Этапная игра "Средневековое общество"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Образовательные: продемонстрировать владение умениями и навыками, обрабатываемыми на уроках, знание основных понятии.                                         
  • Развивающие: активизация терминологических знаний  позволит продолжить работу над развитием навыка грамотного использования исторических терминов и понятий в речи учащихся, материал данного урока способствует также выработке умений анализа работы с атласами,  историческими источниками.
  • Воспитательные: тематика урока позволяет обратить внимание учащихся на многообразие и неоднозначность истории, на важность каждого её этапа. Осознание этого, в свою очередь, ведёт к пониманию необходимости уважения и сохранения прошлого, в котором заложено настоящее и будущее человека.

Тип урока: Этапная игра.

Оборудование: Исторические атласы, учебники, словари. (Парты сдвигаются таким образом, чтобы получилось две команды.)

Предварительная подготовка: предварительно класс делиться на две команды, у каждой команды – своё название. Команда через жеребьёвку определяет свой первый этап, и вид работы. Задания на каждом столе рассчитаны на выполнение за 10 минут. Чем больше команда даёт ответов на вопросы, тем больше баллов она получит. Через 10 минут  участники команды переходят к следующему этапу. На каждом этапе присутствует  учитель, который объясняет задания, отмечает результаты.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Учитель: – Здравствуйте ребята. Как вы себя чувствуете? Посмотрите на наших гостей и подарите им свой улыбки. Садитесь. Ребята, мы с вами завершаем изучение  очередного этапа истории, который носит название «Средние века». Уже в самом  названии, как считают многие учёные, заложена отрицательная оценка Средневековья. Так в истории закрепился образ  «тёмных веков», времени бесконечных войн и разрушений, жестоких обычаев и  кровавых расправ с вольнодумцами. Даже сейчас иногда можно услышать определение  «средневековый» в значении «дикий», «жестокий», «невежественный». Действительно, дикости, жестокости и невежества тогда хватало, впрочем, и в другую историческую эпоху.

Но отметим другое. Средние века были временем трудолюбивых крестьян  и искусных ремесленников, благородных рыцарей  и мудрых государей, вдохновенных поэтов и художников. В средние века совершались путешествия, строились величественные соборы, происходили великие открытия. Светлого и  радостного, прекрасного и мудрого в той эпохе было не чуть не меньше, чем в другой.

И сегодня я предлагаю вам вспомнить о том, что происходило в эту эпоху. Ребята будьте внимательны, если не отвечает команда который задан вопрос то может помочь другая команда и заработать баллы. Ребята давайте выберем названия команд. В игре принимают участие канада   __ и команда___.

Итак, первый этап: эпоха Средневековья  (блицопрос) (за каждый правильный  ответ – 1 балл). Время 10 минут. Ребята, не перебивайте друг друга, отвечая, поднимайте руку, совещайтесь внутри команды. За не исполнением данных требований жюри снимает баллы.

Этап первый: «Тест для первой команды».

  1. Как называется курс истории, который вы изучаете? (Средние века).
  2. Что изучает история средних веков? (История средних веков изучает жизнь, быт, культуру людей, историю различных государств).
  3. Какой период охватывает история средних веков? (с 5 по 15вв. до.н.э).
  4. Средневековье иногда называют феодализмом. От какого слова образован этот термин? (От слова «феод»).
  5. Что такое «феод»? (Феод – это участок земли, который выдавался во владение человеку за военную службу).
  6. Отношения между феодалами и сеньорами представляли  собой феодальную лестницу. На одной из её ступеней стояли  рыцари? Что такое рыцарский турнир? (Рыцари – это мелкие феодалы, которые несли военную службу. Рыцарский турнир – это состязание рыцарей за свою честь,  достоинство и сердце Прекрасной Дамы).
  7. Как мы помним, рыцари были участниками Крестовых походов. Дайте определение «Крестовые походы»? (Крестовые походы – военно-религиозные экспедиции западных европейцев на Ближний Восток с целью завоевания святых мест).
  8. Кто является вдохновителем Крестовых походов? (Римский  Папа – глава католической церкви).
  9. Но у папы было множество других забот, кроме Крестовых походов, например :еретики.Кто такие еретики? (Еретикти – противники господствующего вероучения церкви).
  10. Как в целом назывался суд над еретиками? (Инквизиция).
  11. Повторим особенности развития города в Средние века. Кто жил в городах? (Торговцы, купцы, ремесленники, Феодалы).
  12. Как назывались союзы ремесленников одной специальности? (Цеха).
  13. Военное состязание рыцарей в силе ловкости? (Турнир).
  14. Владелец земли и крепостных крестьян в Средние века? (Феодал).
  15. Ежегодные торги в которых принимали участие купцы из разных городов и стран? (Ярмарки).
  16. Главная церковь в средневековом городе? (Собор).
  17. Собрание правил, обязательных для всех членов цеха в средневековом городе? (Устав.)
  18. Повинность крепостных крестьян в пользу феодала? (Оброк).
  19. Повинность в пользу церкви? (Десятина).
  20. Человек, обязанный нести военную службу за землю? (Вассал).
  21. Название принудительных обязанностей, выполнявшихся крепостными крестьянами? (Феодальные повинности).
  22. Как называли людей исповедующих ислам? (Мусульмане).
  23. Название мусульманских храмов? (Мечети).

