Умение правильно употреблять формы слов – признак хорошей, грамотной речи. Ничто так не разрушает имидж человека, как промелькнувшие в его речи «более светлее» или «пара сапогов». Ошибки в форме – неправильное падежное или родовое окончание, неправильная форма множественного числа существительных, повелительного наклонения глагола и т.п. – изживаются, если, готовясь к ЕГЭ, потратить определенное время на отработку задания А3.
Что чаще всего в нем проверяется (а значит, надо выучить и отработать):
1. Числительные
А. Как склоняются порядковые и количественные числительные.
У порядковых меняется только последнее слово, все другие остаются неизменными (Родился (в каком?) в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году. Это случилось (в каком?) в две тысячи восьмом году.
Весьма частая ошибка – шедевры типа «в двухтысяче(и)пятом году». Поэтому следующее замечание с примерами прочтем при полном внимании:
У порядковых – не меняется ничего, кроме последнего слова (Это случилось в тысяча восемьсот девяносто шестом году.)
У количественных меняется каждое слово, более того – каждая часть слова Напечатано (около скольких?) около тысячи девятисот пяти книг. Подобраны комментарии (к скольким?) к двум тысячам восьми книгам).
Поскольку при склонении русских числительных далеко не лучшие к ним чувства испытывают ученики всех времен, применяются разные подсказки.
Подсказка 1 – у числительных двести, триста и т.п. падежное окончание обычно совпадает с окончанием существительного ( нет двухсот(нулевое) книг(нулевое); дать двумстам книгам, доволен двумястами книгами).
Подсказка 2 – у числительных, обозначающих сотни (200-900), Р.п. – всегда на –сот: двухсот, шестисот, восьмисот. Но: если сотня одна (сто) Р.р. и все остальные, кроме И.п. и В.п. – ста: нет ста человек, подойти к ста ученикам, доволен ста работами.
Подсказка 3 – числительные 40,90 склоняются так же, как и одиночное 100 (см. подсказку 2), то есть имеют только две формы: сорок, девяносто, сто (И.п. и В.п.) и сорока, девяноста, ста (все остальные падежи): например: полка со ста книгами (с сорока книгами, с девяноста книгами).
Б. Как и с чем употребляются собирательные числительные.
– Двое, трое, четверо и другие собирательные числительные употребляются только с 3 группами слов:
1) лица мужского пола (не предметы мужского
рода!) (трое мужчин, семеро человек)
2) парные предметы (двое брюк, трое очков)
3) детеныши (пятеро волчат, трое
лисят, двое ребят)
!Подсказка – с женщинами и взрослым животными – не употреблять! (то есть нельзя : двое девушек, трое тигров, – можно: две девушки, три тигра).
– Оба или обе?
С существительными м.р. и ср.р. – оба (оба мальчика, оба учебника, оба стола. Соответственно – обоих мальчиков, обоим учебникам, обоими столами). С существительными ж.р. – обе (обе девочки, обе книги, обе парты. Соответственно – обеих девочек, обеим книгам, обеими партами).
2. Степени сравнения прилагательных и наречий
Наиболее частая ошибка – соединяются простая и составная формы.
Правильная сравнительная степень:
простая форма – светлее, выше, дальше
(из 1 слова);
составная форма – более светлый, менее
высокий у прилагательных или более
светло, менее высоко – у наречий (из 2 слов).
Формы более светлее или менее выше – НЕПРАВИЛЬНЫ!
Правильная превосходная степень:
простая форма – светлейший, высочайший,
наибольший (из 1 слова);
составная форма – самый светлый, наиболее
светлый, светлее всего (светлее всех) – у
прилагательных.
Формы самый светлейший, самый наисветлейший – ОШИБОЧНЫ!
Превосходная степень наречия – этот камень преткновения на ЕГЭ – в обычной речи интуитивно употребляется верно: выше всех (выше всего) (от наречия «высоко»).
3. Повелительное наклонение глаголов
Правильные формы повелительного наклонения глагола ЕЗДИТЬ – ЕЗДИ, а ЕХАТЬ – ПОЕЗЖАЙ (***никаких ездий, едь, ехай!). Соответственно я ЕЗЖУ, ЕДУ, он ЕЗДИТ, ЕДЕТ (***и никаких я ездию, он ездиет!).
Просторечные формы езжай (вместо ПОЕЗЖАЙ), выдь (вместо ВЫЙДИ), положь (вместо ПОЛОЖИ) в литературной речи (А на ЕГЭ проверяется именно она) лучше не употреблять.
В формах глаголов с приставкой ВЫ- (высуни – высунь, выстави – выставь, выправи– выправь), а также почисти – почисть, не порти – не порть, не корчи – не корчь, не морщи – не морщь допустимы оба варианта, но только в ед.ч. Во мн.ч. – правильна одна форма – на -ИТЕ (высуните, выставите и т.д.)!
О чередовании согласных в глаголах ХОТЕТЬ (ед.ч. – хочу, хочешь, хочет, но мн.ч. – хотим, хотите, хотят) и БЕЖАТЬ (бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут) говорить излишне. Формы беги, бегите – это повелительное наклонение. Так что внимательнее к контексту!
Частые ошибки – в глаголах колебать, дремать, щипать, махать. Правильные формы – КОЛЕБЛЕТ, ДРЕМЛЕТ, ЩИПЛЕТ, МАШЕТ (***всякие колебает, дремает, щипает, махает – ОШИБКИ!).
4. Окончания некоторых существительных в И.п. мн.ч.
Обычно для разных существительных используется одна из форм:
на -И(-Ы) или на -А(-Я).
Форма на -И(-Ы): Бухгалтеры |
Форма на -А(-Я) директора |
Здесь надо просто смотреть в словарь и запоминать. Иногда в словах допустимы оба варианта, но предпочтение лучше отдавать литературному (разговорный вариант ЕГЭ не любит!)
5. Окончания существительных в Р.п. мн.ч.
Возможны 3 типа окончаний: нулевое,
-ОВ(-ЕВ) и -ЕЙ.
Трудно запомнить все, но можно выучить хотя бы
наиболее часто употребляемые слова.
Итак, формы:
А) с нулевым окончанием (пара) ботинок (отряд) солдат (килограмм) яблок
|
Б) на -ОВ(-ЕВ) носков сапёров
граммов |
В) на -ЕЙ врачей |
В заключение надо сказать, что все усилия, приложенные к тому, чтобы запомнить правильные формы, окажутся безуспешными, если делать это лишь с мыслью об экзамене. А вот постоянный контроль собственной речи куда более эффективен, особенно если договориться с приятелями или одноклассниками замечать ошибки друг друга.