Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ

Разделы: Начальная школа


Советская педагогика, кстати, не самая плохая педагогика в мире, уделяла процессу воспитания основное место. В Советском Союзе была выстроена мощная система воспитания, но, к сожалению, она была излишне политизирована. Однако  если мы сравним «Моральный кодекс строителя коммунизма» и основные религиозные заповеди, то найдем много общего. Воспитание общечеловеческих ценностей характерно для любого этапа развития человечества, вне зависимости от государственного строя страны.

В период реорганизации нашего государства (90-е годы ХХ века) вся система коммунистического воспитания была разрушена. В принципе, это правильно – разрушается государственный строй, разрушаются и все поддерживающие его структуры. Но взамен необходимо было выстроить новую систему воспитания, которая была бы призвана формировать личность нового формата для нового государства. К сожалению, такой системы в то время выстроено не было. В результате в нашей стране выросло целое «поколение пепси». Люди стали жестоки, черствы к проблемам других людей. Отсутствие нравственного развития привело к духовному опустошению населения. Люди стали искать замену духовному наполнению в просмотре низкопробных шоу и в социальных сетях.

Систему воспитания в нашей стране необходимо возрождать. Первым шагом на этом пути может стать введение курса «Основы религиозной культуры и светской этики», но подчеркиваю, именно первым шагом, поскольку воспитанием таких нравственных качеств, как доброта, толерантность, уважение к другому человеку, патриотизм, нельзя заниматься только  34 часа, а именно на это время рассчитан курс.

Когда я впервые услышала о введении нового курса, была настроена резко отрицательно. Считала, что  введение курса основ религиозной культуры и светской этики – первый шаг к слиянию школы и церкви, а этого нельзя делать ни в коем случае. Однако, поразмыслив  некоторое время над тем, как буду работать, прониклась идеями нового курса     и увидела громадные воспитательные возможности предмета.

По моему мнению, результатом введения этого курса в школах Российской Федерации должно стать воспитание личности, способной отстаивать свою точку зрения, но в то же время уважительно относиться к мнению других людей и учитывать интересы окружающих.

Вера или неверие – это личное дело каждого человека, вере должна учить церковь, а учитель не имеет права способствовать навязыванию своих взглядов и своей веры. Новый курс ни в коей мере не должен ставить перед собой задачу приобщить детей к той или иной вере, а должен способствовать формированию у детей таких понятий, как  честь, совесть, мораль, добро, зло.  Нащупать в своей работе эту грань – сложная задача для каждого учителя. Реализация воспитательных возможностей этого курса целиком и полностью зависит от отбора учителем содержания,  призванного формировать у учащихся патриотизм, духовность, гражданственность, гуманизм, – качества, дефицит которых мы сейчас наблюдаем.

На уроках дети должны не только усваивать знания, но и учиться применять их на практике, поэтому ведущими методами работы на уроке для меня станут не только беседы и дискуссии, но и ролевая игра, частично-поисковый метод. Поскольку речь идет о введении курса в 4-х классах, это дети младшего школьного возраста, им ближе наглядно-образное мышление, планирую проводить уроки-путешествия и уроки-викторины с использованием современных образовательных технологий. Изучение этого курса также предполагает тесную связь школы с семьей, поэтому планирую проводить совместные проекты «Моя семья», «Моя родословная», «Добро и зло в сказках народов мира» и другие, а также проводить совместные праздники «У каждого есть друг», «В мире ты не один».

Надеюсь, с введением этого курса нам удастся начать воспитывать человека нового формата, человека свободного, но не ущемляющего своей свободой свободу других людей.