Тест для второй команды

  1. Имя легендарного короля Англии, героя рыцарских  романов? (Артур).
  2. Духовное лицо? (Епископ, дьякон, аббат).
  3. Название религии арабов? (Ислам).
  4. Группа людей,имеющих  закреплённые законом права и обязанности, передаваемые по наследству? (Сословие).
  5. Священный город мусульман? (Мекка).
  6. Хозяйство, в котором продукты и вещи производят не для продажи, а для  собственного потребления? (Натуральное хозяйство).
  7. Как называли человека, выступавшего против учения католической церкви в период Средневековья? (Еретик).
  8. Область деятельности, связанная с завоеванием власти и государственным управлением? (Политика).
  9. Город в Палестине? (Иерусалим).
  10. Принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала? (Барщина).
  11. Представитель господствующего класса в Средние века? (Феодал)
  12. Название одного из германских племён? (Франки).
  13. Рядовой член общины монастыря? (Монах).
  14. Мелкое производство в средневековом  городе, основанное на ручном труде? (Ремесло).
  15. Лженаука о соединении различных веществ с целью получения золота? (Алхимия).
  16. Начальник монастыря. (Аббат).
  17. Укреплённое место, поселение ремесленников и купцов? (Город).
  18. Картины, выложенные из цветных камешков или кусочков стекла? (Мозаика).
  19. Часть общинной земли, принадлежащая отдельной семье? (Надел).
  20. Государство арабов? (Халифат).
  21. Лженаука о предсказании будущего по расположению звёзд? (Астрология).
  22. Военный слуга феодала – сеньора? (Вассал).
  23. Здание городского совета в Западной Европе? (Ратуша).

Оглашение результатов членами жюри.

Этап второй:»…Эти люди делают историю»,

За каждый правильный ответ – 2 балла.

  • Коварный и хитрый, он мечтал стать единственным правителем  франкских племён. С этой целью он приказал истребить всех военных вождей и своих родственников, являющихся его соперниками. «Горе мне, что я остался среди чужестранцев, и нет у меня  никого из родных, которые могли бы мне чем– либо помочь в минуту опасности, притворно жаловался он своим приближённым… (Хлодвиг).
  • По описанию современников, король был высоким человеком крепкого телосложения. У него были большие выразительные глаза, довольно крупный нос. Живое весёлое лицо. Походка была его твёрдой, облик– мужественный, а голос – звучный. Франкский правитель высказывал большое уважение  науке. Значительную часть своей жизни он провёл в седле, совершив более 50 походов. (Карл Великий).
  • В молодости он был простым крестьянином, но сумел достичь императорского престола. Женой императора стала умная и властная актриса Феодора… (Юстиниа 1).
  • Они родились в семье знатного военачальника в греческом городе Фессалоники. Младший из братьев был отправлен   ко двору  византийского императора, где обучался с его сыном, Уже в молодые годы он демонстрировал необычайные способности к изучению наук и христианского учения. Впоследствии они стали христианскими просветителями славян. (Кирилл и Мифодий).
  • Из племени курейшитов происходит человек, которому предстояло прославить не только родной город, но и всех арабов. Позже ему явился архангел Джебраил (Гавриил) и возвестил о том, что он избран единым богом – Аллахом – быть его пророком? (Мухаммед).
  • Был самым могущественным императором Византии, добивался усиления её мощи. расширив границы страны? (Юстиниан).
  • «Спешу донести тебе, господин, важную новость. Наш великий государь. Да пребудет он в добром здравии многие лета, благополучно прибыл в святой город и папа возложил на его голову золотую корону. Свершилась Божья воля. И труды государя нашего наконец оценил по достоинству».(Провозглашение императором Карла Великого).
  • Она принимала близко к сердцу нужды государства, имея собственные воззрения на внутреннюю политику. Испытывая постоянную нужду в деньгах,она, однако. Хорошо понимала  опасность для империи финансового кризиса и бездумного выколачивания налогов. И подсказала императору ряд мер, внёсших в 535 г. Известную порядочность в отношении чиновников и народа. (Феодора, жена Юстиниана 1).

