Цель урока: развитие умений и навыков по теме.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Среднее значение. Медиана», продолжить работу над формированием умения находить среднее значение и медиану чисел;
- Повторить алгоритм вычисления в таблицах;
- Совершенствовать вычислительные навыки учащихся.
2.Развивающие:
- развитие логического мышления учащихся, развитие памяти, внимания, умения рассуждать, выделять главное.
- самостоятельно приобретать знания, навыки и применять их на практике.
- связь предмета алгебры и теории вероятностей и статистики с реальной жизнью.
3. Воспитательные:
- формирование самостоятельности;
- создание мотивации на успешное обучение;
- воспитание ответственного отношения к учёбе
- развитие у учащихся аккуратности, внимательности.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Ребята на прошлых уроках мы с вами научились находить среднее значение и медиану чисел.Сегодня мы продолжим решать задачи. Я уже говорила, что это очень важная тема, знание которой пригодится вам на уроках физики, географии, биологии, химии, да и просто в практической жизни
II. Вопросы учителя:
- Что называется средним арифметическим нескольких чисел?
- Как найти среднее арифметическое?
- Что называется медианой набора различных чисел?
- Как найти медиану набора различных чисел?
Молодцы!
А теперь, ребята, давайте сделаем несколько устных заданий:
1. Вычислить устно:
А) Решите задачу: Мама первые шесть месяцев получала 10000 рублей в месяц, а последние шесть месяцев по 12000 рублей. Какая средняя зарплата была у мамы за месяц в году?
- 10000 *6=60000 (руб.) – зарплата за первые шесть месяцев;
- 12000 *6=72000 (руб.) – зарплата за последние шесть месяцев;
- 60000+72000=132000 (руб.) – зарплата за весь год;
- 132000:12=11000 (руб.) – средняя зарплата за месяц.
В) вычислите:
- Найти среднее арифметическое чисел: 25; 5; 30; 40
- Найти медиану чисел: 45; 34; 78; 55; 66
- У Пети в кармане 200 рублей, 20% всех денег Петя потратил на мороженое, 30% на покупку конфет. Сколько денег осталось у Пети?
Молодцы, ребята.
2. Ребята, я уже говорила вам, что предмет теория вероятностей и статистика очень нужен и важен в практической жизни, а также при изучении таких предметов как география, физика, химия, а также просто в реальной жизни. Изучая в дальнейшем этот предмет, вы увидите,насколько он связан с нашей повседневной жизнью и, как пригодится вам на практике. Давайте решим несколько практических задач.
1. На базу в течении пяти лет привозили различные овощи в тоннах
Наименование | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Картофель | 135 | 195 | 200 | 332 | 283 |
Свекла | 57 | 117 | 121 | 135 | 120 |
Морковь | 69 | 129 | 268 | 222 | 252 |
Лук | 99 | 129 | 321 | 241 | 265 |
Огурцы | 60 | 90 | 106 | 132 | 122 |
Помидоры | 84 | 114 | 143 | 213 | 111 |
Найти среднее значение привезенного картофеля, свеклы, моркови, лука, огурцов и помидоров в течение пяти лет.
2. Урожайность зерновых культур в 1992-2001 годах
Год | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
Урожайность | 18,0 | 17,1 | 15,3 | 13,1 | 14,9 | 17,8 | 12,9 | 14,4 | 15,6 | 19,4 |
По данным данной таблицы вычислите медиану урожайности и среднюю урожайность зерновых культур за период :
А) 1992-2001 годы;
Б) 1992-1996 годы;
В)1997-2001 годы.
Сравните медиану и среднее значение.
3. Многие из вас ребята летом ездят отдыхать в лагерь Давайте решим задачу. Для лагеря надо закупить спортивный инвентарь. Давайте посчитаем сколько надо потратить денег, чтобы купить всё необходимое.
Ребята, заполните таблицу
№ | Наименование | Ед. измерения | Количество | Цена ед. измерения | Стоимость в рублях |
1. | Мяч футбольный | шт. | 35 | 550 | |
2. | Мяч волейбольный | шт | 20 | 450 | |
3. | Ракетка теннисная | шт | 40 | 260 | |
4. | Теннисные мячи | коробка | 15 | 300 | |
Итого |
3. Ребята, а теперь давайте повторим материал, который изучали ранее.
Задача 1. Производство электроэнергии в России (млрд. кВТ ч)
Год | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Электроэнергия | 827 | 846 | 878 | 891 | 891 | 916 | 931 | 953 | 991 |
- Сколько электроэнергии было произведено в России в 2001 г.?
- В каком году электроэнергии было произведено больше в 2002 году или в 2004 году?
- В каком году электроэнергии было произведено больше всего?
Молодцы. Мы с вами повторили на уроке алгоритм нахождения среднего арифметического, медианы, составления сметы расходов. Вы видите насколько предмет – теория вероятностей и статистика пригодятся в повседневной жизни.
На этом наш урок окончен.
III. Итог урока.
Домашнее задание: повторить п. 10, 11, № 6, 8.