Цели:
- Познавательные:
- углубить сущность понятий род, семья, нравственные отношения и расширить знания об этих понятиях.
- Развивающие:
- учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
- выдвигать гипотезы, проводить наблюдения, графически оформлять результаты деятельности.
- Воспитательные:
- воспитывать культуру речи;
- воспитывать этическое отношение к окружающей действительности, явлениям, культуре, жизни в обществе;
- воспитывать положительные мотивы обучения.
Задачи:
- воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным;
- учить дорожить близкими: выражать им благодарность, относиться с уважением;
- подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека;
- показать важность ценности семьи: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи;
- развивать умение выражать свои чувства и мысли;
- развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений.
Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, участие в учебном диалоге, работа в группах, в парах.
Основные термины и понятия: род, семья, фамилия, родословная, нравственные отношения, генеалогическое древо.
Оборудование: стихи на тему «Семья», карточки с рисунками, карточки со словами, иллюстрации родословного древа
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверить готовность учащихся к уроку.
II. Актуализация знаний
На доске изображены ребусы:
Разгадав их, дети определяют общее слово «Семья».
Учитель задает детям вопросы:
- Как понимаете значение слова «Семья»?
- Что такое, по-вашему, род?
- Какое количество человек может входить в семью? род?
III. Тема урока
На доске написана тема урока «Род и семья – исток нравственных отношений». Дети читают тему урока.
IV. Работа по теме
1. Осознание понятий «род», «семья», «фамилия», «родословная»
Учитель просит прочитать первый абзац учебника на странице 38. На основе прочитанного и высказанного детьми ранее учитель предлагает сформулировать своими словами определение понятий «род», «семья».
Учитель: На уроке нам встретится ещё одно понятие. Оно тесно связано с понятиями «род», «семья». Предлагаю поиграть в слова, чтобы отгадать его.
Методические рекомендации: Игра строится на основе стихотворения А. Кушнера «Игра». Учитель читает первое четверостишие сам, затем читает только два первых слова, а третье должны назвать дети. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы дети интонационно выделяли образованные ими фамилии, что и подведет их к новому понятию.
Учитель: Как называются слова, которые вы проговаривали? Что обозначает слово фамилия? Слово «фамилия» латинского происхождения. В русском языке – наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени.
Методические рекомендации: Эту информацию может дать учитель, могут сформулировать сами дети, можно прочитать по словарю, или воспользоваться электронными ресурсами.
Учитель: Послушайте, как образовались некоторые фамилии. Подготовленный заранее ученик читает стихотворение М. Яснова «Я придумываю фамилии»
Задание для самых любопытных (всегда найдется ученик, который захочет выполнить дополнительное задание или особое задание, которое дают не всем): Узнать, как образовалась фамилия вашей семьи.
2. Знакомство с генеалогическим древом
Учитель: Мы говорили, сколько человек может входить в семью? Как связаны между собой эти люди? Интересно ли вам узнать, кем были предки вашей семьи? Это хорошо видно на схемах (рисунках), которые называются «генеалогическое древо».
На доске вывесить образцы составления генеалогического древа:
Рассмотреть, обсудить: Чем необычно это дерево? Кто является корнем, а кто будет веточками? После обсуждения показать родословные и генеалогические древа А.С. Пушкина, М.И. Голенищева-Кутузова, Л.Н. Толстого (см. Приложение). Спросить у учащихся: Как можно самому составить родословную, в какой форме: нарисовать древо, схему?
Задание для самых любопытных: Вместе с родителями составить свою родословную, нарисовать родословное древо.
3. Осознание смысла отношений между членами семьи
Учитель: Кто такой член семьи? Кто является членом семьи? Ты являешься членом семьи? Как ты это определил? Значит, у членов семьи есть своя роль и свои обязанности.
Работа в группах. Учитель помогает разбиться на группы и дает задание: выложить картинки с членами семьи и распределить между ними обязанности (карточки см. в Приложении).
Методические рекомендации: Для корректного выполнения задания советую сказать детям, что это абстрактная семья, созданная для данного задания. Рекомендуемые подписи под рисунками: муж, жена, сын, дочь, бабушка и т.д. Каждый учитель может использовать свои рисунки членов семьи.
Обсудить получившиеся варианты. Обратить внимание, что некоторые обязанности можно распределить между членами семьи, а можно выполнять вместе. Более важные обязанности выполняют старшие члены семьи.
Для получившейся семьи выбрать наиболее важные слова (слова написаны на карточках, см. приложение), прокомментировать свой выбор.
Методические рекомендации: Для класса с высоким темпом работы предлагаю инсценировать несколько ситуаций и обсудить их:
- кто-то в семье заболел;
- уставшая мама пришла с работы;
- ужин в семейном кругу;
- сын поссорился с отцом (матерью);
V. Итог урока
Подводя итог, дети формулируют главную задачу рода и семьи. Читают вывод по учебнику страница 39. Затем делают вывод своими словами после заданных вопросов: Какое место занимает семья в жизни человека? Чем она важна? Чем важен ты для семьи?
Учитель благодарит детей за активную работу на уроке.
V. Домашнее задание
Написать или нарисовать дела, которые можно выполнить всей семьей.