Пояснительная записка
С 2009 года в Российской Федерации введен обязательный единый государственный экзамен с целью формирования объективной оценки качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений и абитуриентов.
Актуальность данной проблемы возникает в связи с совмещением на ЕГЭ двух экзаменов – выпускного школьного и вступительного в высшее учебное заведение и среднее специальное учебное заведение.
Система профильного обучения на старшей ступени школы включает комплекс базовых, профильных и элективных курсов. Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся.
Введение элективного курса «Теория и практика общей, неорганической и органической химии» как вариативной части учебного плана образовательного учреждения обусловлено тем, что в инвариантной части на базовом уровне предусмотрен только 1 час в неделю в 10 и 11 классах.
Содержание элективного курса предоставляет учащимся возможность реализовать свой интерес к предмету химии, существенно расширяет кругозор учащихся, так как в нем предусмотрено обобщение и углубление знаний по узловым вопросам курса химии.
Практическая направленность – химический эксперимент открывает возможность сформировать у учащихся специальные знания по предмету, научить безопасному и экологически грамотному обращению с химическими веществами.
Программа адресована учащимся 10 и 11 классов при подготовке к итоговой аттестации. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с по мощью 13 контрольных тестовых заданий по основным разделам курса. Программа элективного курса общим объемом 68 часов изучается в течение учебного года в 10 классе и 68 часов – в 11 классе.
Учебная программа построена в соответствии с требованиями Государственного стандарта по химии на основе методических рекомендаций МО РФ по результатам сдачи ЕГЭ в РФ.
Цель программы: содействие формированию у обучающихся более высокого уровня общей подготовки по химии.
Задачи программы:
- систематизировать полученные ранее знания и умения по химии и направить их на подготовку к ЕГЭ;
- совершенствовать умения и навыки владения методами решений задач повышенного уровня, выполнение практикумов экспериментального характера, решения тестовых заданий, сдачи ЕГЭ по химии;
- развивать познавательные интересы, индивидуальные и творческие способности в процессе изучения химии.
В процессе изучения курса необходимо сочетать индивидуальные и групповые формы учебной деятельности.
В результате прохождения данного курса обучающийся должен:
- знать\понимать
- основные понятия, определения, законы химии;
- основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
- уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
- определять принадлежность веществ к различным классам органических и неорганических соединений, изомеры и гомологи, типы реакций в неорганической и органической химии, валентность и степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель, тип химической связи, характер среды в водных растворах;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации.
Учебно-тематический план. 10 класс
Наименование разделов и тем | Количество часов |
Формы контроля |
||
всего | лекции | практика | ||
Раздел 1. Углеводороды |
24 |
10 |
14 |
Тест № 1 |
Раздел 2. Кислородосодержащие
органические вещества |
24 |
11 |
13 |
Тест № 2 |
Раздел 3. Углеводы |
10 |
6 |
4 |
Тест № 3 |
Раздел 4. Азотосодержащие органические
соединения |
7 |
3 |
3 |
Тест № 4 |
Раздел 5. Высокомолекулярные
соединения |
3 |
2 |
1 1 |
Тест № 5 |
Итого: 68 часов |
Тематическое планирование
№ урока |
Наименование | Кол-во часов |
Раздел 1. Углеводороды (24 часа) |
||
1.1. | Гомологический ряд, изомерия алканов | 1 |
1.2. | Строение алканов, номенклатура | 1 |
1.3. | Химические свойства алканов. Получение | 1 |
1.4. | Нахождение молекулярной формулы вещества | 1 |
