Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Образовательные:
– развивать умения изменять имена существительные по падежам;
– закреплять навыки учащихся по данной теме;
– повторить разбор имен существительных по составу.

2. Развивающие:
– обогащать речь учащихся;
– способствовать формированию навыков грамотного письма.

3. Воспитательные:
– воспитывать интерес к предмету;
– воспитывать самостоятельность.

Оборудование урока: карточки с названиями падежей, таблицы: алгоритм определения падежа имени существительного и с названием падежей, падежных вопросов, вспомогательных слов.

Ход урока

1. Организационный момент: Игра-приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
– желаю (соприкасаясь большими пальцами);
– успеха (указательными);
– большого (средними);
– во всем (безымянными);
– и везде (мизинцами);
– Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью рук.)

Действия повторяются учащимися второй раз, но после “встречи” мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза “Удачи тебе на уроке!”.

2. Словарная работа. Мотивация.

Мы продолжаем путешествие по городу Морфология. Остановимся на одной из улиц этого города, которую вы назовете сами, выполнив следующее задание:

Есть много интересных слов.

Их знаете давно.

Вот, например, (пишите столбиком; слабым раздаю карточки):

Памятник,

Аллея,

Длина,

Единица,

Жизнь,

– Подчеркните орфограммы.
– Что объединяет эти слова?

Дети: Это имена существительные.

– Докажите.
– Назовите постоянные признаки. (Одушевленность, неодушевленность, род.)
– Непостоянные признаки? (Число.)

Разбор по составу:

Единица – 1 в.

Длина – 2 в.

Проверка:

– Выделите карандашом в столбике первые буквы слов.
– Какое слово получилось?

Дети: падеж.

– Это ключевое слово нашего урока.
– Вспомним, что мы уже знаем о падежах.

Показываю карточки с названием падежей.

Учащиеся по рядам называют: падеж, вспомогательные слова, вопрос.

– Изменение существительных по падежам это словоизменение или словообразование?
– Почему?

3. Постановка проблемного вопроса.

– Как вы думаете, все мы знаем об изменении имен существительных по падежам?
– Хотите знать?
– Ну, в добрый путь.
– Легко ли определить падеж существительного ЗЕМЛЕ? Дети: нет ни предложения, ни словосочетания, ни предлога.
– А как надо действовать, чтобы определить падеж имени существительного?
– Эту проблему надо решить сегодня на уроке. (Проблему записать заранее на доске)

4. Решение проблемы.

1) работа на доске. (1 ученик на доске работает, все в тетрадях.)

Диктую: Одинокий лист лежит на земле.

– Подчеркните грамматическую основу предложения. Обозначьте имена существительные.
– Нам надо определить падеж существительных: лист и на земле.
– Ваши действия. (Учащиеся предлагаю варианты.)
– Есть другие варианты действий

После этого появляется таблица “Алгоритм определения падежа существительных”

а) Надо найти слово, от которого это существительное зависит.
б) Поставить вопрос от этого слова к тому, падеж которого мы определяем.

– Если данное слово является подлежащим, может ли оно быть зависимым?

Дети: Нет, это главный член предложения.

– В каком падеже всегда стоит подлежащее? Определите.

Дети: В И.п..

– Определите падеж слова НА ЗЕМЛЕ, используя алгоритм.

1-й шаг: Находим слово, от которого зависит существительное (на) земле.

Дети: ЭТО слово ЛЕЖИТ.

– 2-й шаг: Ставим от него вопрос.

Дети: Лежит (где? на чем?) на земле.

Существительное (на) земле стоит в П.п..

– Как еще можно определить падеж у имени существительного?
– Об этом узнаем, прочитав задание к упр. 124, стр. 82.

(Учащиеся читают про себя и затем вслух.)

– Что же еще можно использовать при определении падежа у имени существительного?

Дети: Вспомогательные слова.

– Повторим их (используется таблица)

Учащиеся “по цепочке” называют падеж и вспомогательное слово.

5. Закрепление изученного материала.

– Закрепим умение определять падеж имени существительного, используя алгоритм.
– Выполним упр. 124. (1 ученик у доски, все в тетрадях.)
– Читаем задание. Что надо выписать? (Пишем столбиком.)

Дети: словосочетания.

– Сказуемое и подлежащее являются словосочетание?

Дети: нет, это главные члены предложения.

Упражнение выполняется под руководством учителя.

Разбиваю (что?) палатку. (В.п..)
под дно (чего?) палатки (Р.п..)
натягивать (что?) палатку (В.п..)
по бокам (чего?) палатки (Р.п..)
читаю (где?, в чем?) в палатке (П.п..)

Итог: как надо действовать, чтобы определить падеж имени существительного?

Самостоятельная работа.

Упр. 125, стр. 83.

а) Чтения задания учениками про себя, затем вслух.
б) учащиеся самостоятельно списываю текст и определяют падеж выделенных существительных.

При выполнении упражнения, класс делится на разноуровневые группы.

1-ая группа: второе предложение.
2-ая группа: первое предложения.
3-ая группа: третье предложение.

в) Работает “скорая помощь”.

6. Итог урока.

Чему мы научились на уроке?

Как надо действовать, чтобы определить падеж имени существительного?

7. Рефлексия. Анкета.

Своей работой на уроке я:
а) доволен;
б) не совсем доволен;
в) недоволен.

– Подчеркнуть подходящий вариант ответа для оценки своей работы на уроке.