внимания.

Раздели слова на две группы. Чем они отличаются? Что между ними общего? Какие слова не выписали? Почему?

(Из)учать, (в)тетради, (с)братом, (у)дома, (в)ставить, (к)другу, (не)ряха, (к)олечко, (на)обед, (на)мазать, (по)дороге. (по)читать, (в)бежать, (у)дома, (у)летать, (на)лить, (на)крыше.

Цель: развитие мышления.

Назови одним словом:
окунь-карась                                         автомобиль-поезд
метла-лопата                                         сапоги-туфли
лето-зима                                               прилагательное-глагол
корень-окончание                                 дождь-снег
трава-гриб                                              пчела-жук

Цель: развитие умения планировать запоминание (избирательность запоминания).

1. Запомнить и записать только слова – названия животных, состоящих из четырех букв (слова диктуются или записываются на доске).

Коза, кот, лиса, волк, леопард, тигр, медведь, лев, белка, заяц, гриб, зубр, енот, бык.

2. Запиши только имена прилагательные: книга, умник, умный, пришел, зеленый, ужасный, солнце, солнечный, грибок, грибной, интересный, интерес, замял, соленый, засолил, ненастье, ненастный, объявление, объявленный, объявил.

Тема: Развитие речи

Цель: развитие внимания, понятийного аппарата, выразительности речи, логического мышления.

Какие группы слов нельзя назвать предложением? Обоснуй свой ответ.

  1. Тихо журчит речей.
  2. Снег летать тепло весна.
  3. На проводах тесно уселись вороны.
  4. С отцом мы рыбалка удочки.
  5. Наша семья очень дружная.

Найди ошибки в предложениях:

  1. Сережа надел нарукиварежки.
  2. Где прячется домовой.
  3. Почему падают листья.
  4. По склону горы бежит ручей.
  5. Что такое Новый год.
  6. Ветер принес запах дождя.

Составь из слов предложения, изменяя окончания слов:

а) в, березовая, грачи, роща, жил
б) сирени, под, кустом, окно, зацвели

Для развития активной лексики:
Составь и запиши 3 предложения о снеге: повествовательное, вопросительное, побудительное.

Заполни пропуски в предложениях:

… плохую погоду, экскурсия состоялась.
В лесу еще было светло, … солнце уже село.
Как вчера, … сегодня стоит теплая погода.
Солнце светит, … не греет.
Для … , … пойти завтра в кино, надо сегодня выучить уроки.

Цель: развитие понимания смысла, развитие мышления, умения объяснить смысл прочитанного.

Подбери пословицу, близкую по смыслу.

Что посеешь, то и пожнешь. а) По Сеньке шапка.
б) Как постелешь, так и поспишь.
в) Что с возу упало, то пропало.
г) Каков поп, таков и приход.
Каждый сверчок знай свой шесток. а) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
б) Руби дерево по себе.
в) Как аукнется, так и откликнется.
г) Своя ноша не тянет.
У страха глаза велики. а) Волков бояться – в лес не ходить.
б) Смелость города берет.
в) Трус и таракана принимает за великана.
г) Не ножа бойся, а языка.

Цель: развитие логического мышления, связной речи, обонащение словарного запаса.

Составь и запиши предложения:

Погода (ненастье), полет (звезда), поступок (честь), улыбка (радость), жизнь (счастье).
Используя словосочетания составь рассказ.

Цель: развитие произвольного внимания (точности, работоспособности).

Спиши, исправив ошибки:

Шырако раз левалась перед селом рика. Солнце закатилос. Багрянец неба ярко отражался вваде. Было красиво и тихо. В долике веднелось силение. Тинулись рощи. У нок сердито плискалась халодная рика.

Цель: развитие логического мышления, связной речи.

Расположи предложения так, чтобы получился рассказ. Озаглавь его.

  1. Они едут гасить пожар, спасать от огня людей.
  2. Все им уступают дорогу.
  3. С шумом летят по улице ярко – красные, как огонь, автомобили.
  4. Это спешат пожарные машины.

Вставь подходящие по смыслу имена существительные.

Пролетело жаркое …, прошла золотая …, выпал первый …, пришла … Подули холодные … Ждали зимней одежды …, … и … стали еще зеленее.

Из данных слов составь предложения так, чтобы получились пословицы.

  1. Кормит, лень, портит, труд, а.
  2. Почет, рядом, труд, и, живут.
  3. Труд, перетрут, терпенье, и, все.
  4. Лицу, скромность, к, всякому.
  5. Птица, а, человек, крыльями, дружбой, сильна.