Цели урока:
1. Образовательные:
– развивать умения изменять имена существительные по падежам;
– закреплять навыки учащихся по данной теме;
– повторить разбор имен существительных по составу.
2. Развивающие:
– обогащать речь учащихся;
– способствовать формированию навыков грамотного письма.
3. Воспитательные:
– воспитывать интерес к предмету;
– воспитывать самостоятельность.
Оборудование урока: карточки с названиями падежей, таблицы: алгоритм определения падежа имени существительного и с названием падежей, падежных вопросов, вспомогательных слов.
Ход урока
1. Организационный момент: Игра-приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с
больших пальцев, и говорят:
– желаю (соприкасаясь большими пальцами);
– успеха (указательными);
– большого (средними);
– во всем (безымянными);
– и везде (мизинцами);
– Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью рук.)
Действия повторяются учащимися второй раз, но после “встречи” мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза “Удачи тебе на уроке!”.
2. Словарная работа. Мотивация.
Мы продолжаем путешествие по городу Морфология. Остановимся на одной из улиц этого города, которую вы назовете сами, выполнив следующее задание:
Есть много интересных слов.
Их знаете давно.
Вот, например, (пишите столбиком; слабым раздаю карточки):
Памятник,
Аллея,
Длина,
Единица,
Жизнь,
– Подчеркните орфограммы.
– Что объединяет эти слова?
Дети: Это имена существительные.
– Докажите.
– Назовите постоянные признаки. (Одушевленность, неодушевленность, род.)
– Непостоянные признаки? (Число.)
Разбор по составу:
Единица – 1 в.
Длина – 2 в.
Проверка:
– Выделите карандашом в столбике первые буквы слов.
– Какое слово получилось?
Дети: падеж.
– Это ключевое слово нашего урока.
– Вспомним, что мы уже знаем о падежах.
Показываю карточки с названием падежей.
Учащиеся по рядам называют: падеж, вспомогательные слова, вопрос.
– Изменение существительных по падежам это словоизменение или
словообразование?
– Почему?
3. Постановка проблемного вопроса.
– Как вы думаете, все мы знаем об изменении имен существительных по падежам?
– Хотите знать?
– Ну, в добрый путь.
– Легко ли определить падеж существительного ЗЕМЛЕ? Дети: нет ни предложения, ни
словосочетания, ни предлога.
– А как надо действовать, чтобы определить падеж имени существительного?
– Эту проблему надо решить сегодня на уроке. (Проблему записать заранее на
доске)
4. Решение проблемы.
1) работа на доске. (1 ученик на доске работает, все в тетрадях.)
Диктую: Одинокий лист лежит на земле.
– Подчеркните грамматическую основу предложения. Обозначьте имена
существительные.
– Нам надо определить падеж существительных: лист и на земле.
– Ваши действия. (Учащиеся предлагаю варианты.)
– Есть другие варианты действий
После этого появляется таблица “Алгоритм определения падежа существительных”
а) Надо найти слово, от которого это существительное зависит.
б) Поставить вопрос от этого слова к тому, падеж которого мы определяем.
– Если данное слово является подлежащим, может ли оно быть зависимым?
Дети: Нет, это главный член предложения.
– В каком падеже всегда стоит подлежащее? Определите.
Дети: В И.п..
– Определите падеж слова НА ЗЕМЛЕ, используя алгоритм.
1-й шаг: Находим слово, от которого зависит существительное (на) земле.
Дети: ЭТО слово ЛЕЖИТ.
– 2-й шаг: Ставим от него вопрос.
Дети: Лежит (где? на чем?) на земле.
Существительное (на) земле стоит в П.п..
– Как еще можно определить падеж у имени существительного?
– Об этом узнаем, прочитав задание к упр. 124, стр. 82.
(Учащиеся читают про себя и затем вслух.)
– Что же еще можно использовать при определении падежа у имени существительного?
Дети: Вспомогательные слова.
– Повторим их (используется таблица)
Учащиеся “по цепочке” называют падеж и вспомогательное слово.
5. Закрепление изученного материала.
– Закрепим умение определять падеж имени существительного, используя
алгоритм.
– Выполним упр. 124. (1 ученик у доски, все в тетрадях.)
– Читаем задание. Что надо выписать? (Пишем столбиком.)
Дети: словосочетания.
– Сказуемое и подлежащее являются словосочетание?
Дети: нет, это главные члены предложения.
Упражнение выполняется под руководством учителя.
Разбиваю (что?) палатку. (В.п..)
под дно (чего?) палатки (Р.п..)
натягивать (что?) палатку (В.п..)
по бокам (чего?) палатки (Р.п..)
читаю (где?, в чем?) в палатке (П.п..)
Итог: как надо действовать, чтобы определить падеж имени существительного?
Самостоятельная работа.
Упр. 125, стр. 83.
а) Чтения задания учениками про себя, затем вслух.
б) учащиеся самостоятельно списываю текст и определяют падеж выделенных
существительных.
При выполнении упражнения, класс делится на разноуровневые группы.
1-ая группа: второе предложение.
2-ая группа: первое предложения.
3-ая группа: третье предложение.
в) Работает “скорая помощь”.
6. Итог урока.
Чему мы научились на уроке?
Как надо действовать, чтобы определить падеж имени существительного?
7. Рефлексия. Анкета.
Своей работой на уроке я:
а) доволен;
б) не совсем доволен;
в) недоволен.
– Подчеркнуть подходящий вариант ответа для оценки своей работы на уроке.