Урок по теме "Отношения". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цель урока и его задачи:

  • познакомить учащихся с новым понятием – отношение,
  • добиться понимания и запоминания новых терминов, понимания необходимости введения понятия отношения между числами, между однородными и неоднородными величинами,
  • научить применять в жизни полученные знания при делении числа в данном отношении,
  • убедить в необходимости приобретения новых знаний, развивать коммуникативные навыки учащихся,
  • побудить учащихся задуматься о разнообразии отношений между людьми.

Оборудование: раздаточный материал для выполнения задания в группе, листы для контроля, заготовка  елки из блестящей мишуры, состоящая из четырех частей.    

Ход урока

1. Организация начала урока. Приветствие. Прозвенел уже звонок, начинается урок.

2. Физкультминутка (проводит физорг Басова Люба)

Раз – подняться, потянуться
Два – поняться, потянуться
Три – в ладоши три хлопка
Головою – три кивка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

3. Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня нам предстоит провести урок по теме название которой вам известно, но я пока не хочу ее называть, ее необычность  заключается в том, что сосем недавно мы проводили классный час по такой же теме, как она будет звучать вы определите сами, как только мы проверим с вами часть домашнего задания.

4. Провека фрагмента домашнего задания.

Давайте ответим на заданный вчера вопрос: «Что бы числа сказали друг другу, если бы могли говорить?»

Приложение 1. (Решенные примеры записаны на обратной доске откидной доски)

Варианты ответов: при делении двух дробей одной обыкновенной, другой десятичной дроби должны «договориться» между собой в каком виде выполнять действие : в обыкновенных или  десятичных дробях, рассмотреть все возможные варианты. Какие отношения складываются при этом между числами? Что для одного числа означает пойти навстречу другому?

Ребята, помните следующее задание?

Задача. Родители пообещали  Пете купить новую куртку. На распродаже куртку в 3200 рублей  купили со скидкой за 2400 рублей. На какие вопросы отвечают выполненные действия? Вам нужно было понять вопрос и записать пояснение к выполненным действиям.

Приложение 1. (Выполненные действия записаны на доске)

К первому действию – какую часть составляет скидка по отношению к цене куртки?

Ко второму действию– какую часть составляет скидка, выразите эту скидку в процентах

К третьему действию – во сколько раз стоимость куртки больше скидки?

К четвертому – во сколько раз изначальная цена куртки больше той, которую заплатили по скидке?

Какие слова  при проверке домашнего задания вам показались знакомыми?

Один из возможных ответов: это ОТНОШЕНИЯ, но мы говорили об отношениях между людьми, что они бывают личными, деловыми, официальными, дружескими, любовными…

Учитель: Ребята, о каком математическом действии при проверке домашнего задания больше всего говорили? Так как же будет называться наш урок?

Верно, Отношения.

5. Работа с учебником. Чтение определения на странице 117.

Знакомы мы ли с вами с этим понятием? Как считаете, зачем нужно вводить новые термины для знакомого понятия?

Составление схемы и запись ее в тетрадях.

Понятие однородных и неоднородных величин. В чем принципиальное различие нахождения отношений между ними?

Возможные ответы: если величины однородные, то либо  это во сколько раз одна величина больше другой? или  какую часть одна из величин составляет от другой? Если нужно сравнить величины в разных единицах, то для  нахождения их отношения нужно перевести величины в одинаковые единицы измерения. Если  величины неоднородные, то их отношение это новая величина, например, отношение расстояния ко времени это новая величина скорость.

6. Актуализация знаний учащихся.

Решение задач по заготовкам:

  1. Варенье  будет хорошим, если ягоды и сахар берут в отношении 1:1. Сколько нужно сахара, если клубники взяли 2 кг?
  2. Витя купил тетради в клетку и в линию в отношении 2:1. Сколько куплено всего тетрадей, если в линию куплено 10 тетрадей?
  3. Мама купила фрукты: абрикосы и сливы в отношении 3:4. Сколько было куплено слив, если всего куплено 2кг800г фруктов.

Записи в тетрадях:

1) 3+4=7 – всего частей

2) 2800:7=400(г) – на одну часть

3) 400*3=1200(г) – сливы

Ответ: 1кг200г

4) Найдите ошибку при ответе Пети на вопрос:  Во сколько раз 2км больше 50м

200:50=4

7. Комплектование групп для самостоятельной работы.

Учитель вызывает четырех человек – руководителей групп, а те в свою очередь по одному набирают свою команду. Как только группы сформированы, ребята усаживаются на указанные места и получают заготовки с заданиями.

Приложение 2.

Время на выполнение задания ограничено. При работе в группе ребятам разрешено обсуждать выполнение задания, принимать коллективные и индивидуальные решения, задавать вопросы учителю, если участники группы либо не могут прийти к единому мнению, либо не знают ответа.

8. Для проверки выполненной работы: учитель меняет тетради учащихся одной группы  передает участникам  следующей группы по часовой стрелке. Устанавливаются параметры проверки и выставления отметки. Для каждой группы выдается лист проверки. (Каждый ученик, получая лист проверки первым проверяет  и оценивает себя, а потом  проверяет доставшуюся ему работу одноклассника)

Приложение 3.

9. О результатах проверки работ рассказывает выбранный консультант.

10. Рефлексия. Учитель: Можем ли мы сейчас полностью ответить на вопрос, поставленный в начале урока: «Зачем известным величинам даются новые названия?»

Возможные ответы: это нужно, чтобы подчеркнуть многоплановость понятия отношения между числами и величинами.

Учитель. Консультанты отразят качество выполнения нашей самостоятельной работы, я предлагаю вам ребята повесить на нашу заготовленную елку шары в том количестве, сколько положительный отметок ваша группа поставила, для каждой группы отведен на елке соответствующий номеру группы слой.

После украшения елки  ребята отвечают на вопросы типа: «Какая часть класса получила хороший результат?»

На открытом уроке из 18 присутствующих учеников все 18 получили положительный результат.

Рядом с елкой записано домашнее задание №751, 759а

11. Учитель. Вот звенит опять звонок и закончился урок. Если нашим гостям урок понравился, то предлагаю им помочь в украшении нашей новогодней елки, у них на столах тоже есть шары.