1.5. | Строение, изомерия, номенклатура алкенов | 1 |
1.6. | Физические свойства, получение алкенов | 1 |
1.7. | Химические свойства алкенов | 1 |
1.8. | Упражнения в составлении формул изомеров алкенов | 1 |
1.9. | Строение молекул алкадиенов. Изомерия и номенклатура | 1 |
1.10. | Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов | 1 |
1.11. | Полимеризация алкадиенов. Каучук. Резина. | 1 |
1.12. | Строение, изомерия, номенклатура алкинов | 1 |
1.13. | Метановый и карбидный способ получения алкинов | 1 |
1.14. | Реакции присоединения алкинов | 1 |
1.15. | Реакция Кучерова, тримеризация ацетилена | 1 |
1.16. | Циклоалканы, гомологический ряд, общая формула | 1 |
1.17. | Химические свойства, получение циклоалканов | 1 |
1.18. | Цис- транс-, межклассовая изомерия циклоалканов | 1 |
1.19. | Сопряжение П-связей. Арены | 1 |
1.20. | Изомерия взаимного положения заместителей в бензольном кольце | 1 |
1.21. | Галогенирование, нитрование, алкилирование бензола | 1 |
1.22. | Взаимное влияние атомов в молекуле толуола | 1 |
1.23. | Генетическая связь между классами углеводородов | 1 |
1.24. | Тест по теме «Углеводороды» | 1 |
Раздел 2. Кислородосодержащие органические вещества (24 часа) |
||
2.1. | Классификация спиртов. | 1 |
2.2. | Изомерия углеродного скелета и положения функциональной группы спиртов | 1 |
2.3. | Химические свойства спиртов | 1 |
2.4. | Межмолекулярная дегидратация. Простые эфиры | 1 |
2.5. | Фенолы, получение | 1 |
2.6. | Химические свойства фенола | 1 |
2.7. | Взаимное влияние атомов и групп в молекуле фенола | 1 |
2.8. | Альдегиды и кетоны. Строение, изомерия | 1 |
2.9. | Химические свойства. Качественная реакция на альдегиды | 1 |
2.10. | Упражнения в составлении уравнений реакций с участием спиртов, фенолов, альдегидов | 1 |
2.11. | Решение расчетных и экспериментальных задач | 1 |
2.12. | Карбоновые кислоты, классификация | 1 |
2.13. | Общие свойства органических и неорганических кислот | 1 |
2.14. | Непредельные карбоновые кислоты | 1 |
2.15. | Решение расчетных задач на определение выхода продукта | 1 |
2.16. | Сложные эфиры. Строение, номенклатура | 1 |
2.17. | Получение сложных эфиров, реакция этерификации | 1 |
2.18. | Гидролиз сложных эфиров | 1 |
2.19. | Практическая работа «Получение уксусноэтилового и изоамилового эфиров» | 1 |
2.20. | Жиры. Состав, строение | 1 |
2.21. | Гидролиз и гидрирование жиров | 1 |
2.22. | Получение мыла. Синтетические моющие средства | 1 |
2.23. | Практическая работа «Решение экспериментальных задач по кислородосодержащим органическим веществам» | 1 |
2.24. | Тест по теме «Кислородосодержащие органические вещества» | 1 |
Раздел 3. Углеводы (10 часов) |
||
3.1. | Классификация углеводов. Моносахариды | 1 |
3.2. | Альдогексозы и кетогексозы | 1 |
3.3. | Химические свойства глюкозы | 1 |
3.4. | Пентозы. Рибоза. Дезоксирибоза | 1 |
3.5. | Дисахариды | 1 |
3.6. | Гидролиз дисахаридов | 1 |
3.7. | Полисахариды | 1 |
3.8. | Химические свойства полисахаридов | 1 |
3.9. | Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме» | 1 |
3.10. | Тест по теме «Углеводы» | 1 |
Раздел 4 Азотосодержащие органические соединения (7 часов) |
||
4.1. | Амины | 1 |
4.2. | Анилин | 1 |
4.3. | Аминокислоты | 1 |
4.4. | Реакция поликонденсации аминокислот | 1 |
4.5. | Белки. Структуры и свойства | 1 |
4.6. | Решение экспериментальных задач по теме «Аминокислоты. Белки» | 1 |
4.7. | Тест по теме « Азотосодержащие органические соединения» | 1 |
Раздел 5 Высокомолекулярные соединения (3 часа) |
||
5.1. | Полимеры. Классификация, строение, свойства | 1 |
5.2. | Пластмассы, их классификация | 1 |
5.3. |
Химические волокна. Классификация, строение, свойства | 1 |
Содержание программы
Раздел 1. Углеводороды (24 часа)
Гомологический ряд. Изомерия,
номенклатура алканов. Химические свойства
алканов. Радикальный механизм замещения.