Оглашение результатов членами жюри.

Этап третий. Историческая Задача: «Кто умеет притворяться…»

За правильный ответ – 4 балла. 

Французский король Людовик II  был непревзойдённым дипломатом. Предпочитая хитрость и обман военной силе, этот, по выражению современника, «всемирный паук»  создал разветвлённую сеть шпионажа во Франции и других странах и расправлялся со своими противниками с помощью интриг. Впрочем, в случае надобности Людовик, весьма скупой по натуре, мог осыпать золотом тех, кого он намеривался привлечь на свою сторону, хорошо понимая, какую власть приобрели в это время деньги.

Король любил говорить: «Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать».

Однажды астролог короля предсказал смерть одной придворной  дамы. И действительно, дама вскоре умерла, как полагают не без помощи астролога. Разгневанный король решил убить предсказателя, но прежде вызвал его к себе и спросил: «Сколько тебе осталось жить?» Предположите, что ответил астролог и как развивались события дальше? («Государь,  – ответил заподозривший астролог, – звёзды не имеют от меня тайн. Они поведали мне, что я умру за три дня до смерти  Вашего Величества «. После этих слов астролог был окружён  особой заботой, для него созданы королевские условия жизни.

Оглашение результатов членами жюри.

Этап четвёртый: «Тот останется не у дел, кто останется на свой удел».

«Крылатое выражение».

Предлагается ситуация, в которой необходимо правильно употребить «крылатое выражение»  и объяснить его. За каждый правильный ответ – 2 балла.

  • «Бросить перчатку» (выражение произошло со времён средневекового рыцарства. Вызывая на поединок, рыцарь бросал  перчатку. Поднявший перчатку принимал вызов. Сейчас употребляется в значении « вызывать на спор, состязание.
  • Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо фургона, содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и горестно воскликнули «Что с возу упало, то пропало». (Эта поговорка возникла в средние века, когда земля и всё, что находилось на ней, принадлежало феодалу. Если падал товар с возу, он безвозвратно переходил в собственность владельца земли).
  • Рыцарь громко заявил: «Я не могу вызвать этого человека на бой, он едет с открытым забралом». (Забрало – передняя часть шлема, защищавшая лицо от удара. Она опускалась перед боем. Забрало не опускалось перед знакомыми людьми или перед человеком с добрыми намерениями. Выражение означает «открытые действия, без подвоха, честное поведение».
  • «Ходить в Каноссу». (Германский  император 12 века, выступавши против папы, был отлучён от церкви. Он должен был вымаливать прощение перед Каноссой, где в замке находился папа. Употребляется в случае униженного вымаливания  чего-либо.

2. Исторические задачи.

Необходимо как можно правильнее ответить, приближаясь к образцовому ответу. За каждый правильный ответ – 4 балла.

  • Задача «Обувь».

Характерный след в истории обуви оставила Бургундия в 14 – 15 вв., родина «носатой» обуви. Принцам разрешалось носить обувь с носами в две с половиной ступни (до 70 см), родовитым дворянам – в две ступни (60 см), рыцарям – полторы ступни (45 см), горожанам в одну ступню (до 30 см). Простолюдины должны были ограничиваться половиной ступни 15 см.

Длинные носы мешали  ходить, иногда цепочками их пристёгивали к браслету у колена. А чтобы выглядеть импозантнее, носы обуви украшали фигурками зверей, колокольчиками и даже миниатюрными зеркальцами.

Вопрос: предположите для чего в данном случае использовали зеркало.

Правильный ответ. Средневековые модники украшали длинные носы обуви миниатюрными зеркальцами для того, чтобы на ходу можно было любоваться собой.

  • Задача «Как доказать?».

Средневековые писцы по заказу своих хозяев нередко изготавливали фальшивые документы – грамоты, которые должны были служить обоснованием прав  монастыря или барона на ту или иную деревню. Чтобы избежать подобных подделок, в некоторых странах в Средние века документ о передачи земли переписывали два раза в виде двух столбцов на одном листе пергамента.