Получение. Строение, изомерия, номенклатура
алкенов. Химические свойства и получение
алкенов. Электрофильный механизм реакции
присоединения. Алкины, строение и свойства.
Получение ацетиленидов. Алкадиены.
Циклические соединения. Сопряжение П-связей.
Арены. Ориентация в бензольном ядре: орто-, пара-,
мета-положени
Раздел 2. Кислородосодержащие органические вещества (24 часа)
Классификация спиртов. Изомерия
Химические свойства спиртов. Внутригрупповая и
межгрупповая изомерия. Простые эфиры. Фенолы.
Альдегиды. Кетоны. Способы получения альдегидов
и кетонов. Карбоновые кислоты.
Общие свойства органических и неорганических
веществ. Непредельные карбоновые кислоты.
Сложные эфиры. Жиры. Мыла.
Генетическая связь между основными классами
кислородосодержащих органических
веществ.
Раздел 3. Углеводы (10 часов)
Моносахариды. Альдокетозы и кетокетозы. Пентозы, рибоза, дезоксирибоза. Дисахариды. Полисахариды. Сложные эфиры целлюлозы. Генетическая связь между классами «Углеводы» и другими классами.
Раздел 4. Азотосодержащие органические соединения (7 часов)
Амины. Анилин. Взаимное влияние атомов в молекулах анилина. Аминокислоты. Поликонденсация аминокислот. Белки: структуры, свойства, проблемы синтеза белка, функции. Нуклеиновые кислоты.
Раздел 5. Высокомолекулярные соединения (3 часа)
Классификация полимеров, строение, свойства. Полимеризация, сополимеризация, поликонденсация. Пластмассы, их классификация. Синтетические каучуки, их многообразие. Синтетические волокна, их отличие от искусственных.
Литература
- Аргишева, А.И. Химия. Подготовка к государственному централизованному тестированию [Текст]/ А.И. Аргишева, Э.А. Задумина. – Саратов: Лицей, 2002 – 144 с.
- Барковский, Е. В. Тесты по химии Органическая химия [Текст]/Е.В Барковский, А.И. Врублевский. – М.: Рольф, 1999 –288 с.
- Борздун, Л.А. Решение расчетных задач в курсе химии [Текст]/Л.А Борздун. – Кемерово,1996 – 59 с.
- Врублевский, А. И. Тесты по химии. Теоретические основы химии. [Текст]/А.И Врублевский – Кемерово,1996 – 59с.
- Габриелян, О.С. Настольная книга учителя химии 10 класс. Методическое пособие для учителя [Текcт]/О.С Габриелян, И.Г.Остроумов.– М.: «Блик и К», 2001 – 533 с.
- Горбунова, С.В. Тесты по химии по основным разделам школьного курса химии 8-9 классы [Текст] /C/В. Горбунова. – М.: «Вако», 2006 – 208 с.
- Кузьменко, Н.Е. Химия. Теория и примеры решения задач для абитуриентов и учащихся 11 классов . [Текст] /Н.Е Кузьменко, В.В Еремин. – М.: Федеративная книготорговая компания,1997. – 256 с.
- Лидин, Р.А. Химия. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы [Текст] / Р.А. Лидин, Л.Ю. Аликберова. – М.: Аст-прессшкола, 2004 – 512 с.
- Чередник, Е.А. Химия. Задания типа С единого государственного экзамена [Текст] /Е.А. Чередник. – М.: Вентана-Граф, 2006 – 96с.