Вопрос: предположите, что нужно сделать, чтобы в случае спора доказать подлинность документа.

Правильный ответ: Лист разрезали по середине зигзагообразной линией, и одна половина шла покупателю, а другая оставалась у продавца. Если возникал спор, нужно было сложить обе  половины документов так, чтобы они точно совпали – только тогда документ признавался подлинным.    

3. Работа с документом.

  • В документе 12 века рассказывалось о том, что зависимые крестьяне к церковным праздникам  выполняли  следующие обязанности: косили траву на лугах феодала и везли сено на хозяйский двор (Б), отдавали одного из двух поросят и несколько кур (ОБ),чистили мельничные канавы (Б), приносили лепёшку и вино к столу феодала (ОБ), жали хлеб на поле феодала и отвозили его в хозяйские амбары (Б), привозили в поместье феодала несколько снопов пшеницы со своего участка (ОБ), сдавали ячмень для пива (ОБ).  Определите, какие из вышеперечисленных повинностей составляли барщину ), а какие оброк (ОБ).

За правильный ответ – 2 балла.

  • На основании данных средневековой поэмы определите, каким видом деятельности занимались рыцари?

За правильный ответ – 1 балл.

Широкий круг расчищен там,
Народ стоит по сторонам.
Участники игры лихой,
Яря коней, стремятся в бой,
Сшибаясь, копья их сверкают,
Щиты с размаху пробивают
И сами зубрятся  и гнуться-
Упорно всадники дерутся!
Сломала сёдла их игра,
Обоим спешиться пора.
Вот падают они с коней,
И мчаться те в простор полей.
Но снова оба на ногах.
Нет пользы в копьях, стременах.
Нужны помощники иные –
В руках у них мечи стальные.
И пыл в сердцах всё столь же яркий;
По шлемам сыплются удары,
И не жалеет сталь меча
Ни шеи крепкой, ни плеча…

  • Прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

В апреле 1183 года граф Корнуэльский подал жалобу в суд на жителей города Ральфа, Жильберта и Журдена, обвинив их в том, что они – его зависимые крестьяне, бежавшие в город в октябре 1182 года. Граф потребовал лишить их прав свободных граждан. В суде Жильберт доказал, что он бежал в город не в октябре, а в феврале 1182 года.

– Какое решение должен был принять суд в отношение беглых крестьян Ральфа, Журдена и Жильберта?

Правильный ответ: Крестьяне, убежавшие от сеньора в город и прожившие в нём год и один день, получали свободу. Так как Жильберт доказал, что он прожил в городе больше года, то суд не может лишить его права  свободного гражданина. Если остальные крестьяне не смогут убедить суд, что они прожили в городе больше года, то им вернут статус зависимых крестьян.

За правильный ответ – 6 баллов.

  • Прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

«Звали этого рыцаря Рудольф. Это был настоящий тиран. Однажды он скакал по дороге верхом в новом пурпурном платье, и встретился ему крестьянин, ехавший на повозке. Брызнувшая из – под колёс грязь  запачкала одежду Рудольфа, и тогда этот полный гордыни рыцарь вне себя от гнева выхватил меч  и отсёк крестьянину руку».(Из рассказа 13 века об одном из немецких рыцарей.).

Вопрос. Нарушило ли поведение рыцаря кодекс рыцарской чести? Что для простого крестьянина означала потеря руки?

Правильный ответ. Нет. Невозможность ведения хозяйства, платить оброк и отрабатывать барщину.

Заключительное слово учителя.

Учитель: Итак, сегодня вы продемонстрировали свой знания  об удивительной эпохе Средних веков. Как Вы уже знаете, об этой эпохе написано  десятки тысяч книг и статей, но это вовсе не означает, что всё уже выяснено  и все вопросы решены, ведь история всегда тесно связана с современностью, и поэтому каждое поколение историков задаёт прошлому новые вопросы и получает на них ответы. Средневековье по-прежнему вызывает споры, а значит оно по-прежнему небезразлично людям. Его познание продолжается. Мы с Вами ещё не прощаемся со Средневековьем; встретимся с этой эпохой при изучений истории Отечества.

На следующим уроке мы с вами ребята начнём изучать историю Государства и народов России. Ваше домашнее задание будет таким, нужно ознакомиться  с оглавлением учебника и списком литературы для дополнительного чтения. с.221– 223. Толя и Маша на следующий урок подготовят нам сообщение на тему «Древние люди на территорий нашей страны».